Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Протоиерей Георгий Докукин. "Современный ревизор"

Протоиерей Георгий Докукин. "Современный ревизор"


01.06.2015.

Протоиерей Георгий Докукин. "Современный ревизор"Что я думаю о пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», поставленной в Русском Духовном театре «Глас»? Только то, что «Ревизор» – пьеса большая, смешная и классическая, одна из самых известных зрителям. «Ревизора»  учат в школах, пишут сочинения, а многие фразы из пьесы являются афоризмами и  частью не просто литературного наследия, а самого Его Величества Русского языка, за который сегодня в Новороссии бьются насмерть русские люди. О «Ревизоре» столько писали, что возможно ли сказать что-нибудь ещё новое?  Но я попытаюсь, тем более, что нового под солнцем ничего нет, а есть лишь  хорошо забытое старое.

Я – православный священник, и взгляд  мой на пьесу может быть направлен только на Вечность, которую современное общество всё больше и больше теряет, а обретают её,  как и во все времена,  лишь отдельные личности, к которым я, кстати, себя не отношу.  Мне остается  лишь плакать и стенать о своих личных грехах. Потому  пьеса так и дорога: она - о мне  и каждом из нас, «любящих самих себя».

 «Так эту пьесу в 1836 году воспринял  сам  Государь Император Николай Павлович. Он не только присутствовал сам на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время  представления Император  хлопал и много смеялся, а выходя из ложи,  сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

В то  время у Н.В. Гоголя было и много недоброжелателей, которые видели в пьесе карикатуру на российское чиновничество, а в драматурге – бунтовщика. Они возненавидели  его после показа пьесы Гоголя и говорили, что «Гоголь  - враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь».2

О Русском духовном театре «Глас» пока так не говорят  те же чиновники, те же ненавистники России, но только иных времён. Они просто грабят, стремясь уничтожить росток культуры в общем бескультурье: готовы отнять землю у театра мошенническим способом и создают условия, чтобы избавиться от него путем создания различных преград в   деятельности.  Театр, поставивший «Ревизора» Гоголя,  продолжает ощущать трудности и сложности самого автора, т.е. продолжает нести Крест Христов.

А как хотелось бы, чтобы властное чиновничество пришло на спектакль и услышало, произносимые от лица актера, следующие слова: «Что, не знаете, кто этот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба? Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, …  и возвестится о нем тогда, когда и шагу нельзя будет сделать назад». «Вдруг, откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса поднимется волос», - лично у меня от этих слов  по телу  пробирает дрожь от осознания своих грехов.  Сидя в  зале,  любой  здравомыслящий человек  соотносит  себя с тем, что видит на сцене.   Каждый  обязан хотя бы раз в день  смотреть в зеркало -  Христово учение, написанное в Евангелии.  Необходимо постоянно «делать ревизовку души…,  и побывать в безобразном душевном нашем городе…,  в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей». 1

Как театр решился  поставить не просто «Ревизора», а «Развязку Ревизора»? Так Гоголь назвал шестое действие, которое написал через десять лет  после премьеры. Он  был недоволен результатом премьеры «Ревизора», не тем, как пьесу сыграли актеры, а  как восприняли её зрители, состоявшие во многом из  пятой колонны противников России - масонов и демократов той поры. Ему хотелось, чтобы до каждого дошла цель пьесы, чтобы каждый мог одуматься и увидать своё истинное лицо в зеркале Евангелия.  Хотел спасти каждого человека, ибо «…страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба».

В Советские времена никто не знал, что существует шестое действие.  Чудесным способом Господь направил меня  в Грузию. Там, в резиденции патриарха Грузии, Святейший Илья раскрыл передо мной свою мечту, что хотел бы у себя в Грузии иметь театр подобный нашему московскому  театру «Глас»,  или хотя бы пригласить  в Грузию на гастроли. Затем высказал свою просьбу коллективу театра поставить «Ревизора» вместе с шестым действием. После долгих поисков  этот текст нашелся в собрании  сочинений Гоголя вместе с шестым действием. Его в советские времена не издавали, и никто, даже артисты, о нём не знал. После постановки «Развязки Ревизора» у театра появилась и неосуществленная мечта: сыграть  «Развязку Ревизора» в Грузии.  Может быть, это  послужило началом дружбы с театром  митрополита  Ахалкалакского и Кумурдойского  Николая (Пачуашвили). В какой-то степени владыка стал одним из духовных покровителей нашего театра.

