Сайт Образование и Православие > Публикации ЖИ > Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Пенсионное обеспечение духовного сословия в Российской империи

Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Пенсионное обеспечение духовного сословия в Российской империи


23.09.2021.

Диакон Александр КРУГЛИКОВ

Нижневартовский государственный университет

В последние годы в отечественной историографии опубликован ряд исследований, посвященных проблемам пенсионного обеспечения российского духовенства в синодальный период (Блакитный 2015; Иконников 2017; Кокарев 2014; Сухарев 2014), что говорит об актуальности данной тематики, ее востребованности в научном сообществе.

Особое значение имеют вопросы законодательного регулирования материальной поддержки представителей духовного сословия. Без их изучения сложно понять условия, механизмы реализации государственной политики по организации социального обеспечения в целом, отношение светской власти к Русской Православной Церкви и ее представителям, в частности.

Образование пенсионного фонда для духовенства было положено еще во времена императрицы Екатерины II. К 1860 году в нем уже находилось 5 375 292 руб. 13 февраля 1860 года указом Александра II пенсионный капитал для лиц духовного звания был передан для более эффективного управления и контроля в руки государственного казначейства, которое с этого момента стало активнее изыскивать средства для увеличения процентов данного капитала, так как существующие суммы были недостаточными для покрытия расходов на пенсионное обеспечение заштатного духовенства (Иконников 2017: 46).

Можно согласиться с выводами, к которым пришел С.А. Иконников, что в Российской империи на государственном уровне отсутствовали содержательные нормативно-правовые акты, которые регулировали права заштатных священников и членов их семей на пенсионное обеспечение (Иконников 2017).

Поэтому в правление императора Александра II была проведена серьезная работа по разработке законодательства, которое бы смогло определить правовой статус российского духовенства в сфере пенсионного обеспечения. Таким законодательным актом стали «Временные правила о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям епархиального ведомства и семействам их», принятые 9 мая 1866 года (Временные правила… 1866). Данный нормативно-правовой акт должен был стать переходным до выработки и принятия постоянного законодательства в области пенсионного обеспечения священнослужителей, церковнослужителей Российской Православной Церкви, а также членов их семей.

Согласно содержащимся в документе нормам священнослужителям устанавливалась пенсия. Условием ее получения являлась обязанность прослужить в священном сане от 35 лет и более. Закон давал пенсионное обеспечение не только священникам. Предусматривалось поощрение духовным лицам, занимавшимся народным просвещением, исполнявшим обязанности законоучителей в различных учебных заведениях. При этом просветительская работа с подрастающим поколением при расчете времени выслуги в сравнении с епархиальной была выгоднее. Так, год работы в училище оценивался за один год и три месяца службы при исполнении основных обязанностей.

Вдовам священнослужителей назначались пенсии в случае, если муж умер на службе «по приобретении права на пенсию беспорочною выслугою срока» или же находился «за штатом на пенсии» (Временные правила… 1866: 534).

Временными правилами были установлены суммы пенсионных выплат. Для лиц, находящихся в священном сане, они составляли 70 руб. в год, а их вдовы получали 35 руб. в год. Если на иждивении в семье вдовы находились дети, имеющие различные физические и духовные недуги, то размер пенсии достигал 45 руб. в год (Временные правила… 1866: 535).

Все названые суммы денежной помощи были небольшими, они позволяли удовлетворять самые минимальные жизненные потребности. Однако обер-прокурор Священного Синода Д. А. Толстой сумел произвести небольшую корректировку выдаваемых пенсий. Начиная с 1 января 1867 года лица духовного звания стали получать годовые выплаты в размере 90 руб., их вдовы – до 55 руб., имевшие детей с недугами – до 65 руб. (Извлечение… 1867: 100).

Несмотря на проводимую государством индексацию, пенсии священнослужителей и членов их семей продолжали находиться на очень низком уровне. При этом «Временные правила» нигде не упоминали и никак не регулировали пенсионное обеспечение следующих лиц: дьяконов, псаломщиков и членов их семей. В государственном бюджете просто отсутствовали необходимые денежные средства для выделения пособий данным категориям.

Несмотря на это, государство постепенно стало расширять круг духовных лиц, которым была положена пенсия. С 1876 года к ним были отнесены протодьяконы, которые штатно служили при кафедральных соборах, при этом сумма выплачиваемого пособия соответствовала священнической (Извлечение… 1877: 269).

С 1 января 1879 года пенсии священнослужителей были вновь подвергнуты небольшой индексации. В результате увеличился объем денежного довольствия священников и протодьяконов до суммы 130 руб. в год, их вдовам выплачивалось 65 руб. в год (по 90 руб. в год назначалось вдовам, имевшим малолетних или больных детей) (Извлечение… 1867: 272).

