Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Архимандрит Андрей (Конанос). Что дашь мне христианин?

Архимандрит Андрей (Конанос). Что дашь мне христианин?


12.01.2015.

Представляем вниманию начших читателей перевод беседы известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) (Элладская Православная Церковь). С 2006 года отец Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках.

Сегодня мы поговорим об особой группе людей, которая находится между нами и тайно страдает. Если посмотришь в их глаза, то ты увидишь, что они страдают, но когда они ходят по  улицам, их проблема не видна, они находятся в трезвом состоянии. Но, когда их охватывает это терзание, они остаются запертыми в своей комнате и начинают плакать, кричать, биться головой об стену. Они не знают, что делать, чтобы справиться с собой, начинают страдать, пробивают руки, ноги, все тело. Когда их охватывает наркотический голод, они доходят до того, что не знают, что делать – просят деньги, воруют, нападают на людей, чтобы найти хотя бы немного денег, они это делают не из злого умысла. А  потому, что они не могут жить  без дозы, которая приводит их, хотя и не надолго в расслабленное состояние опьянения и упоения, но которое очень сильно затуманивает  ум и делает больной их душу. Давайте  сегодня помолимся о тех людях, о которых я испытываю огромную вину в своей душе.  Испытываю огромную ответственность, потому что я христианин и священник, научился  впитывать всю вину на свете, все ошибки людей на свете и говорю себе и другим, что за все я виновен. Да, я за многое виновен. Черная ряса, которую я ношу означает, что она привлекает весь мир, означает, что я терплю  на себе и в себе боль людей, страдания людей, которая очернила их душу, мучает их и причиняет им боль. Черная ряса означает, что я живу не для себя, а живу распятой жизнью, означает, что передаю послание Христа, передаю блага, радостную и счастливую  весть, и что несу в себе целительную силу, которая может преобразить мир. Черная  ряса означает, что я держу в руках Христа и передаю Его людям, черная ряса означает, что я принял Святого Духа: „Примите Духа Святого”, чтобы прощать грехи, чтобы исцелять душевные болезни, чтобы помогать людям, подняться от своего падения и обратиться к светлому горизонту, чтобы видеть Бога, чтобы найти выход из своего страдания и чтобы быть смелыми в своей жизни. Это означает черная ряса, которую я ношу, это означает, что кто-то является священником и, следовательно, это означает и то, что кто-то является христианином.

Наша обязанность,  обязанность христиан, обязанность нашей Церкви – огромная. Однажды, меня поразили слова какого-то духовника, что во многом виноваты мы христиане. Во многом мы убедили людей, что что-то существует, что где-то существует что-то прекрасное, существует в течение 20 веков, Мы убедили людей, что существует рай, Царство Божье, какая-то радость,  существует какое-то счастье, где оно существует? В Церкви. Мы убедили людей,  что в этом мире они могут искать абсолютное счастье, великую радость, которая заставит их закричать радостным голосом, которые исходят из их душ. Это ностальгическое воспоминание о рае, эта мечта о рае видна в глазах людей, которые ищут, чтобы найти счастье. Глубоко в нашей душе мы знаем, что счастье где-то существует. Наша Церковь нас убедила, что рай существует. И тут приходит самое большое разочарование, большое столкновение желания с реальностью, сна с пробуждением здесь и сейчас, человек мечтает найти где-то Бога, найти какое-то счастье, что-то, что  коснется его и изменит его жизнь. Он приближается, видит Церковь, заходит внутрь. Приближается ко мне, приближается к тебе, который твердишь, что ты христианин. Он приходит с надеждой, приходит, чтобы увидеть тебя  и говорит себе:

- А ну-ка посмотрю, что произойдет, что я могу взять из Церкви? Есть ли что-то, что она может мне дать? Этот человек, этот мужчина, эта женщина, этот юноша, который говорит, что ходит в церковь – что они могут мне дать? Я вижу, что он заходит и выходит из храма, а этот священник, он имеет нечто большее, он имеет более глубокие отношения с Христом, а ну-ка, посмотрю, что может мне дать этот человек.

И этот человек приходит, ожидая найти Церковь, найти Христа, увидеть в моем лице что-то другое, что-то иное, что не дают ему другие люди. Мы же так говорим, что телевидение ничего тебе не дает, что кино не может изменить твою жизнь, мировая цивилизация без Христа ничего не предлагает. А другой человек говорит:

- Хорошо, я приду к тебе, христианину, священнику, крещенному, которой выступаешь с беседами, слушаешь христианские радиопередачи, который молишься и посмотрю, что ты можешь мне дать. Что,  ты можешь мне дать?

Он приходит ко мне и, знаете ли вы, что он находит? Чаще всего он находит разочарование. Находит то, что он не ожидал найти. Ничего не находит, уходит и говорит:

- Они, как все остальные. Я пришел и тут ничего взять. И здесь не изменилась моя жизнь.

Он пришел, чтобы поговорить с тобой, и много раз он слышит, как ты строго разговариваешь, как ты судишь,  осуждаешь, обсуждаешь, ругаешься, какой ты строгий, своевольный, человек со странностями. В результате этого, человеческая душа, душа юноши не может насладиться, найти тепла, которого искал, не может восстановиться, не может проснуться от летаргического сна, в котором он живет и приходит к ужасному выводу – полностью ошибочному, но очень правильному, если оно относится к нам:

- Я пришел в Церковь и разочаровался. Я познакомился с христианами и был озадачен. Разве это христиане? Такие ли христиане? Что могут дать мне сегодняшние христиане? Какой современный христианин имеют утешительные слова, слова, полные утешения, любви, которые могут согреть?

Брат, не говорю о тебе,  и это не значит, что речь идет непременно о тебе.  Может быть ты  святой человек, а говорю о себе и таких, как я -  мы не такие, какими должны быть, и разочаровываем для людей, потому что, знаете ли вы, что люди находят Христа сначала в тех, которые являются  Христовыми. В начале знакомства с Церковью для людей мы являемся иконой Христа. Мало кто познал Господа, непосредственно через какого-то Божественного откровения, через  какого-то видения, через какого-то чувства, которое получает в своей молитве. Большинство познали Христа и Его присутствие через других людей.

Какой-то миссионер работал в Африке и  спустя годы он сказал местным жителям, чтобы каждый нарисовал Христа так, как он себе Его представляет. Знаете ли вы, что нарисовали большинство из них? Некоторые нарисовали Христа с цветом кожи своего племени - чернокожим, другие с их местными характерными чертами лица, третья группа африканцев нарисовала Его так, как Он изображен на  византийских иконах, присланных из Греции. Каждый рисовал Христа так, как себе Его представлял. Но, один африканец, вместо того чтобы нарисовать Христа нарисовал миссионера, который сделал его христианином, который крестил его, нарисовал его с ореолом  и надписью  „Иисус Христос Сущий” – наш Бог, Тот, Кто всегда существует, показал рисунок миссионеру, а он сказал ему:

- Но почему ты меня нарисовал? Я попросил нарисовать Христа, а ты меня нарисовал?

Африканец  ответил ему:

- Да,  я тебя нарисовал, потому что я верю, что Христос, как Ты, потому что я научился видеть Христа  твоими глазами, потому что ты мне первый рассказал о Христе, и я верю, что Христос, как ты. Ты открыл мне Христа и дал мне мир, утешение, заполнил каждую пустоту в моей жизни, и я уверен, что Христос не может быть иным, а таким каок ты.

Ты как Христос и живешь так, как говорит Св. Ап. Павел:  „И уже не я живу, но живет во мне Христос” Понимаете ли Вы, я  излучаю Христа своими делами, своей жизнью, своими словами, благодатью, которая излучает моя жизнь, а, в сущности, Христос действует через меня. Я отдаю Ему свои  руки, рот, глаза, тело, всю мою сущность, чтобы Он действовал в мире для спасения мира.

Это сделал африканец, он нарисовал миссионера, знаешь ли ты, что это значит? Это значит, что мы являемся иконой Христа в миру, если кто-то хочет поговорить с тобой о Христе и начнет обсуждать  священников, христиан, других людей из квартала и скажет тебе:

- Я разочаровался,  видел я этих  христиан.

Он не прав, потому что только Христос безгрешен и непогрешим, о котором ничего плохого не можешь сказать. Но Господь оставил нас, чтобы мы Его показывали миру, а мы этого не делаем, много раз мы не можем принести миру послание Христа. И самое главное, не произносить слова, но передать утешение, любовь, теплоту Господа. Передать Его прикосновение, тишину, покой, который Он приносит мир, который Он распространяет. Около нас души людей не находят покоя и поэтому они делают обобщенное заключение о Церкви или короче говоря, они все отвергают – нас и с нами Христа.

Мы вместе, мы являемся «комплектом» в этом деле. Если кто-то разочаровался от меня, то он разочаруется и от Церкви, конечно, это ошибочное мнение, потому что Церковь, как Тело Христово является святой, телом Господним является святым, потому что Господь является Главой Церкви. Но моя ответственность огромная, огромная ответственность нашей эпохи, нашей цивилизации, которая сильно развилась в области технологий, кибернетики, в Интернете. Во всех этих областях мы очень развились.  Но  очень сильно пятимся назад, живя не просто в медной, каменной эпохе, а в первобытной злобе в первобытных страстях, эгоизме, грехах, неправде, разврате.  То, что заставляет молодых людей разочароваться, оскорбляться, и чувствовать горечь, что в Церкви они не находят то, что они ищут, потому что, к сожалению, я не даю им того, что Церковь имеет.

Я, ты  - мы  как христиане. Я не знаю, что ты делаешь. Я чувствую необходимость личного покаяния и признания этого неуспеха, и мне хочется это сказать то, что говорит Св. Иоанн Златоуст: «Если мы, христиане, действовали бы правильно, по-христиански, любили бы Господа и имели бы Христову благодать в нас, то не было бы рядом с нами страдающего и душевно измученного человека находящегося в ужасном тупике, а он бы смотрел на наше лицо и  испытывал бы радость».

Не помню, о каком святом я прочитал в Синаксаре, что он обладал даром, взглядом отнимать твою скорбь, отнимать уныние, депрессию, только как он посмотрит на тебя, и сразу же ты меняешься. Сразу же. Какой хороший дар! Он – святой „ имел Христа в себе и то, что имеет Христос, он дает его другим, Христос есть радость, он дает тебе радость, и если ты преисполнен Христом, то ты преисполнен радостью. Святой отнимает скорбь, боль и горечь из сердца другого человека. Кто из нас может это сказать? Кто? Почему наши дети, почему молодежь начинают употреблять наркотики? Почему? Почему молодые люди не могут  заполнить пустоту около меня, возле тебя, возле своей матери, возле своего отца, возле своих братьев, в своем квартале, возле родственников. Почему? Потому что мы  не Христовы.

Если мы были Христовыми, не было бы вокруг нас наркоманов. Мы бы их вылечили, мы  бы  их обняли, и в нашем объятии исчезла бы любая боль и горечь. Исчезла бы любая зависимость, любая нужда, любое подавленное состояние, мы  бы совершали руками чудеса, силой, которые имели руки Св. Апостолов, которые касаясь больных и исцеляли их, которые касаясь мертвых и воскрешали их, которые произносили одно слово одержимым злыми духами и вылечивали их, то и я был бы смог совершать такие чудеса. Сегодня мы не можем совершать такие чудеса. Сегодня мы не можем таким чудесным образом изменять людей. Потому что вместо того, чтобы  приблизиться к  ним с любовью, мы их осуждаем и бросаем в них камень анафемы.

- Батюшка Паисий какая-то пара развелась. – Однажды, сказали старцу Паисию, и знаете ли Вы, что он ответил?

- Я виноват.

- Ты? Почему ты виноват? Ты их знаешь?

- Я виновен!

- Но, батюшка?

- Я виновен! Почему? Если бы я сильно любил Христа, если бы у меня были, сильные отношения с Христом и был Его другом, если бы я имел такое сильное дерзновение ​в своей молитве, я бы молился и Господь бы услышал меня, и они бы не развелись. Но у меня нет такой сильной молитвы. У меня нет такой благодати, чтобы взял четки и чтобы эти люди  изменились.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что если есть один человек в этом квартале, если есть хотя бы один достойный христианин в городе, святой человек,  то весь город бы изменился, все люди находились бы под его влиянием. Неужели, это звучит крайне преувеличено? Неужели я преувеличиваю? Может быть, и преувеличиваю. Для себя я не преувеличиваю. Я знаю, что разочарую, понимаю и это вижу на деле, сколько раз люди приходят в церковь, ожидая что-то увидеть, что-то найти, какую-то надежду, которой нет на других местах, но не находят ее и огорчаются. И снова они уходят разочарованными и говорят:

- Это не то, я этого не ожидал. И здесь я разочаровался.

В глубине нашего сердца находится рай, находится та ностальгия, те отломки, то сладкое воспоминание, что мы покинули рай и грустим о нем, но чтобы то найти, что человек ищет на другом месте, в земле белого рая, в земле белой смерти, в земле упоения, в наркотиках.

Печально  видеть молодых людей, которые не нашли настоящего Христа, ищут Его в каком-то заменителе. Они хотят пережить что-то сказочное, что-то экстатическое, что-то опьяняющее. То, что вытащит их из этой прозаической, больной, утомительной, бессмысленной реальности и даст им что-то, какой-то лживый смысл, чувство лживую радость, опьянение. Все эти слова, которые я использовал – опьянение, экстаз, исцеление, радость, воодушевление. Знаете   ли Вы, что все эти слова, в сущности, являются церковными словами.  Их можно увидеть в изобилии в духовных книгах наших Св. Отцов, Добротолюбии, они являются опытом наших святых, мы сохранили их в Церкви, но, к сожалению, мы не можем  передать миру их содержание.

Есть ли сегодня, такое экстатическое событие в Церкви есть эта радость в Церкви, порыв радости? То исцеление, лечение, чудо, тайна, то событие, которое затрагивает сердце молодого человека и заставляет его быть в состоянии опьянения и перенести  жизненные проблемы и страдания? Знаете ли вы, что сказал Маркс - что религия опиум для народа, наркотик для народа, потому что тогда некоторые использовали религию, чтобы  управлять народами, делать с ними, что они хотят. Это может быть и правда. Но что мы можем сказать?

Церковь является опиумом, она – опьяняющее лекарство, которое пленит душу, но, не теряешь  свой ​​рассудок. Не теряешь  свою душу, свое равновесие, она помогает тебе приятно очароваться, опьяняться, оставаясь трезвым, чтобы стерпеть жизненную боль. Чтобы справиться в жизни, ты тебе необходимо изумиться, очароваться от Христовой любви, чтобы выдержать и не испытывать влияние от боли, от угнетения, от болезни, от потерь, от терзания, от жизненных нужд. Если ты не очарован, как очарован влюбленный, как тот, кто собирается вступить в брак и жить в очаровании любви, то, что бы он не слышал, он радуется, живет в своем  мире, не слышит то, что другие слышат, потому что говорит:

- Я женюсь через неделю, а затем уезжаем на медовый месяц, ношу в себе это счастье и радость, и то, о чем вы говорите, меня не волнует.

Это должна делать Церковь, это должны делать мы, христиане, это очарование, это изумление, это трезвое опьянение, которое имеет Христос и которое не заставляет тебя рухнуть, а пробуждает тебя, пробуждает все твои клетки, вся твоя нервная система отменно  работает, твой ум очень ясный, мысли, душа, твой взгляд - все блестит. Однако, в тоже время ты словно опьяненный – вот, это возвещает Церковь, это имеет Церковь. Но  мы, христиане, не живем этим, этого не имеем, не имеем этого воодушевления, любви, порыва, радости и счастья. Итак, что делает юноша? Если он не находит этого рядом с собой, если не научился очароваться опьянениям в Церкви, если не  научился справляться с усталостью в этом мире, заходя  в Церковь, в моем и в твоем сердце, то он это находит на другом месте и находит его там.

Он находит его в наркотиках, в этом псевдо рае, который некоторое время затуманивает его и его мысли, что он видит небо со звездами и летит, видит цвета и слышит звуки, видит цвета и слышит звуки, удивительные вещи. Живет в другом измерении, и это наркотическое опьянение заставляет его сбежать от реальности жизни. Это означает упоение, это означает мучение, но затем, когда исчезнет воздействие  дозы и снова наступит наркотический голод, снова возникает необходимость, эта безумная потребность, от которой не можешь себе найти покоя. Я думаю, что те, кто курит, и на некоторое время был лишен сигарет, может частично понять, что это означает наркотический голод.

Это ужасно бежать, чтобы получить свою дозу наркотиков, не находя денег не знаешь, что делать. В  то же время борешься с самим собой, и не можешь подчинить себя самому себе, твоя воля слабая и немощная, ударяешься головой об стену,  сжимаешь зубы, и не выдерживаешь. Когда становишься зависимым, когда просыпаешься снова и снова и доставляешь себе  удовольствие, а боль снова возвращается, и ты не  выдерживаешь, тогда снова  приходишь к легкому решению. И если ты пошел по дороге, ведущая вниз, то уже не можешь остановиться. Остановишься только на дне. Только внизу. Может быть, на некоторое время подаешь и в тюрьму, но с уверенностью остановишься, когда дойдешь до гробовой доски. От туда уже нет возвращения, нет исправления, уже будет слишком поздно, чтобы вернуться. Никогда это не делай надо , никогда не надо начинай этого делать.

 

(Продолжение следует)

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

Источник: "Двери на Православието"


 
Вернуться назад