Сайт Образование и Православие > Публикации ЖИ > Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Формирование системы законодательных актов в контексте взаимоотношений государства и Церкви в XIX–XX веках

Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Формирование системы законодательных актов в контексте взаимоотношений государства и Церкви в XIX–XX веках


01.06.2021.
Диакон Александр КРУГЛИКОВ

руководитель отдела образования и катехизации Нижневартовского благочиния, заместитель научного руководителя научно-методической лаборатории Нижневартовского государственного университета, учитель латинского и древнегреческого языков Нижневартовской православной гимназии

В статье прослеживается формирование российского законодательства XIX – XX вв., регулирующего взаимоотношения государственной власти и Православной Церкви. Показан процесс эволюционных изменений в законодательстве, заключавшийся в переходе от покровительства и поддержки Церкви к полному равноправию всех религиозных объединений, а затем их отделения от государства.

В Царской России все основные законодательные акты были систематизированы в «Своде законов Российской империи» и по отдельным отраслям права, и по сферам общественной жизни. По законодательству Российской империи православная вера была «первенствующим и господствующим вероисповеданием». Состояние первостепенной важности обеспечивалось православной вере (Свод законов Российской империи) и церкви тем, что Российский император играл главную роль, будучи верховным защитником и хранителем (См.: Свод 1857: 5-6).

Только Православная Церковь была вправе проводить миссионерскую и просветительскую работу среди сторонников других конфессий и исповеданий, переход от ортодоксальной в другую веру был запрещен.

Наступивший̆ ХХ век стал для России временем тяжелого экономического и общественно-политического кризиса, усугубленного неудачами в войне с Японией̆. В стране усилились требования расширения политических прав и гражданских свобод. Наиболее важным законодательным актом этого периода является положение Комитета Министров от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому, переход из Православия в другие христианские исповедания больше не рассматривался как преступление (ПСЗРИ 3-е: 258-259). Были уточнены понятия раскол. Если ранее все, не относящиеся к православному исповеданию признавались раскольниками, то настоящим положением вводилось строгое разграничение и различие между верованиями: 1) старообрядцами, 2) сектами, 3) последователи нетрадиционных для России учений, само отношение к которым преследовалось в уголовном порядке. Первым двум группам был дарован статус «общин» с правом владения имуществом разного рода, как движимого, так и недвижимого, в том числе строение новых зданий и сооружений для образовательных нужд и отправления религиозных обрядов, а глава этих общин, по примеру устройства православной церкви назывался настоятелем. (Полное собрание законов Российской империи). Высочайший манифест от 17 октября 1905 года (Полное собрание законов Российской империи) важен с точки зрения вероисповедного законодательства тем, что в нем впервые в истории России было провозглашено право свободы совести (ПСЗРИ 3-е: 259-262).

Временное Правительство за непродолжительный период своей деятельности успело принять несколько правовых актов, имевших отношение к свободе совести и вероисповеданий. Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 года, которым ликвидировались абсолютно все ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности (Законы и постановления: 308). Уравнение в правах всех граждан, независимо от их вероисповедания и национально-этнической принадлежности – главный итог данного документа. Постановление «О свободе совести» от 14 июля 1917 года, представляющее собой, в основном, конкретизацию принципов, заложенных в Постановлении «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», по которому гражданам России предоставлялась полная свобода совести. Но при всех этих прогрессивных установлениях, Временное правительство сохранило в неприкосновенности господствующее положение Русской Православной Церкви: ее государственный статус, а также государственную и финансовую поддержку признанных государством религиозных организаций.

Правовые акты Советской власти внесли радикальные изменения в области свободы совести и вероисповеданий. Были утверждены светский характер государства и образования, религия была признана частным делом граждан. Уже в первых нормативных документах были установлены правила, ограничивающие деятельность религиозных организаций, например; лишение права собственности и прав юридического лица; гражданские права служителей Церкви также были ограничены: их лишили избирательного права. Эти меры объяснялись антирелигиозной позицией большевиков, в стране, в условиях гражданской войны, повсюду шла национализация собственности. По условиям Декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года Церковь была отделена от государства, а народ получил право разделять любые религиозные убеждения или не иметь их вообще (Декреты… 1957: 78). Обособленной от церкви оказалась и школа, что выразилось в полном недопущении преподавания дисциплин религиозного характера во всех учебных заведениях.

Церковь была лишена права владеть собственностью, а ее религиозные объединения потеряли статус юридического лица. Конституция РСФСР 1918 года подтверждает «отделение Церкви от государства и школы от Церкви», а «духовные служители религиозных культов и монахи» лишались избирательного права (Съезды… 1959: 87).