Показывать данную пьесу означает ставить на свои места разум человека  и изменять состояние души зрителя. Когда у человека появляется настоящая, а не эфемерная цель, то он стремится к ней, отдает ей все силы своей души, находит своё место в нашем изменчивом мире. Он приобретает цельность,  и мир вокруг него преображается, становится более стабильным и  устойчивым, очищается от греха, порока и скверны. Мир личности преображается, становится более стабильным и устойчивым. Цель эта указана в произведении Николая Васильевича Гоголя.  Её  воспринимает  любой христианин, а неверующий  может  признать как  единственно правильную и необходимую. Через осознание и признание своей высшей цели в жизни он станет человеком веры, так как Самим Творцом в нём заложен Его Образ.

Пока же спектакль идёт в  условиях сцены театра Глас.  Я бы назвал эти условия малогабаритно-катакомбными. Но ничего страшного: в катакомбах спасались первые христиане от гонителей Церкви, - в «катакомбах» спасается и наш театр,  прославляя Христа. Хорошо, что талантливейший художественный руководитель театра Никита Сергеевич Астахов, даже в этих условиях, настолько умело раскрывает таланты актеров, что зритель зачарован действием на сцене и в зале. Помещение театра  необычайно мало, количество мест такое, что едва умещается 60 человек, а сцена практически соединяется с зрителем.

Но стоит театру выехать на гастроли и начать выступать в нормальных условиях, то актеры моментально приспосабливаются к новой сцене. Так было в театре на Таганке, в Академическом Малом, на сцене зала «Церковных Соборов Храма Христа Спасителя».  Действие нисколько не умаляется, а, наоборот, усиливается. Зритель в непередаваемом восхищении встаёт, овация продолжается долго, а часто переходит во взаимное общение артиста и зрителя. Это уже не «Театральный разъезд» Н.В. Гоголя, описанный в шестом действии «Ревизора», а рассуждение тех, кто видит и знает цель своей жизни, печалясь об отсутствие этой цели в современном обществе. Безразличных нет.

Я не являюсь критиком, а потому не буду говорить об игре актеров. Я просто их люблю. Люблю тех:  кто в поте лица своего (как и велел Господь) добывает хлеб свой и получает нищенскую зарплату, кто обладает величайшим христианским смирением считать себя рабами Божьими,  когда другие обвиняют их в служении греху.  Люблю  тех, кого когда-то  хоронили за церковной оградой, а затем  место их упокоения стало элитным и на нём  поставили храм Божий.  Сегодня каждый москвич знает Ваганьковское кладбище, название которого происходит от слова  «ваганить», что  означает потешать.  Стоит поменять приставку - и слово преобразуется в другое:  утешать. Не этим ли призвана заниматься и Церковь Христова: утешать в скорбях людей, утешать их страсти и направлять к источнику Света. Потому мы часто видим, как из актеров   получаются  монахи, священники, архиереи. Я уверен, что  есть среди них и святые, пусть и не канонизированные.

Но я не хочу идеализировать актёров. Среди них есть и те, которые подстраиваются под мир, лежащий во зле, т.е. во грехе. И служат они не Богу, а тому, кто против Бога. Посетив подобные места, театром язык не поворачивается их назвать. В таких «театрах»  станешь не лучше, а хуже. Вот что о них говорит тот же самый Н.В. Гоголь в «Развязке Ревизора»: «То дурно, что в добре не видишь добра. А этот грех водится за всеми модными драмами, которыми должны мы тешить публику. Зритель выходит из театра и сам не знает, что такое он видел: злой ли человек или добрый был перед ним. К добру не влечет его, от зла не отталкивает, и остается он точно как во сне, не извлекши из того, что видел, пригодного в жизни, сбившись даже и с той дороги, по которой шел»1. Эти слова показывают тот путь соблазна, по которому сегодня идёт большинство театров, стремящихся правдами и неправдами заработать больше денег. Самое обидное, что к этому подталкивает их наше государство в лице  различного рода чиновников, обозначивших  критерием работы театров  сбор денег. Вот так сатана и правит  бал в театрах финансовой направленности. Но сатанинский бал может ли быть целью государственной политики?  А потому перед театром «Глас» ярко встал гамлетовский вопрос: «Быть или не быть»? Нужен он государству, московскому правительству или нет. Хотелось бы получить ответ: «да или нет»? Зритель же высказывается просто и явно: «Русскому Духовному театру – быть»!
                                                                                                      
 Протоиерей Георгий Докукин,
духовник Русского духовного театра "Глас".
 
Цитировано по сценарию «Развязка Ревизора» Русского Духовного театра «Глас»
Н.В. Гоголь «Душа наша расположена к исповеди» Изд. Сретенского монастыря, Москва 2009г. Составлено, предисловие  и примеч. В.А. Воропаева


 


Вернуться назад