Позже всего пенсии в Российский империи стали получать дьяконы. К ним также предъявлялось условие прохождения штатной службы на протяжении не менее 35 лет. Данные выплаты были установлены с 1 января 1880 года в размере 65 руб. в год (вдовам – 40 руб. в год, имевшим малолетних или больных детей – 50 руб. в год) (О Высочайшем… 1880: 19–20).

Государственное законодательство о материальных выплатах священникам на протяжении второй половины XIX века значительно изменилось, и пенсионные выплаты распространились на всех священников, а позже и дьяконов. Самыми ущемленными были представители церковнослужителей – псаломщики, которые вплоть до начала XX века не имели права на получение пенсионных выплат. Тем не менее, Временные правила действовали 36 лет, государство на их основе рассчитывало пенсионное содержание священнослужителей и их семей.

Благодаря инициативе императора Николая II и как следствие многочисленных прошений местных епархиальных властей 3 июня 1902 года был принят новый «Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства» (Устав… 1902: 487–491). Новый закон уравнял в правах на пенсионное обеспечение лиц духовного звания и служащих гражданских ведомств.

Пенсионное обеспечение распространялось теперь не только на лиц в священном сане, но и на псаломщиков. Изменились и условия для назначения выплаты. Чтобы получать пенсию, священникам, дьяконам и псаломщикам следовало находиться на службе минимум от 20 до 30 лет (тогда они получали от 1/3 от полного пенсионного оклада), прослужившие от 30 до 35 лет – 2/3, прослужившие 35 лет и более – полный оклад (Устав… 1902: 488).

Новый пенсионный устав предполагал возможность получения пенсий лицам, заболевшим в течение своей службы тяжкими заболеваниями. Если священник, дьякон или псаломщик приобрели неизлечимые недуги, которые не позволяли обходиться без постоянного постороннего ухода, то им назначалась пенсия: прослужившим от 5 до 10 лет – 1/3 оклада, от 10 до 20 лет – 2/3, от 20 лет – оклад в полном размере.

Пенсионный устав 1902 года предполагал следующие размеры пенсий (в год): кафедральным протоиереям – 500 руб., ключарям соборов и протоиереям – 400 руб., священникам, протодьяконам – 300 руб., дьяконам и иподьяконам – 200 руб., дьяконам на должностях псаломщиков и псаломщикам – 100 руб. (Устав… 1902: 489). Священнослужителям, исполнявшим беспрерывно не менее 10 лет должности членов консистории или благочинных, оклады пенсии увеличивались на 60 руб. даже в случае, если при уходе на покой они и не состояли на вышеозначенных должностях.

Вдовам священников, дьяконов и псаломщиков предусматривалась пенсия в размере 1/2 от пенсии мужей. За каждого малолетнего ребенка назначалась прибавка в размере 1/3 от другой половины оклада. Таким образом, женщина, имевшая трех и более детей, получала полный пенсионный оклад (Устав… 1902).

«Устав о пенсиях» 1902 года предусматривал возможность выплаты единовременных пособий лицам, находившимся в тяжелых жизненных обстоятельствах. В частности, право на получение единовременного пособия имели клирики, вынужденные оставить службу из-за неизлечимых болезней (при этом необходимо было отслужить от 1 года до 5 лет); духовные лица, вышедшие за штат по расстроенному здоровью и прослужившие при этом от 5 до 10 лет. Единовременные пособия могли выплачиваться также вдовам и детям священников, дьяконов и псаломщиков, умерших до выслуги положенного на выплату пенсии срока. Священно- и церковнослужители, ушедшие за штат по причине тяжкого неизлечимого недуга, получали полный оклад пенсии. Вдовам и малолетним детям пенсия выплачивалась в зависимости от выслуги лет покойного: до 10 лет – 1/2 оклада, свыше 10 лет – полный оклад (Устав… 1902).

Принятый в 1902 году устав был более продуман и в отличие от «Временных правил» 1866 года учитывал интересы не только священнослужителей, но также и церковнослужителей. При этом следует отметить общие недостатки данных нормативно-правовых актов. Несмотря на расширение числа лиц духовного звания, которые смогли получить пенсионное обеспечение, все же оставался ряд священнослужителей, по некоторым условиям лишенных возможности в будущем на пенсионные выплаты и денежное содержание в старости.

Конечно, во время действия «Временных правил» количество таких лиц было значительно больше, так как требования к клирикам, уходившим за штат, предъявлялись очень строгие (35 лет выслуги и т. д.). Но и Устав 1902 года предоставлял значительному числу клириков лишь единовременные пособия, оставляя их без права на пенсию. Самым главным минусом действовавших правил и принятого устава было то, что они предусматривали такие суммы для выплат, размеры которых позволяли большинству пенсионеров только существовать.

Остро стоял вопрос о пенсиях российскому православному духовенству в IV Государственной думе. В декабре 1913 года группой депутатов был подготовлен законопроект № 184 «О пенсиях православному духовенству», который поддержал 161 депутат, он был даже вынесен на заседание Думы (Приложения… 1914: 1–3).

Предложенный законопроект предполагал провести существенную индексацию установленных ранее государством сумм, предназначенных для пенсионных выплат, которые бы наиболее полно соответствовали современным реалиям. В озвученных предложениях предусматривалось значительное повышение пенсий для священнослужителей и церковнослужителей, например, священнику полагалась годовая выплата в 1200 руб., дьякону – 600 руб., псаломщику – 400 руб.

Таким образом, впервые на государственном уровне предполагалось привести пенсионные выплаты в соответствие с существующей экономической ситуацией, что позволяло бы представителям духовного звания получать достойные средства, на которые можно было полноценно существовать, а не выживать.

Безусловно, сумма пенсионного оклада была разной у священнослужителей и церковнослужителей. Во многом она определялась штатной должностью, которую раннее занимал человек, выходивший на пенсию. Например, духовные лица, занимавшие ключевые посты в епархии, а также такие священники, как кафедральные протоиереи и епархиальные миссионеры, могли получать годовую пенсию в размере 1200 руб., чуть меньше – 1050 руб. в год – получали духовные лица, состоявшие ранее ключарями соборов и протоиереи. За ними шли уездные миссионеры и духовники семинарий – 900 руб. в год, дьяконы и иподьяконы – 450 руб. в год, дьяконы, находящиеся по штатному расписанию на должности псаломщика, и собственно псаломщики – 300 руб. в год.

В законопроекте предполагалось дифференцированно подойти к установлению пенсионных доплат. Так, например, доплата в сумме 150 руб. в год к основной пенсии предусматривалась тем священникам, которые занимали ключевые посты в епархиальном управлении, среди них – члены духовных консисторий и благочинные, прослужившие на этих должностях не менее 10 лет. Учитывал законопроект и интересы членов семей священников. Так, например, их вдовам устанавливалась сумма выплаты в размере половины от пенсии супруга. Если в семье священника оставались на попечении малолетние дети, то за каждого ребенка ей доплачивали по 1/3 от пенсии супруга. Сроки выслуги для ухода за штат оставались теми же, что и по Уставу 1902 года. Для пополнения пенсионной кассы вводился новый взнос с жалованья духовных лиц. Так, протоиереи и священники должны были платить по 3 коп. с рубля, дьяконы и псаломщики – по 2 коп. (Приложения… 1914: 2).

Однако данный законопроект так и остался непринятым и не был претворен в жизнь, чему помешала начавшаяся Первая мировая война. Тем не менее, в исследуемый период происходит становление российского законодательства в сфере пенсионного обеспечения священнослужителей, церковнослужителей и членов их семей. Начало этому процессу положили «Временные правила» 1866 года. Но завершенный вид нормативно-правовая база в этой области приобрела только в начале XX века с принятием в 1902 году «Устава о пенсиях». Долгое отсутствие законов, регулирующих пенсионное обеспечение, свидетельствует о невозможности только лишь усилиями государства решить этот вопрос. Поэтому на епархиальных уровнях стали активно возникать кассы взаимопомощи и поддержки заштатных священнослужителей и их семей.

Литература

Блакитный М.М . 2015. К вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. XIX в. – начале XX в. (по материалам журнала «Черниговские епархиальные известия») // Вестник церковной истории 1-2(37-38), 319–330.

Временные правила о пенсиях в единовременных пособиях священнослужителям епархиального ведомства и семействам их. 1866. // ПСЗРИ. Собрание (1825–1881): Т. 41. Ч. 1. № 43288, 534–537.

Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1866 г. 1867. СПб.: Синодальная типография, 279.

Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1876 г. 1877. СПб.: Синодальная типография, 416.

Иконников С.А. 2017. Пенсионное обеспечение приходского духовенства Православной Российской Церкви: история установления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология 4, 46–50.

О Высочайшем соизволении на назначение с 1-го января 1880 г. пенсий дьяконам и их семействам. 1880 // Официальный отдел Московских церковных ведомостей 8, 19–20.

Кокарев М. 2014. Пенсионное обеспечение духовенства Русской Православной Церкви в конце синодального периода // Научные труды Самарской духовной семинарии. Сборник статей. Самара, 78–97.

Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. Четвертый созыв. Сессия вторая. Вып. 2 (№ 131–197). 1914. СПб.: Государственная типография, 774 16, 184.

Римский С.В. 1999. Российская Церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов). М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства. 1902 // ПСЗРИ. Собрание (1881–1913): Т. 22. Ч. 1. № 21564, 487–491.

Сухарев А.Н. 2014. Финансово-экономическое положение Русской православной церкви и духовенства в досоветский период // Финансы и кредит 25(601), 56–64.

Живоносный Источник № 1 (16) 2021 год


 


Вернуться назад