По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 03.10.2016 в рубрике  Интернет-журнал
 

Евгения Вазенмиллер. Мы обижаемся, потому что себя не ценим

Отрекаясь от Бога, от абсолютной Божественной Личности,

человек неминуемо отрекается

от своей собственной человеческой личности.

Д. С. Мережковский

 

Обратите внимание, что глагол обиделся – возвратный, то есть обидел себя. Так и есть. Никто не может нас обидеть, мы сами обижаем себя. Никто не может нас унизить, мы сами унижаем себя. Какие бы гадости нам ни говорили, к нам они не имеют никакого отношения. Если мы приняли оскорбления на свой счёт, значит, мы в них поверили, а зря.

Человеческая жизнь и человеческая личность самоценны, но кто-то нам внушил, что быть человеком недостаточно, нужно что-то совершить, желательно великое, и наша ценность будет определяться ценностью свершённых нами дел. Это неправда, человек ценен сам по себе, независимо от того, достиг он чего-то или не достиг, да и достижения людей можно оценивать по-разному: для кого-то Наполеон – великий полководец, а для кого-то – захватчик и убийца.
Ценность нашей жизни не определяется нашими достижениями и успехами. Жизнь – бесценный подарок. Личность человека больше всех совершённых им дел.

Если вы поверили в то, что людей можно отсортировать по степени полезности для общества, добро пожаловать на мировую ярмарку тщеславия. На этой ярмарке одни возвышают себя, унижая других, а другие из кожи вон лезут, чтобы доказать, что они "не хуже, а лучше". Хотите доказать свою ценность для общества, значит, не Бог ваш абсолют, а общество.

Каждая жизнь ценна, и жизнь инвалида равноценна жизни нобелевского лауреата. Куда приятнее заниматься любимым делом и наслаждаться каждым днём своей недолгой земной жизни, чем доказывать свою «социальную значимость». Годы пролетели, а жил ли я? Нет, оправдывал своё существование.

Николай Александрович Бердяев писал: «Проблема человека есть более важная и более первичная проблема, чем проблема общества. Антропология должна была бы обосновывать социологию, а не наоборот. Но в сознании людей второй половины ХIХ и XX вв. господствует социологическое понимание человека.Человек представляется существом образованным исключительно обществом и подчиненным ему. Именно общество сделало из зверя человека и вложило в него разум и нравственное сознание. Поэтому общество может требовать, чтобы человек ему принадлежал и все ему отдавал. В человеке нет духовного начала, которое имеет другое происхождение и не зависит от общества…

С точки зрения экзистенциальной философии, для которой тайна бытия раскрывается не в объекте, а в субъекте, все оборачивается, — не личность есть часть общества, а общество есть лишь часть личности, лишь ее социальная сторона. Личность не есть даже часть Мира, мир есть часть личности, ее космическая сторона. Экзистенциальный центр находится в личности, а не в обществе, в субъекте, а не в объекте. Слабость личности по сравнению с силой общества и космоса совсем не означает меньшей ее ценности. В этом мире более ценное может казаться более слабым. Сын Божий, распинаемый силами общества и Мира, может казаться слабым по сравнению с силами его распинавшими. Так и Сократ кажется слабым по сравнению с силой тех, которые заставили его выпить яд. Пророки побиваются камнями, и камни сильнее их по законам этого Мира. Судьба правды в Мире свидетельствует о том, что она распинается силой Мира, что сила ее иная. Поэтому слабость личности перед лицом общества, ее подавленность, не означает, что она малая часть общества и что она не обладает верховной ценностью. Это казалось бы более всего должны признать христиане. Но это есть также истина философии, которая целостно ставить проблему человека...

Личность в том только случае есть, если в ней есть начало независимое от природы и общества, от окружающей среды. Если человек целиком детерминирован окружающей природной и социальной средой, тоон не личность, он лишь индивидуум.»

Иногда можно услышать призывы "возвыситься над серой толпой". Нет никакой толпы, вокруг вас такие же люди, как и вы. Человек, призывающий вас возвыситься над толпой, не ценит ни вас, ни людей, ни даже себя. Никто не выше и не ниже. Начальник не выше подчинённого. Каждый выполняет свою работу: у кого-то лучше развиты организационные способности, поэтому он занимается планированием и решением текущих задач, у других же людей появляется возможность заниматься творческим трудом - решайте сами, кому больше повезло, начальнику или подчинённому.

Сравнивать личность одного человека с другой, всё равно что сравнивать одну безграничную Вселенную с другой. Человеческая личность не поддаётся измерению.
Потеряв ощущение безусловной ценности человеческой жизни, человек чувствует себя ущербным. Он мнителен, раним, обижается по пустякам, даже если у собеседника не было желания его обидеть. Он нуждается в восхищении другого человека. Он нуждается в поддержке со стороны. Он зависим от чужого мнения. Такой человек легко попадёт в зависимость от другого человека. Нет опоры на себя, будем опираться на других. Нет ощущения полноты, будем дополнять себя чужими жизнями. Нет веры в себя, будем искать того, кто в нас поверит, – а это очень опасно, другой человек может нас запрограммировать.

Как только вы осознаете, что изначально полны, изначально ценны, то ваши зависимости исчезнут одна за другой, по крайней мере, социальные зависимости: зависимость от чужого мнения, психологическая или любовная зависимости. Даже химические зависимости, алкогольная и наркотическая, преодолеваются легче, если человек поверил в себя.
Осознайте, что любая личность - самоценна. И вы, и человек, которого вы называете "хамом". Хам – такой же человек, как и вы, но на беду поверивший в свою ущербность. Что значит "поставить хама на место"? Где его место, а где ваше место? Вы хотите поставить кого-то ниже себя, тогда чем вы отличаетесь от хама? Ничем. Вы тоже хам, и тоже поверили в свою ущербность.

Нас всё время будут обесценивать, будьте к этому готовы. Возможно, такие испытания нам необходимы. Человеческую личность и человеческие отношения обесценивает пошлый юмор. Человеческую личность обесценивают идеологии утилитаризма и феминизма (внушают женщинам мысль об их ущербности по сравнению с мужчинами). Человеческую личность обесценивают гуманитарные науки, которые изучают нас не как субъекты, а как объекты, как подопытных кроликов. Такие гуманитарные науки поощряют манипулятивные отношения, когда человек-манипулятор обращается с человеком-жертвой как с вещью, как с объектом, а не как с субъектом. А человек, пострадавший от манипуляций, чувствует себя ненужным и нелюбимым.

Опять процитирую Н. А. Бердяева: «Личность противоположна вещи, предмету объективного мира и не может быть превращена в вещь. Превращение человека в вещь и обращение с ним, как с вещью, есть деперсонализация».

Нужно бороться с тем, что нас обесценивает, - с ложными убеждениями, а не с теми, кто хамит и манипулирует. Да, и кто из нас ни разу не хамил и ни разу не манипулировал, пусть первым бросит в них камень. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф 6-12)

Образование и Православие

Читайте также:

28.03.2016 - Павел Ларионов. Социальные платформы – пространство для формирования «одномерного мышления»

18.03.2016 - Евгения Вазенмиллер. Борьба с властолюбием или как общаться с авторитарными личностями

15.03.2016 - Монах Моисей Святогорец. Христианство – религия или Церковь?

24.01.2016 - Евгения Вазенмиллер. Утилитаризм против человека и Церкви

26.12.2015 - Евгения Вазенмиллер. Женщины в Церкви. Разрушительная эмансипация

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 385

Ключевые слова: Евгения Вазенмиллер

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

2017
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2017...
до 1 марта
Конкурс научных трудов памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)...
26 февраля
Лекция "Православная молитва как источник поэтического творчества"...
Работа
В Епархиальное подсобное хозяйство села Новошилово требуются сотрудники...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2017 (76)
Январь 2017 (152)
Декабрь 2016 (139)
Ноябрь 2016 (130)
Октябрь 2016 (150)
Сентябрь 2016 (144)

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика