Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Архимандрит Андрей (Kонанос). Мысли - это мой наркотик

Архимандрит Андрей (Kонанос). Мысли - это мой наркотик


11.02.2015.

Мы постоянно говорим. Мы постоянно хотим говорить, чувствовать, что наш ум «перемалывает» разные идеи, мысли, события, которые мы переживаем, и не можем  их оставить. Очень сильно затрудняемся, чтобы их оставить, чтобы немного успокоиться, чтобы успокоить бурное море, чтобы ясно увидеть  дно, чтобы отчетливо увидеть поверхность, тишину и гармонию. Но, мы не можем это выдержать. Это наше эпоха, очень шумная, много говорим, думаем о многих вещах и можем не останавливаться.

Помнишь, когда ты говорил, что когда приходишь домой, включаешь телевизор, но не обязательно, чтобы что-то посмотреть, а чтобы просто что-то послушать, потому что ты чувствуешь, когда что-то показывают по телевизору, то дом полон. Твой дом полон, даже если он пустой по отношению к звукам, картин и образов. Он полон Божьим присутствием, даже если телевизор выключен. Но мы этому не учились, не можем так жить, и хотим, чтобы постоянно что-то смотреть и слушать. Некоторые засыпают только с включенным телевизором и только с ощущения включенного телевизора засыпают. Или  садишься в свой автомобиль и сразу же включаешь радиомагнитолу, что послушать новости, чтобы что-то послушать. Терпеть не можешь тишину, не можешь это выдержать, потому что не существует безмолвие в нашем уме. Даже если перестанешь что-то делать, твой ум этого не сделает вместе с тобой, а будет работать,  думать. Говорят, что за один день через наш ум  переживает около 60 тысяч мыслей. Ты среднестатистический человек – через наш ум проходят концепции, мысли, события, идеи. И  у нас создается какое-то ложное ощущение, которое не дает нам почувствовать этот покой и спокойствие, которые существовали да сотворения Богом мира. Мир, который ведет к сотворению. Когда ты успокоишься, то сможешь создать что-то очень хорошее. Перед каждым великим изобретением, открытием, написанием какого-то текста, музыки предшествовало молчание, которое является источником вдохновения, где ты сидишь, думаешь, успокаиваешься, то есть  ты не думаешь, а кажется, что думаешь. Потому что, когда ты не думаешь, и находишься в состоянии покоя, то Бог отражает Свое лицо на тихой поверхности твоей души, и тебе кажется, что все очень прекрасно. Ты говоришь:

- Это не случится с нами!

- Я, когда я нахожусь в тихом месте, - говорят некоторые люди, - я схожу с ума, мой ум не перестают думать!

И это хорошо, это тебя не беспокоит. Ты знаешь, что хорошо? – Что через мысли, которые всплывают на поверхность, ты видишь, кто ты есть. Сядь немножко в тихое место, в комнате и скажи про себя:

- Не о чем не буду думать! Успокоюсь, утихомирюсь!

То  о чем  говорят Святые, о безмолвии - ты слышал о понятии исихазм, то есть Святые, которые посвятили свою жизнь, не делая  ни каких внешних дел, а посветили себя безмолвию. Если ты это сделаешь, увидишь, как в тот час о многом начнешь думать – о разных событиях, случаях, телесных нуждах, голоде, жажде, захочешь снять с себя свою верхнюю одежду, встать попить воду, что-то сделать, вспомнишь о каком-нибудь телефонном звонке, который тебе необходимо сделать. Вспомнишь что-то, что тебе  сказали, что хочешь сделать. И пока ты  пытаешься  усмирить свой ​​ум, не сможешь успокоиться. Потому что ум так привык. Привык  бегать, странствовать, бродить, не перестаешь думать и о хорошем, и о плохом, пока Бог создал его как озеро, которое должно успокоиться. Его воды должны очиститься, чтобы увидеть то, что ты скрываешь внутри тебя, свою красоту, чтобы Божья воля отразилась в тебе, и чтобы отчетливо ее увидел. Это произойдет в безмолвии.

Иногда тебя обхватывает такая ​​паника, и хочешь найти решение твоих проблем в панике. Но, неужели, это возможно сделать? А потом приходишь и говоришь: 

- Скажи мне какое-нибудь решение, которое можно использовать на деле.

Что мне об этом тебе сказать? Решение существует в тебе. Божья воля хочет, проявиться в тебе, но ты не готов принять это проявление, потому что в тебе существует огромный «поток», огромное смятение, большая паника и Бог говорит так тихо, шепчет нашей душе, чтобы услышать этот шепот, необходимо посвятить себя полному безмолвию. Например, если ты выйдешь  на природу, сядешь и ничего не делаешь, а просто успокаиваешься, знаешь, какую большую пользу получит твоя душа? В то время, когда ничего не делаешь, ты не сидишь без дела. То,  о чем сказала какая-то монахиня, которая подвизалась в течение многих лет, была заперта в кельи, и кто-то  спросил у нее:

- Что ты делаешь, как ты здесь сидишь?

И она ответила:

- Не сижу, а путешествую! Сижу, мое тело сидит, но моя душа путешествует, я освещаюсь, облагораживаюсь, укрепляюсь, становлюсь мудрее, Бог сделал меня мудрее, дает мне Свою мудрость и красоту.

Ты можешь это увидеть, достаточно немного успокоиться. поэтому много людей любят природу. Я знаю  женщину, которая, когда она у себя дома испытывает напряжение и усталость, откладывает все свои домашние дела, садится в машину и едет на свою дачу, где есть сад, садится и слушает только землю, птиц, колыхание ветра на деревьях, листьях, тишину и это действует очень исцеляющее на ее душу. Поэтому, Бог привел нас в спокойный мир, поставил нас в тихую, спокойную природу, где утром, когда просыпаешься, видишь, как постепенно восходит  солнце, щебечут птицы, деревья окутывают своей тенью, солнечный свет постепенно падает на твое лице, но все эти действия происходят  спокойным и нежным способом.

В тишине и спокойствии приходит и открывается Божья красота, красота твоей души. Поэтому, часто люди, вылечиваются, когда живут несколько дней в каком-нибудь монастыре. Есть люди, которые мучаются от употребления наркотиков, опиума, алкогольных напитков. Алкоголики, когда они на некоторое время куда-то уходят, то есть  уходят в тихое место и успокаиваются, то таким образом они сами себе помогают. Естественно, в начале ты сходишь с ума, потому что действует синдром абстиненции, когда ты не выдерживаешь без твоего наркотика.  И твой наркотик не просто обычный наркотик, а наркотик мыслей:  

- Не могу сидеть на одном месте, хочу получить свой  наркотик, то есть  дай мне смотреть фильмы, смотреть новости, дай мне слушать музыку, это мой наркотик, я не могу жить без этого!

Но и без них в тебе существует музыка, райская мелодия, красота, которая, чтобы она проявилась, необходима тишина, чтобы она была услышана в тебе. Ты не привык к этому, и я тоже, это очень трудно, трудно сидеть и успокоиться. Сидеть и соприкоснуться с Источником. Трудно сидеть и слушать свое дыхание, не вмешивая паразитов своих мыслей, которые сводят тебя с ума. Не можешь успокоиться, и к тебе приходят разные мысли, впадаешь в меланхолию, мысленно возвращаешься в прошлое, думаешь, о будущем и настоящее постоянно уходит от тебя – настоящее, в котором обитает и является Бог. Тут, здесь и сейчас присутствует Бог. Сделай что-то очень простое, как говорил один мой друг:

- Я использую моменты спокойствия, которые мне дают светофоры –когда еду и возвращаюсь с работы, проезжаю примерно через 20 светофоров, когда автомобиль остановлен, пытаюсь остановить свои мысли, нео чем не думать, успокоиться, не думать, о многом вещах, а чтобы успокоится.То есть представь экран своего ​​ума, мысли своего ума, чтобы он не думал о многом, а чтобы он  успокоился. Сначала зайти в храм своего тела – ведь тело является Божьим храмом. Итак,  войти в этот храм и займи свое место, не произнося молитву, а займи какое-то место, сядь, успокойся, и вслушайся в свое сердце и дыхание, и успокойся. Как долго будешь ждать на светофоре - одну, две минуты? Однако, если эти 20 минут ожидания на светофорах, означают, что 20 минут в день будешь чувствовать себя спокойным. А что делать в это время? Ничего не делай! Пусть Бог сделает!

