Может быть, эта идеология не была бы
такой опасной, если бы под счастьем не понималось
удовлетворение всех потребностей человека, материальных и духовных.
Утилитаризм якобы борется с эгоизмом
людей, призывая стремиться ко всеобщему благу, но на деле мы видим
потребительское отношение к природе и к людям.
В утилитарном обществе природа – это
ресурс. Вспомните слова Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» (1860):
«природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Слова селекционера
И. В. Мичурина (1855-1935): «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у
неё – наша задача». Мы разрушаем природу, пытаясь извлечь максимальную выгоду и
максимально удовлетворить свои потребности, а потребности всё растут и растут. Мы
губим мир, созданный Богом, и разглагольствуем о любви к Богу!
Иммануил Кант (1724-1804) в критике
утилитаризма совершенно точно указал, что личность станет средством для достижения
удовольствий/выгоды/пользы. Человек рассматривает себя как объект,
который можно использовать для удовольствия других людей, а других людей
рассматривает как объекты для удовлетворения своих собственных потребностей.
Люди используют друг друга, извлекают выгоду друг из друга. Стоит ли
удивляться, что в наше время на людей смотрят не как на личности, а как на
людские ресурсы.
И природа, и люди превратились в
ресурс.
Если на первом месте стоит не
спасение человеческой души, а польза, тогда начнут извлекать пользу и из души.
В утилитарном обществе человек
оценивается по количеству пользы, которую он приносит другим людям. А если ты
не приносишь пользу, кому ты нужен? Страшно жить в мире, в котором ты никому не
нужен, если с тебя нечего взять.
Опять вспомним произведение Тургенева
и слова умирающего Базарова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто
нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник...
постойте, я путаюсь...».
Кто нужен? Ты, человек, личность,
образ Божий, хоть кому-то нужен? В утилитарном обществе – никому. В утилитарном
обществе нет человека, а есть функциональные единицы: налогоплательщик,
потребитель товаров, производитель товаров, строитель коммунизма, пушечное
мясо, прихожанин, захожанин, продвинутый верующий, неофит… кто угодно, только
не человек. Меня давно мучает вопрос, почему у французов фильм называется
«Мужчина и женщина», а у нас – «Свинарка и пастух»?
Без шуток: последствия утилитаризма
дают себя знать ростом психических заболеваний и самоубийств, разрушением
семьи. Муж и жена извлекают выгоду друг из друга - а как по-другому? Хоть
кто-нибудь знает?
Молодые девушки кричат в истерике: «Я
– не домохозяйка, не секс-кукла, не инкубатор!» Это эгоизм, феминизм или
протест против утилитарного отношения к человеку?
Почему люди настолько измучены,
озлоблены? Не удовлетворили свои потребности? Не заработали миллион, не сделали
карьеру, не достигли высокого социального статуса? Не взяли от жизни всё и
засохли? Тогда почему богатые и успешные люди кончают жизнь самоубийством?
Утилитаризм (коллективный эгоизм)
очень прочно укоренился в нашем сознании, сказывается и на отношениях в
церковных общинах, и на социальном служении Церкви. Играть на лучших чувствах и
на чувстве вины, чтобы подчинить людей своей воле и заставить участвовать в
социальных проектах, - это не лучший способ «делать добро». Хорошо, что в Церкви
люди свободны и их не принудишь пойти за честолюбцем, который смотрит на людей
как на исполнителей своих амбициозных планов.
Прочтите отрывок из повести М. А.
Булгакова «Собачье сердце»:
— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи
вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов
в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович,
покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина
покрылась клюквенным налетом.
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу.
Вот такое социальное служение:
начинается со слова «хочу» и заканчивается словами «не
хочу».
«Спасать человечество» - это тоже
идея утилитаристов «максимальная польза максимальному числу людей». А что вы
сделали для близкого человека? У активисток, борющихся за права негров,
собственные дети растут без материнской любви шизофрениками и аутистами.
Посмотрите внимательно: феминизму –
200 лет, утилитаризму – 400. Революция в России произошла 100 лет назад.
По-прежнему будем обвинять большевиков и «безбожную» советскую власть?
Современным социальным проблемам больше ста лет, и с уходом коммунистов проблемы не исчезли. Изменения
в социальной и политической жизни происходят в верхнем слое, в глубинном слое
идут духовные изменения, которые мы не всегда способны увидеть. «Различать
лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф., 16, 3).
Церковь борется за духовное возрождение
людей, восстанавливает здоровые отношения к Богу, к людям и к самому себе. Но,
придя в церковь, человек не может сразу увидеть, понять и принять нормальные,
естественные человеческие взаимоотношения. Уходить из церкви со словами «мы
здесь никому не нужны» - это большая ошибка, нами движут ложные представления.
Если человек всю жизнь воспринимал только отношения определённого рода, он не
может просто так расширить своё восприятие и увидеть что-то новое в отношениях
людей. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19,
26).
Под действием Божьей благодати
попадаешь в иной мир, где человек – просто человек, и не важно, какой у него
«социальный статус» и насколько «престижна» его работа. Где не нужно
выслуживать и вымаливать любовь – тебя любят за то, что ты есть. Где ты нужен
всем, и все нужны тебе. Где восстанавливаются разорванные связи с предыдущими
поколениями людей, появляется почва под ногами, и прорастают корни. В этом мире
всё просто и ясно, светло, тихо и уютно как дома.
Какая-то неведомая сила выталкивает
из головы все ложные представления. Будто Кто-то невидимый взял мокрую тряпку и
стёр со школьной доски все наши каракули. Перед тобой – чистая доска, и нужно
начинать сначала.