Сайт Образование и Православие > Публикации ЖИ > Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Духовное сословие Тобольской епархии: социальные и демографические характеристики

Диакон Александр КРУГЛИКОВ. Духовное сословие Тобольской епархии: социальные и демографические характеристики


27.12.2021.

Диакон Александр КРУГЛИКОВ

Нижневартовский государственный университет

Интерес к сословиям Российской империи в последние годы связан с обращением исследователей к истории повседневности, которую лучше всего изучать через призму отдельных социальных страт. Среди всех сословий имперской России, православному духовенству долгое время внимания почти не уделялось [15, с. 12], несмотря на его богатую историю и ту роль, которую отводило ему государство в формировании системы традиционных ценностей и приспособлению всех социальных слоев к новым условиям жизни.

Для дореволюционной историографии характерны обещающие исследования по истории церкви, написанные в основном иерархами (митр. Филарет (Дроздов), архим. Иннокентий (Смирнов) [17], митр. Макарий (Булгаков) [18], епископ Амвросий (Орнатский) [1]. Первым же, кто обратил внимание непосредственно на православное духовенство (определение на приход, социальный статус, материальное положение), стал профессор Казанской духовной академии – Петр Знаменский [11, 12].

Советскую историографию можно разделить на два противоположных направления: после революции и установления в науке принципа тотального преобладания научного атеизма, говорить об интересе к духовенству вне критериев «служанка самодержавия» и «эксплуататорский класс» стало невозможно [4, 5, 6, 7, 14, 24]; вопросы же церковной тематики более тщательно разрабатывались заграницей – в эмиграции. И именно за пределами России появился классический, не утративший актуальности даже сегодня труд Игоря Смолича – «История русской Церкви 1700-1917», в котором отдельные главы были посвящены истории православного духовенства [28, 29].

Для современной историографии характерно отсутствие так называемого «идеологического прессинга». Среди современных исследователей стоит выделить работы, посвященные истории духовенства отдельных регионов, которых с каждым годом становится все больше [2, 3, 9, 16]. Отдельного внимания заслуживает работа Б. Миронова «Социальная история России», в которой духовенство рассматривается как одно из свободных сословий, не уступающих по своей грамотности дворянству, но со значительно меньшим доходом [19, с. 98-110]. Появляются отечественные исследователи, все больше разрабатывающие различные аспекты, связанные с этой общественной группой [3, 10, 25].

Однако следует признать то факт, что история духовного сословия дореволюционной России остается еще мало изученной, особенно в рамках региональной историографии. Среди прочих аспектов искомой темы интересными являются вопросы демографического и социального положения духовенства в отдельных регионах Российской империи.

В XIX веке сословие православного духовенства, согласно сохранившимся статистическим данным, представляло собой малочисленную социальную страту в сравнении с другими российскими сословиями. Так, по подсчетам исследователей динамика роста духовного сословия едва заметна: в 1860 году священников было 37,8 тысяч человек, в 90-е годы XIX века – 38 тысяч, к началу XX века – 44 тысяч [26, c. 29]. По подсчетам Б.Н. Миронова в 1904 году священников было 47,7 тысяч человек, в 1913 году – 50,4 тысяч [19, c, 108]. Данные всероссийской переписи 1897 года утверждают, что численность лиц православного исповедания в Российской империи составляли 87,3 миллиона человек, в соотношении с другими конфессиями составляло более 69,5% ее населения [23, c. 6-70].

Тобольская епархия была открыта в 1620 году и первоначально именовалась, как «Сибирская и Тобольская». В следующие несколько веков из нее выделят почти все остальные епархии, которые будут существовать на территории всей Сибири и Дальнего Востока. К 1913 году Тобольская епархия включала в себя почти всю территорию Тобольской губернии и располагалась на очень обширной территории общей площадью один миллион квадратных вёрст, граница на севере проходила по Северному Ледовитому океану, южная граница – по казахской степи, западная – по Уралу и Екатеринбургской епархии, восточная – по Омской епархии. По занимаемой площади своей территории Тобольская епархия находилась на третьем месте после таких крупных регионов, как Енисейская и Иркутская губернии. О плотности населения в регионе сообщает «Справочная книжка Тобольской губернии за 1904 г.», где приводятся следующие данные: площадь губернии составляла – 12192297 квадратных вёрст, а численность населения достигала – 1545161 человек. Таким образом, плотность населения на данной территории насчитывала 1,27 человека на одну квадратную версту [8, c. 3].

Существующие огромные пространства, которые занимала Тобольская епархия с одной стороны были слабообжитыми, а другой существовала определенная закономерность, четко выраженная при продвижении с юга на север. Да и в самых южных частях епархии, особенно это относилось к сельской местности, распространённой была практика наличия одной приходской церкви на несколько селений. Прихожанам этого храма, находившимся в других селениях Тобольской епархии, приходилось проделывать большие расстояние в несколько десятков верст, чтобы попасть в храм. Еще большие трудности испытывал настоятель, который окормлял эти селения. Он проезжал сотни верст от своего приходского храма, чтобы посетить прихожан и совершить жизненные требы, связанные с крещением и отпеванием.

В городах Тобольской епархии положение было более благоприятным, храмы имелись в достаточном количестве, а также действовали и мужские и женские монастыри. Особенно большая концентрация лиц духовного сословия была в епархиальном центре – городе Тобольске, где находился 21 православный храм, мужской Знаменский монастырь, резиденция правящего архиерея, духовные учебные заведения (духовная семинария, духовное училище, женское епархиальное училище и несколько церковно-приходских школ), два монастыря в Тобольском уезде – Абалакский мужской и Иоанна-Введенский женский.

Представление о численности и плотности проживавшего населения Тобольской епархии, а также о его религиозном состоянии нам дают материалы из «всеподданнейшего отчета начальника Тобольской губернии», а точнее – приложения к нему в виде «Обзора Тобольской губернии» по годам. Сложность выделения представителей духовного сословия среди основной массы населения заключается в том, что в сохранившихся статистических материалах представители сословия православного духовенства, как отдельная группа среди православных губернии, очень часто не обозначены. Согласно сохранившимся статистическим данным, можно представить численность православного духовенства в регионе – оно входило в малочисленную группу сословий.

Несмотря на рост численности духовного сословия в исследуемый период (данные представлены в таблице 1), по отношению к совокупности всего населения губернии данный рост был весьма незначительным. В процентном соотношении даже произошло уменьшение числа лиц духовного звания к общей численности жителей региона - с 0,5% в 80-е годы XIX века до 0,3 в начале XX века. Следует отметить, что на протяжении исследуемого периода происходил рост населения Западной Сибири в целом за счет нескольких факторов. Первый – развитие коммуникационной сети, где в первую очередь большое значение имело строительство и ввод в эксплуатацию Транссибирской магистрали. С появлением железной дороги возникает второй фактор – активная переселенческая политика по переселению крестьян из густонаселенной Европейской России в малонаселенные окраины империи. Активные фазы этого процесса приходятся на конец XIX века, а в начале XX столетия была проведена аграрная реформа премьер-министра П.А. Столыпина. В таблице 1 представлена численность сословия православного духовенства, вместе с их семьями. Безусловно, численность самих священнослужителей и церковнослужителей была незначительной.

Таблица 1[1]

 

Численность духовного сословия по материалам обзоров Тобольской губернии

год

муж

жен

итого

Процент к населению губернии

1871

2106

2551

4652

0,5

1897

2271

2890

5161

0,4

1901

2353

2905

5258

0,4

1905

2392

2991

5383

0,3

Точно определить численность духовенства в Тобольской епархии представляется маловероятным, так как она зависела от способов подсчета. Количественное возрастание обусловлено факторами, указанными выше: в 1820-1862 годах в пределах 0,6-0,8% (административный учет) или в 1809-1869 годы (церковный учет) в пределах 1,2-1,3%. Общая численность белого духовенства в Тобольской епархии в 1896 году составляла 919 человек. Из них протоиереев было 2%, священников – 37,9%, дьяконов – 17,7%, причетников – 42,4%. К 1915 году численность возросла до 1 177 человек, что было связано с открытием новых приходов в переселенческих районах края и с естественным приростом населения. В 1914 году в среднем один представитель белого духовенства в Тобольской епархии приходился на 1 790 жителей, по стране в целом – один на 1440 жителей.

Таблица 2[2]

Общая численность белого духовенства в Тобольской епархии

 

Год

Протоиереи

Священники

Дьяконы

Причетники

Всего

1897

19

361

85

378

843

1898

20

359

73

394

846

1903

27

414

47

318

806

1905

24

452

73

432

981

1908

22

443

94

432

991

1909

24

472

78

434

1008

1915

38

571

130

438

1177

Увеличение численности представителей духовного сословия, а вместе с тем и рост населения вызывал определенный кадровый голод. Почти каждый месяц в официальном епархиальном издании епархии – Тобольских епархиальных ведомостях – в рубриках «Епархиальные известия» или «Список вакантных священнических и псаломщических мест в приходах» выходили сведения о вакантных местах священников и псаломщиков епархии. Так, например, 1 января 1882 года в Тобольской епархии были вакантными следующие места: 37 священнических, 45 псаломщических [27, с. 12-16], 22 марта 1903 года – 13 священнических, 22 псаломщических [30, с. 79-80], на 17 января 1913 года – 11 священнических, 8 псаломщических [31, c. 30.].

Как видно из статистики в указанный нами период вакантных мест оставалось достаточно много, поэтому исполнять свои обязанности при условии окормления одним приходом территории прихода, где не было священника, в условиях Сибири и территориальных границ прихода, становилось практически невозможно. В том же время, как свидетельствуют данные, ситуация начинает меняться к концу рассматриваемого периода.

Данные тенденции отмечены в коллективной монографии «Русская православная церковь на Севере Западной Сибири в конце XVI – начале XX веков: институциональное влияние на политические, социальные, экономические и этнокультурные процессы (формы, факторы, специфика, историческая роль)». Авторы указывают: «Происходит размывание сословной замкнутости духовенства. Если в 1841 г. все священно-, и церковнослужители Березовского благочиния происходили из духовного сословия, в 1885 г. среди священников появились представители березовского мещанства и «военных чинов»; дьяконов и псаломщиков – военных, мещан, крестьян, «инородцев» (все – по 1 чел.)» [32, с. 17,35], что подтверждают данные статистики о вакантных должностях из Тобольских епархиальных ведомостей. С одной стороны, преодоление сословной замкнутости было приоритетным направлением государственной политики, но с другой, государство намеренно не давало возможности войти в духовное сословие. Выход из него предполагался только в интересах государственной службы и переведения вышедших в податное положение, к тому же приход и клир так фактически и остались наследственными [13, 20, с. 411]. По своей социальной характеристике белое духовенство региона все же представляло собой замкнутое сословие, социальный статус которого в основном передавался по наследству от отца к сыну, брак тоже стремились заключить внутри сословной группы. Хотя на рубеже XIX-XX веков многие дети священников не желали продолжить путь церковного служения, стремились, особенно после получения семинарского образования, устроится в жизни по-иному, поступить далее в университет или найти работу вне духовной системы. Данная тенденция была характерна и для Российской империи в целом.

Интересные данные с точки зрения гендерного состава и социального происхождения можно получить, проанализировав состав монашествующих в Тобольской епархии в исследуемый период. В епархии действовало пять монастырей, среди которых три мужских – Знаменский (г. Тобольск), Абалакский (Тобольский уезд, с. Абалак), Троицкий (г. Тюмень) и два женских – Иоанно-Введенский (Тобольский уезд, с. Иваново), Николаевский (г. Туринск). Численность монашествующих в сравнении с белым духовенством епархии тоже была не многочисленна и составляла 15-20 % от общего числа священнослужителей и церковнослужителей. В таблице 2 приведен социальный состав монашествующих как мужских, так и женских монастырей епархии в исследуемый период. Первое место по социальному происхождению принадлежало крестьянству, выходцы из этой сословной группы составляли от 70-80 % процентов монашествующих. На втором месте находились представители городских сословий – купцы и мещане, незначительным был процент выходцев из духовного и дворянского сословия.

Таблица 3[3]

Социальный состав монашествующих Тобольской епархии

 

год

1869-1872

1892-1901

1905-1906

Сословия

Духовенство

11

2

6

Дворянство

4

1

2

Купечество и мещанство

14

18

12

Крестьянство

114

140

183

Военные

3

3

Разночинцы

1

1

Поселенцы

1

Казачество

1

Итого

147

166

203

Можно согласиться с выводами А.В. Зеленина, что мужские монастыри Тобольской епархии всегда были малочисленны, тем самым отличались от монастырей Европейской части России и, согласно штатному расписанию, даже не могли быть укомплектованы по численности. Большую часть монашествующих епархии давали женские монастыри, что подтверждается и статистическими данными, а основная масса монахинь – это женщины из крестьянского сословия, что вполне релевантно женским монастырям из Европейской России. Крестьянское сословие составляло более половины населения в Российской империи.

Таким образом, в демографическом и социальном развитии православное духовенство Тобольской епархии в исследуемый период в целом находилось в тех же векторах развития, как и духовенство Российской империи, небольшой рост численности духовных лиц, проходил на фоне роста населения в целом. Духовное сословие было малочисленным и замкнутым. Во многом оно пополнялось за счет черного духовенства, так как в монахи принимали представителей из других социальных страт, основу монашества составляли выходцы из основного российского сословия того периода времени – крестьянства.

Литература

1. Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. В 6 ч. Ч. 1 / М.: Синодальная типография, 1807. 643 с.

2. Бабушкина О.Ю. Приходское духовенство Южного Зауралья в 60-е годы XIX-начале XX вв.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02. Курган, 2002. 168 с.

3. Гончаров Ю.М. Материальное положение православного белого духовенства в городах Тобольской губернии в середине XIX- начале XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-1 (68). С. 63-66.

4. Грекулов Е.Ф. Как российское духовенство душило печать. М.: Атеист, 1930. 73 с.

5. Грекулов Е.Ф. Православная церковь – враг просвещения. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 192 с.

6. Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М.: Атеист, 1930. 153 с.

7. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. (2-я половина XIX – начало XX в.). М.: Наука, 1969. 184 с.

8. Дунин-Горкавич А.А. Справочная книжка Тобольской губернии: прил. к карте Тобольской губернии: по сведениям до янв. 1904 г. Тобольск: Изд. Автора, 1904. 160 с.

9. Ершова Н. А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке: автореферат дис. кандидата исторических наук: 07.00.02. СПб., 1992. 16 с.

10. Зеленин А.В. Социальный состав монастырей Тобольской епархии на рубеже XIX–XX вв. // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-2. С. 385-389.

11. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. СПб.: Издательский дом «Коло», 2003. 800 с.

12. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань: Унив. Тип, 1873. 851 с.

13. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1981. 183 с.

14. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М.: Наука, 1984. 224 с.

15. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX вв. М.: Новый хронограф, 2002. 255 с.

16. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.: (На прим. Пермской епархии): Монография. Екатеринбург: УралНАУКА, 1998. 218 с.

17. Мефодий (Смирнов). Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века: В пользу духовнаго юношества. СПб.: При Святейшем Синоде, 1817. 514 с.

18. Макарий (Булгаков). История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской церкви. СПб.: тип. Ю.А. Бокрама, 1868. 338 с.

19. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало ХХ в.): Генезис личности, демократ. семьи, гражд. о-ва и правового государства: В 2 т. / Б.Н. Миронов. – 3. изд., испр. и доп. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 547 с.

20. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. 445 с.

21. Обзор Тобольской губернии за 1871 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету начальника Тобольской губернии. Тобольск: Губ. стат. ком., 1872. 149 с.

22. Обзор Тобольской губернии за 1905 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету начальника Тобольской губернии. Тобольск: Губ. стат. ком., 1906. 89 с.

23. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел, 1905. Вып. 6. 247 с.

24. Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.: Л., 1960. Т. 4. С. 156-157.

25. Прахт Д.В. Духовенство как сословие Российской империи на примере Тобольской епархии // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2019. № 2 (12). С. 51-59.

26. Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 годы / составил магистр Ив. Преображенский. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1897. 236 с.

27. Епархиальные известия // Тобольские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). 1882. № 1. Отдел офиц. С. 12-16.

28. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700–1917. В 2 ч. Ч. 1 / И.К. Смолич. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря, 1996. 798 с.

29. Смолич И.К. Русское монашество. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. 608 с.

30. Список вакантных священнических и псаломщических мест в приходах // ТЕВ. 1903. №7. Отдел офиц. С. 79-80.

31. Список вакантных священнических и псаломщических мест в приходах // ТЕВ. 1913. № 2. Отдел офиц. С. 30.

32. Цысь В.В., Цысь О.П., Солодкин Я.Г., Спичак А.В. Русская православная церковь на Севере Западной Сибири в конце XVI – начале XX вв.: институциональное влияние на политические, социальные, экономические и этнокультурные процессы (формы, факторы, специфика, историческая роль): монография / В.В. Цысь, Я.Г. Солодкин, О.П. Цысь, А.В. Спичак: под общ. ред. В.В. Цыся. Нижневартовск: НВГУ; Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2020. 223 с.

[1] Подсчитано по Обзорам Тобольской губернии за 1871, 1897, 1901, 1905 гг.

[2] Источник: Российский государственный исторический архив Ф.796. оп.442. д. 1646, 1698, 2001, 2120, 2361, 2736.

[3] Подсчитано по материалам статьи Зеленина А.В. Социальный состав монастырей Тобольской епархии на рубеже XIX–XX вв. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-2. – С. 385-389.

«Живоносный Источник» №2 (17) за 2021 г. 


 


Вернуться назад