В это время Бог может дать тебе какой-то знак  Своего присутствия, может тебя  заставить  чувствовать, что твой автомобиль переполнен – даже если ничего не слышно снаружи. Есть Кто-то возле тебя, Которым ты дышишь,  в Которым ты находишься, Он в тебе находится «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28[1]). Не так ли написано в Евангелии? В Боге мы находимся, в Нем находимся, через Него живем, для Него живем. Это спокойствие светофора поможет тебе почувствовать в течение нескольких минут нежную ласку Бога. Не мешай, мы не аскеты, не монахи, ты может быть монахом, но большинство из нас не являемся такими. И  мы «воруем» немного времени, даже когда останавливаемся на светофорах, чтобы успокоиться и тогда мы можем многое увидеть, можем помолиться, почувствовать Бога, успокоить нашу нервную систему, где наш ум постоянно изнашивается от суетных, бесполезных, утомительных вещей, от мыслей, от горечи прошлого, которые к нам пристают. Оставь их, чтобы они исчезли и скажи:

- Я ничего не буду делать. Ни о чем не буду думать.

И в этом ничего Бог придет и скажет тебе:

 - Теперь, когда я нашел твое безмолвное сердце, теперь, когда ты живешь с тем, о чем Я говорю: «Встаньте и узнаете, что Я Господь, Бог Ваш!». Остановитесь, – говорит  он, - сделайте паузу в своей жизни, прервите Вашу  гиперактивность, и когда Вы не будете  вести себя так болезненно, чрезмерно напряженно, тогда Вы узнаете и почувствуете Мое присутствие, и Меня поймете.

Потому что на самом деле человек является  спокойным творением, и он так устроен, чтобы быть спокойным и тихим творением. Наша технологическая эпоха и цивилизация сделали нас сверхактивными, чтобы мы постоянно двигались и не останавливались. Но когда ты живешь с этим, наступит время, когда ты многое поймешь, и  почувствуешь  слова многих святых, которые говорят, что в конечном итоге в безмолвной молитве чувствуешь, что во время каникул ты находишься на экзотических местах, чувствуешь огромное богатство, чувствуешь радость. В  то время, когда ничего не имеешь, чувствуешь, что у тебя все есть, в то время, когда ты ничего не делаешь,  чувствуешь себя  очень полезным.

Я ничего не сделал, но почувствовал себя полезным, потому что теперь я могу быть тебе полезным. Как? Во-первых, я тебя не утомляю. После отдыха, который чувствую, я приду к тебе и буду другим человеком. Не буду испытывать смятение, которое передам тебе, не буду нервным, чтобы не нагружать тебя этим состоянием, не буду испытывать  враждебные чувства, чтобы не изливать их на твою душу и чтобы не расстраивать тебя. Я буду другим, и этим буду полезным тебе. То есть, в это время человек садится в тишине, придается  молитве, а затем возвращается более красивым, более тихим, более спокойным  к своему близкому человеку. Есть ли это у тебя? Это нечто прекрасное. Недостаточно сказать: «Я выхожу из дома, зарабатываю деньги и приношу их домой!» Приношу деньги, но вместе с деньгами приношу и нервы, и гнев, и ссоры, и склоки. Вопрос в том, как вместе с деньгами, нарушаешь  мир в своем доме. Это тебе не дает ни офис, ни работа, ни беготня. Но необходимо немного остановиться– научиться  останавливаться, предаться молчанию как  это Господь сделал - уходил ночью в пустынные места на Елеонскую гору и молился в безмолвии и в тишине – то, что Его ученики не смогли  сделать, ибо сказано, что их разум стал тяжелым, думали о других вещах и не понимали. Но Бог знал пользу молчания и ограмную помощь, которая она дает нам.

Но когда дома у тебя есть дети, ты не можешь запереться в своей комнате и сказать

- Закроюсь в своей комнате и просижу там два часа!

Мы не говорим уже о часах, а о нескольких минутах в  день, которые вернут тебя к родным другим человеком, то есть обновленным, отдохнувшим, спокойным. И увидишь, сколько  хороших вещей  почувствуешь и затем перестанешь обременять других людей, потому что в безмолвии  ты соприкоснулся с Источником и скажешь:

- Ну, зачем мне искать от других того, чего я могу найти непосредственно от Бога. А затем смотреть на других с любовью, с радостью, чтобы радоваться в единстве и в разговорах с ними, но не ожидать от них того, что мне может дать Бог в кельи, в моей душе, когда я предаюсь безмолвию. Поэтому, не складываются твои отношения. Потому что ты постоянно чего-то ищешь от  них и так поступаешь, потому что твоя душа этого жаждет, но ты не понял того, чего ищешь от другого человека, он не имеет его в полной мере. Это  найдешь в Боге во время безмолвия.

Тогда будешь уважать свободу возлюбленного или возлюбленной, то дашь ему время, пространство, дашь ему комфорт, не будешь требовать, чтобы он или она постоянно занималась с тобой,  чтобы говорил с тобой, потому что ты говоришь:

- Я не нуждаюсь в тебе, словно зависимый, ты не стал зависимым для меня, я не прилип болезненно к тебе, потому что в моем безмолвии, покое, уединении, я научился находить  Того, Кто сделал мне подарок, дал в моей жизни тебя. Ты являешься подарком в моей жизни, но если подарок ценный, представь себе, насколько ценные является то, чтобы найти Того, Кто сделал мне подарок и делает подарки для всех! Если у меня есть Источник всех даров для всех людей, тогда я приду к тебе чувством благодарности, а не с претензией зависеть от тебя. Я приду к тебе, и мои отношения с тобой освежат тебя, я не буду тебя утомлять, не стану для тебя обузой и несчастьем,  и  такие отношения не распадутся.

Счастливые супруги, сошли ума от счастья, но спустя некоторое время один не может выдержать другого и не могут понять, что не следует дополнительно обременять другого и претендовать, чтобы он ухаживал тебя, претендовать о нежности и словах, а оставить его немного в покое, дай ему дышать. Дай ему больше свободы. Но как это произойдет, если мы оба болезненно зависите друг от друга? Я думаю, что решением является  безмолвие и спокойствие и они  помогут нам. Останься немного наедине с собой. Сделай то, о чем говорят многие люди: «Разберись сам с собой и с Богом, посмотри, где ты ошибаешься: это ты поймешь в безмолвии». Тогда ты это поймешь, и когда останешься наедине с собой, то скажешь:

- Какой я странный? Почему я так сильно злюсь?

Ты одинок, никто тебя не слушает. Не бойся в этом признаться. Никто не будет тебя винить, но скажи это про себя: « Я трудный человек, раздражительный, претенциозный, с трудным характером. Я эгоист! Я очень нарцисстичный, я хочу, чтобы все вращалось около моего эго!

Скажешь ты эти слова? Где? Перед другим человеком ты это не скажешь. Целый день делаешь разные дела, бегаешь, не думаешь об этом, но когда  сидишь,  и подумаешь о них в тишине, смягчишься,  закипишь немного в собственном соусе, и когда твой соус закипел, тогда твоя душа смягчится. Не так ли? Приготовление пищи не приводит  к этому? В конце блюдо становиться мягче. Сядь  немного, поварись в своем в собственном соку, и Бог придет и положит от  Своих специй, украсит и подсластит этот вкус. Не беспокойся, это тебе не принесет вреда! Поэтому, видишь некоторых подвижников, которые выходят из своей кельи, в которой они были закрыты много дней. И в то время когда ты думаешь, что видишь, асоциальных люди, странных, капризных, которых ты видишь людей с красивым лицом, кротостью, добротой. Они  дают тебе хороший совет, слушают самое странное и глупое. Как говорят дети, все, что бы ты им не сказал, слушают с хладнокровием, с пониманием, потому что безмолвие подготовило их  услышать все это. То, что отражаются в безмолвии,  касается тебя по-другому. То есть, они слушают о твоих грехах, помыслах, тайнах,  не исповеданные  желания, но вопреки всему не шокируются, не ужасаются, не отталкивают тебя, потому что они испытывают спокойствие  в себе и подготовились к этому. Они увидели себя, и если ты видишь себя в безмолвии, затем сможешь увидеть весь мир, потому что весь мир скрывается в тебе, в нас, все желания людей, скрывающихся в нашей душе, надо только попытаться и попробовать услышать нашу душу, чтобы увидеть наши желания и помыслы, тайные вожделения и мечты. Это не происходит среди шума, а необходимо безмолвие. Ты это понимаешь? Например, если ты сейчас готовишь пищу и около тебя тихо, когда ты помешиваешь в кастрюле приготовленную тобой пищу, ты сможешь сделать это спокойным образом,  не думая о том, твоя душа раскрывается для Бога, предоставь Ему себя и скажи:

 - Господи, поговори с моей душой! Поговори со мной!

И в это время, в молчании, в безмолвии и  приходит тишина,  придет большое понимание – понять  другого человека, суметь поставить себя на его место. Только люди, которые пережили эти молчаливые, молитвенные, спокойные моменты смогут услышать другого человека и понять его. Сверхактивный, сошедший с ума на работе человек каким-то активистским способом не поймет тебя. Потому что все ему звучит поверхностно, так как его жизнь поверхностная. Нет качества, нет корня, не может пустить корни, потому что он не останавливается. Чтобы пустить корни, семя, необходимо где-то мы должны опираться, задержаться, чтобы прошло время. Я снова повторю тебе: «Те люди в пустынях имеют наибольшее понимание, потому что молчание помогло им, которое стало последствием, а точнее последствием, чтобы они слышали Бога в безмолвии. Если твоем безмолвии  ты услышишь Бога, Он откроет тебе все Свои тайны, и тогда ты  поймешь твоего брата, не будешь сердиться, гневиться, спорить. Это очень полезно».  То есть,  этот момент уединения, который не является обособлением с психологической точки зрения, это не обособление одиночества, чтобы жить в меланхолии. Нет! А чтобы это делать добровольно. Я хочу и это делаю, хочу и предаюсь безмолвию,  чтобы ощутить присутствие своего Я, которого  не знаю, потому что оно избегает меня, чтобы начать чувствовать присутствие Бога, а затем вернуться к своим делам и смотреть на все по-другому. Чтобы мне ни сказали, все, чтобы я не услышал, я не сорвусь. У меня есть силы услышать о самой плохой новости. Узнать о самом скорбным событии. Потому что моя душа подготовлена, мое сердце окрепло. Во  мне вошел свет в безмолвии, я получил откровение – откровения происходят в пещерах. Св. Ев. Иоанн получил откровение в пещере на острове Патмос – в  пещере, о которой ты думаешь, что это закрытое пространство, но именно там происходит необъятное открытие. Как это объяснить? Это парадоксально и загадочно – в это темное место входит много света, в этом закрытом месте твоей души простирается, направляется, раскрывается, входит Божий свет. И тогда чувствуешь вещи, от которых иногда не можешь оторваться, не можешь остановиться, чувствуешь, что имеешь огромное богатство, чувствуешь, что это самый благоприятный момент в твоей жизни, что ничто не может заменить и «украсть» от твоего времени, чтобы приобрести такие моменты. Тогда, все, чтобы ты ни услышал, например, в офисе, когда другие коллеги  хотят иронизировать тебя, придраться к тебе, выгнать тебя или бороться с тобой, «пронзить» тебя в больное место, это тебя не касается, как это раньше происходило. Ты не видишь их, потому в безмолвии твое душевное зрение улучшилось, у тебя хороший, сильный и здоровый взгляд на эти вещи, все видишь отчетливо. Они для тебя не являются проблемой,  потому что ты укрепил себя в благодати Божьей, насладился Богом почувствовал в безмолвии свою ценность, свою личность,  красоту своей природы, свое божественное происхождение. И после этого чтобы тебе ни сказали другие люди, ты не срываешься, потому что ты не зависишь от мнения других людей. Ты почувствовал себя богатым в безмолвии и это богатство тебя сопутствует.

- Что хотите, то и говорите, обо мне! - Можешь сказать ты на работе,  но ты это не скажешь своим коллегам не, потому что начнется ссора, и про себя ты это не скажешь, но показываешь, что  они  не могут повлиять на тебя, а что  ты уже благотворно влияешь на других – делаешь  добро другим людям. Просто они тебе  не могут сделать зло, наоборот, ты уже можешь  им делать добро, помогать, ты  неуязвимый для стрел других,  для стрел злобы, откуда  бы они не прилетели. И  становишься благотворителем, донором крови человечеству, одариваешь его, ты подвижной источник спокойствия и где бы ты не был, куда бы ты не пошел, от тебя исходит спокойствие, молитва, смирения, доброта.

Другие люди это чувствуют. Видишь, что есть дома, построенные возле монастырей, которые не полностью  изолированы, а находятся рядом с городами. И  в этих домах люди чувствуют, что из монастыря, который расположен рядом с их домом, в котором мы живем, исходит мир молитвы, безмолвия, молчания, смирения и он дотрагивается до наших домов, это благословение для всех нас. Так говорят о  многих монастырях, которые должны быть построены, являются поводом, что все вокруг них, будет благословенно и освещено. Большим благословением для дома являются такие тихие люди, которые любят тишину, и не задыхаются среди большого шума и гама. Молчание является источником вдохновения.

Мы не знаем, когда переживем все то, о чем  говорим. Сейчас мы говорим, в то время же мы должны немного почувствовать это безмолвие. Но ты не всегда чувствуешь безмолвие, как присутствие Бога. Иногда мысли настолько интенсивные, что не ты можешь успокоиться, нечего не можешь сделать, сходить по магазинам, позвонить по телефону, но когда посвятишь себя безмолвию, когда сказали какому-то монаху:

- Зайди в свою келью, и она тебя всему научит!

Войди в свое спокойствие и получи пользу. Но что еще я могу сделать? Ничего, успокойся! Разве это не приятно, если парень познакомится с спокойной девушкой, жениться на ней и ее особенностью является спокойствие? Чтобы она не была лентяйкой, и тарелки выскальзывали и ее рук, то есть, чтобы руки не были безжизненными, а чтобы девушка была тихой и спокойной, чтобы были перерывы в их отношениях, минуты покоя, когда разговаривают только сердца. Не  надо мне говорить тебе, что я люблю тебя с многими словами, но прекрасно чувствовать, что я тебя люблю, даже когда я с тобой не разговариваю. Не случайно же, что есть дни, когда некоторые Святогорские отцы, а в других местах, не выходят разговаривать с людьми? Один друг сказал мне, что он приехал к какому-то отшельнику на Святую гору Афон, который три-четыре дня в неделю никого не принимает, не от не милосердия к людям, а именно из-за большой любви к ним. Он сказал тебе:

-  Возлюбленный  мой брат, чтобы я мог что-то дать, я должен собрать. А чтобы собрать, мне необходимо закрыться в своем «улье», приготовить «мед», найти «райские цветы». Завтра ты придешь и увидеть меня с улыбкой на лице, с решительностью, силой, оптимизмом, чтобы я сказал тебе какие-то ободряющие слова для борьбы твоей жизни. Как я тебе скажу эти вещи, когда человек изнашивается от постоянного движения, как фитиль, который горит и становиться короче? Не так ли? Да, ты говоришь, что это помогает, но и ты изнашиваешься, сейчас тебе необходимо немножко отступить, посвятить себя безмолвию и собрать (духовные плоды). Св. Арсений Каппадокийский говорит, что в определенные дни он вообще не выходил из своей кельи, ему оставляли еду у двери, он брал ее, закрывался в кельи и продолжал находиться там. Ни ты и ни я можем это сделать, потому что мы находимся в миру. Но  ты можешь 30 минут выключить телефон и все остальное и сказать:

- Сейчас  полчаса я предамся  безмолвию!

И ты осознаешь, что это большая помощь для твоей семьи, это не пустая трата времени, а вложение во время. Ты успокоишься,  помолишься и увидишь, какой прекрасной будет твоя жизнь. Жизнь может быть очень красивой, и тогда Бог тебя осветит, и разрешит мне сказать тебе, что ты почувствовать красоту своей души, ободришься здоровом образом, потому что есть и положительный эгоизм, если можно  так его назвать,  который, в сущности, не является эгоизмом, а ощущением того, что ты ценный. Не сказано ли, Сподоби, Господи, в ден сей без греха сохранитися нам?[2]

То есть, Бог дает это достоинство в твоей жизни. Ты почувствуешь его в  своем одиночестве. Как говорит игуменья Гавриила, что есть люди, в компании который ты находишься, не лишит тебя одиночества. Вот в чем разница – ты  находиться в компании других людей, но это совсем  не означает, что ты вовсе не чувствуешь себя не одиноким. Потому что, ты можешь чувствовать себя одиноким и в компании, можешь разговаривать с людьми, но твоя душа одинока, и наоборот, ты можешь быть сам, с кем не разговаривать, но чувствуешь, что с кем-то разговариваешь, то есть одиночество – это присутствие Бога. Это является  целью, потому что, если уединишься и если ты одинок без Бога, без людей, без ничего, то кто ты? Ты зверь и зверем останешься. Поэтому, в твоем одиночестве  научиться находить и слышать твоего Бога, чтобы услышать Его волю, которую Он даст,  и почувствуешь внутри себя  голос, который тебе скажет:

- Это для тебя, дитя мое!

И ты  почувствуешь внутреннюю безопасность. Эта, безопасность не будет безопасностью эгоизма, если ты начнешь с молитвой, со смирением,  если в одиночестве почувствовал, что очень бедный и бессильный. То есть, сидишь  в комнате и говоришь:

- Я такое ничтожное создание, Господи, просветите меня, что делать!

Говоришь это со смирением, сознательно, признавая свою немощь и нищету, нов то же время, осознавая, что перед тобой самый премудрый и преблагой Бог, Который всем управляет и хочет твоего добра и, Который скажет:

- Ты этому не веришь? Ты не крещен?

Не говорим ли мы, что у нас есть в нас благодать Святого Духа? Вся мудрость существует внутри у нас, вся правда у нас. В  безмолвии  ты получишь небесное известие, потому что, к сожалению, у тебя есть привычка постоянно спрашивать:

- Скажи, что мне делать, я испытываю неуверенность, страх не могу стать на ноги!

Но сейчас ты должен встать на ноги. Не  хорошо, что тебе уже исполнилось   50 или 60 лет, и ты постоянно спрашивать:

- Я не знаю, что делать в своей жизни, пусть другие об этом мне скажут, что мне делать, я снова их спрошу об этом!

Но, кого бы ты не спросил, никто тебе  это не скажет –молись, чтобы Бог просветил тебя, успокойся, чтобы Он показал тебе Свою волю! Ты молчи, чтобы Бог  говорил! Нетак ли?

Как прекрасно проходит день, когда немного помолчим, чтобы услышать Бога в тишине. Это мне  сказала мне одна пожилая женщина, которая работала медсестрой, и много лет тому  назад я спросил у нее:

-  Как дела?

Тогда она была молодая и сказала:

- Послушай,  в 7:30 часов я должна быть на работе в больнице, но я встаю в пять часов утра и молюсь два часа, придаюсь безмолвию, успокаиваюсь, затем выхожу из дома  и в течение дня  чувствую около  себя щит, который защищает меня от болезней, искушений, беспокойства, несчастных случаев. Весь день незаметно проходит, и моя душа летит, я чувствую себя прекрасно!

Это прекрасное чувство, но все началось от того, что она  утром молилась два часа. Ты не молился два часа, а две минуты, не бойся, не паникуй, потому что, когда ты слышишь о двух часах молитвы и думаешь, что у тебя будет сердечный приступ:

- Два часа, о чем он говорит, что это такое?!

Но,если посмотришь на ее лицо, оно светится, особенно ее глаза, я знаю, как они сияют таким образом. Она очень пожилая женщина  и ее глаза должны быть потухшими из-за возраста, а ее глаза сияют в безмолвии и тишине в ее душу входит много света. Я желаю и тебе это пережить!

Все будет хорошо! Успокойся, молчи, не разговаривай, не говори много, не роптай и увидишь, что все будет хорошо, только тогда будешь прославлять Бога и единственными словами, которые ты захочешь, будут:

- Христос мой, я прославляю Тебя, благодарю Тебя, и  люблю Тебя!

 

[1] Библейские цитаты в настоящей беседе взяты из сайта „Азбука веры” - http://azbyka.ru/biblia/?Act.17:28

[2]Великое славословие, которое поется во время утреннего богослужения - справка переводчика.

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.
Источник: Храм Свети цар Борис, Варна.


 
Вернуться назад