Но с установлением в конце 1920-х – 1930-е годы сталинского антирелигиозного тоталитарного порядка и наращиванием противоборства против «религиозных пережитков» из законодательства были полностью убраны малейшие свободы народовластия, которые были закреплены в Декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и Конституции РСФСР 1918 года.

В 1929 году принимается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», которое имеет своей целью ужесточение ситуации для работы религиозных обществ, фактически поставившее их под тотальный контроль со стороны властей (Законодательство … 1971: 336 с.). На протяжении шестидесяти лет это постановление было фактически законодательством для страны в вопросах, которые относились к религиозным объединениям.

В соответствии с этим Постановлением, религиозное общество могло приступить к своей деятельности лишь после регистрации в государственных органах. О составе религиозного общества и служителях культа сообщалось органу, зарегистрировавшему данное религиозное объединение. Общие собрания верующих религиозных обществ происходили только с разрешения исполнительного районного органа.

Государство имело право вывести из состава членов исполнительного органа религиозного объединения отдельных лиц без их на то согласия, запрещалось организовывать кассы взаимопомощи, оказывать материальную поддержку своим членам и многое другое. Не о каком религиозном образовании или обучении каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях и речи не быть не могло, за исключением, единственно, духовных учебных заведений. Таинства и обряды разрешались по исключительным обстоятельствам и с особого разрешения, получить которое зачастую не представлялось. За деятельностью религиозных объединений строго наблюдали. Остается добавить, что 7 статьей Постановления вообще не подлежали опубликованию, а сам сборник «Законодательство о религиозных культах» был исключительно только для служебного использования!

Международные законодательные акты явились отправной точкой для изменения статуса церковно-государственных отношений на уровне правовых актов в нашей стране. С проникновением начатков демократических норм, на закате Советской эпохи, стали происходить процессы, которые существенно и коренным образом реформировали смысл этих отношений, принципы, а, самое главное, цель.

В 1990 году всем гражданам было предоставлено право свободно и без ограничений иметь любые религиозные взгляды, а религиозным объединениям иметь статус юридического лица. По новой Конституции: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Конституция, ст. 14). Гражданам обеспечена свобода совести, а также вероисповедания, люди получили возможность жить в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Для более четкого определения именно правового статуса религиозных обществ было необходимо принятие дополнительных законодательных актов, которые бы включили религиозные организации в систему гражданских правовых отношений в качестве субъекта права и реализации этого права – этим документом стал Гражданский кодекс Российской Федерации (Гражданский кодекс: ст. 123.26-28).

Сегодня главным нормативным актом в сфере правового урегулирования положения религиозных объединений является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. В ст. 1 Федерального закона указано: «Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений». В п.2 ст.2 Федерального закона закреплены его верховенство в сфере регулирования вопросов, которые имеют отношение к реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений: «Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон».

Кроме того, деятельность религиозных объединений регулируется другими нормативными актами. В их числе: Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; приказы Министерства Юстиции Российской Федерации; нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодательство о свободе совести и вероисповедания в России прошло несколько этапов: от первенствующей и господствующей православной веры в Царской России и при Временном правительстве, до отделения Церкви от государства и тотального надзора властей за религией во время Советской власти к, наконец, современному положению, когда все религии и религиозные объединения провозглашены равными перед законами государства и отделены от государства, что закреплено в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Литература

Декреты Советской власти. Том 1. М., 1957 // https://www.prlib.ru/item/709081 (Дата обращения: 22.02.2020 г.).

Гражданский Кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (2020. 18 фев.).

Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов) / [Составители: Г.Р. Гольст, Д.М. Ночвин; Под общей редакцией В.А. Куроедова]. – Издание второе, дополненное. – М.: Юридическая литература, 1971. – 336 с. – Для служебного пользования.

Законы и постановления. Сборник указов и постановлений Временного правительства: Вып. 1 - 2. - Пг., 1917 - 1918. - 2 т. Вып. 1 : 27 февраля - 5 мая 1917 / Сост. Отд-нием Свода Законов Гос. Канцелярии. - 1917. - VI, 2, 555 c. // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10721-vyp-1-27-fevralya-5-maya-1917-1917#mode/grid/page/323/zoom/1 (2020. 20 фев.).

Конституция Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (2020. 21 фев.).

Полное собрание законов Российской империи // https://runivers.ru/bookreader/book10026/#page/259/mode/1up (2020. 20 фев.).

Свод Законов Российской империи // https://civil.consultant.ru/code/ (2020. 27 фев.).

Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик [Текст] : Сборник документов. 1917-1936 гг.: В 3 т. / [Ред. коллегия: М. П. Георгадзе (глав. ред.) и др.] ; Ин-т права Акад. наук СССР. Том 1, М., 1959.

Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (2020. 28 фев.).


 


Вернуться назад