По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 24.01.2016 в рубрике  Интернет-журнал
 

Евгения Вазенмиллер. Утилитаризм против человека и Церкви

Идеи утилитаризма возникли 400 лет назад, но наиболее ясное выражение получили в работах Джереми Бентама (1748—1832).  Согласно Бентаму, любая моральная деятельность является оп­равданной, если ведет к достижению наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей.
 

Может быть, эта идеология не была бы такой опасной, если бы под счастьем не понималось удовлетворение всех потребностей человека, материальных и духовных.

Утилитаризм якобы борется с эгоизмом людей, призывая стремиться ко всеобщему благу, но на деле мы видим потребительское отношение к природе и к людям.

В утилитарном обществе природа – это ресурс. Вспомните слова Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» (1860): «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Слова селекционера И. В. Мичурина (1855-1935): «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Мы разрушаем природу, пытаясь извлечь максимальную выгоду и максимально удовлетворить свои потребности, а потребности всё растут и растут. Мы губим мир, созданный Богом, и разглагольствуем о любви к Богу!

Иммануил Кант (1724-1804) в критике утилитаризма совершенно точно указал, что личность станет средством для достижения удовольствий/выгоды/пользы. Человек рассматривает себя как объект, который можно использовать для удовольствия других людей, а других людей рассматривает как объекты для удовлетворения своих собственных потребностей. Люди используют друг друга, извлекают выгоду друг из друга. Стоит ли удивляться, что в наше время на людей смотрят не как на личности, а как на людские ресурсы.

И природа, и люди превратились в ресурс.

Если на первом месте стоит не спасение человеческой души, а польза, тогда начнут извлекать пользу и из души.

В утилитарном обществе человек оценивается по количеству пользы, которую он приносит другим людям. А если ты не приносишь пользу, кому ты нужен? Страшно жить в мире, в котором ты никому не нужен, если с тебя нечего взять.

Опять вспомним произведение Тургенева и слова умирающего Базарова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь...».

Кто нужен? Ты, человек, личность, образ Божий, хоть кому-то нужен? В утилитарном обществе – никому. В утилитарном обществе нет человека, а есть функциональные единицы: налогоплательщик, потребитель товаров, производитель товаров, строитель коммунизма, пушечное мясо, прихожанин, захожанин, продвинутый верующий, неофит… кто угодно, только не человек. Меня давно мучает вопрос, почему у французов фильм называется «Мужчина и женщина», а у нас – «Свинарка и пастух»?

Без шуток: последствия утилитаризма дают себя знать ростом психических заболеваний и самоубийств, разрушением семьи. Муж и жена извлекают выгоду друг из друга - а как по-другому? Хоть кто-нибудь знает?

Молодые девушки кричат в истерике: «Я – не домохозяйка, не секс-кукла, не инкубатор!» Это эгоизм, феминизм или протест против утилитарного отношения к человеку?

Почему люди настолько измучены, озлоблены? Не удовлетворили свои потребности? Не заработали миллион, не сделали карьеру, не достигли высокого социального статуса? Не взяли от жизни всё и засохли? Тогда почему богатые и успешные люди кончают жизнь самоубийством?

Утилитаризм (коллективный эгоизм) очень прочно укоренился в нашем сознании, сказывается и на отношениях в церковных общинах, и на социальном служении Церкви. Играть на лучших чувствах и на чувстве вины, чтобы подчинить людей своей воле и заставить участвовать в социальных проектах, - это не лучший способ «делать добро». Хорошо, что в Церкви люди свободны и их не принудишь пойти за честолюбцем, который смотрит на людей как на исполнителей своих амбициозных планов.

Прочтите отрывок из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»:

— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

— Почему же вы отказываетесь?

— Не хочу.

— Вы не сочувствуете детям Германии?

— Сочувствую.

— Жалеете по полтиннику?

— Нет.

— Так почему же?

— Не хочу.

Вот такое социальное служение: начинается со слова «хочу» и заканчивается словами «не хочу».

«Спасать человечество» - это тоже идея утилитаристов «максимальная польза максимальному числу людей». А что вы сделали для близкого человека? У активисток, борющихся за права негров, собственные дети растут без материнской любви шизофрениками и аутистами.

Посмотрите внимательно: феминизму – 200 лет, утилитаризму – 400. Революция в России произошла 100 лет назад. По-прежнему будем обвинять большевиков и «безбожную» советскую власть? Современным социальным проблемам больше ста лет, и с уходом коммунистов проблемы не исчезли. Изменения в социальной и политической жизни происходят в верхнем слое, в глубинном слое идут духовные изменения, которые мы не всегда способны увидеть. «Различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф., 16, 3).

Церковь борется за духовное возрождение людей, восстанавливает здоровые отношения к Богу, к людям и к самому себе. Но, придя в церковь, человек не может сразу увидеть, понять и принять нормальные, естественные человеческие взаимоотношения. Уходить из церкви со словами «мы здесь никому не нужны» - это большая ошибка, нами движут ложные представления. Если человек всю жизнь воспринимал только отношения определённого рода, он не может просто так расширить своё восприятие и увидеть что-то новое в отношениях людей. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26).

Под действием Божьей благодати попадаешь в иной мир, где человек – просто человек, и не важно, какой у него «социальный статус» и насколько «престижна» его работа. Где не нужно выслуживать и вымаливать любовь – тебя любят за то, что ты есть. Где ты нужен всем, и все нужны тебе. Где восстанавливаются разорванные связи с предыдущими поколениями людей, появляется почва под ногами, и прорастают корни. В этом мире всё просто и ясно, светло, тихо и уютно как дома.

Какая-то неведомая сила выталкивает из головы все ложные представления. Будто Кто-то невидимый взял мокрую тряпку и стёр со школьной доски все наши каракули. Перед тобой – чистая доска, и нужно начинать сначала.

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 7    
  Версия для печати        Просмотров: 778

Ключевые слова: Евгения Вазенмиллер

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

30 мая
Международная научно-практическая конференция "Государство, Общество и Церковь:...
6 – 13 июня
Программа паломнической поездки на Святую Землю...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...
до 1 июня
Лаборатория НГУ «Инжевика» приглашает на июньские профильные смены-погружения учащихся...
с 19 по 31 мая
Выставка «Православные храмы и соборы Новосибирской митрополии»...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2017 (157)
Апрель 2017 (162)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)
Январь 2017 (154)
Декабрь 2016 (141)

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика