Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Константин Милевский. Размышления о дворянстве

Константин Милевский. Размышления о дворянстве


30.06.2015.

В конце июня депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров выступил с инициативой о возвращении представителей Российского императорского дома Романовых в Россию. В связи с этим в СМИ возникла дискуссия о восстановлении монархии и возрождении сословия дворянства. Что же такое дворянство? Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть достойным дворянского звания? И что сейчас из себя представляют потомки прославленных фамилий?

Представляем вашему вниманию позицию предводителя Новосибирского Дворянского Собрания Константина Евгеньевича Милевского.

                                                «Дворянство умеряет высшую власть и собственным великолепием приучает взоры народа
без испуга наблюдатьи поддерживать блеск Королевской власти.
Дворянством правит честь. Что касается дворян как частных лиц, то ведь существует определенное уважение
к старому замку или к устоявшему перед временем зданию и даже к прекрасному старому дереву, полному сил,
несмотря на старость. Несколько же больше нужно уважать дворянскую старую семью, 
устоявшую от бурь времени, старое дворянство – итог работы только времени, величием духа»
Статья о дворянстве
в Энциклопедии  Дидро и д'Аламбера

Помните Антон Павлович Чехов говорит, что умение свои эмоции и чувства выразить словами – и есть интеллигентность. Сегодня в обществе мы наблюдаем произвол понятий и невежество в выражении своих чувств. Поступки становятся более агрессивными, общество теперь не в состоянии разграничить добро и зло. Симптоматично то, что нередко современный человек активной общественной жизни предпочитает общение с животными. Любое зло, невежество, сатанизм противны Природе, т.к. низвергают Божественное. Различные эпохи характеризуются наличием определенного идеала, например, период олимпийских игр у греков (поклонение красоте тела), эпоха Возрождения (гуманизм, обращение к наследию античности) и т.д., а между эпохами – темные полосы замутнения идеологиями, «время безвременья».

Сегодня в обществе появилась потребность (возможно, лишь ее зачатки) в хорошем тоне, манерах, поведении. Наставления и книги столетней давности - в огромной цене, а учителя хорошего тона из объектов насмешек превратились в дефицитный «товар». Развитие общества в этом направлении обеспечивается образованием, и при этом, только основанное на Вере, всестороннее образование является инструментом настоящей, истинной демократии. В прежнем аристократическом обществе образование базировалось на примерах достойного поведения. Стоит напомнить, что во времена царствования Романовых гражданам, окончившим госуниверситеты с отличием, присваивалось «почетное гражданство». Невежество же является лучшим союзником угнетения и худшим врагом человеческого достоинства. Не зря основным критерием дворянства было не количество, а качество жизни – ее достоинство, основанное на чести и личной ответственности. Воспитание дворянства осуществлялось на основе Православия – в духе любви к Отечеству.

Да, общественное мнение постепенно изменяется. Но как быстро Россия под покровительством Православной Церкви сможет очиститься от безверия и тоталитарной ментальности последних 80-ти лет? Поймут ли люди, что Бог их создал разными, и создал не для борьбы, а для творчества?
Отличие политиков от Государственных Деятелей заключается в том, что первые думают о себе и грядущих выборах, а вторые – о гражданах и грядущих поколениях. Обеспечение высокого качества жизни всех соотечественников при помощи всех доступных научных и технических знаний – так видели главную задачу государственного управления элитные слои раньше, так видит ее и возрожденное Российское Дворянство.
Как дворянство было представлено прежде?

Доля дворян в населении России в начале века составляла около 1%. Из них древнее дворянство составляло около 28 %, титулованных родов было около 900. При этом элита не была закрытой частью общества. Известно, что путь в дворянское сословие в России был открыт для всех, кто стремился доказать, что своим трудом, службой Государю и Отечеству он достоин носить звание Российского Дворянина.

Все дворянство было записано в книги, условно названные «части». Всего их было шесть. В первую часть было записано дворянство пожалованное и дворянство до ста лет. Во вторую часть – военное дворянство, приобретенное чином воинской службы. В третью часть – дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованное орденом. В четвертую часть вносились иностранные дворянские роды. В пятую – дворянство, украшенное титулами (титулованное) - как родовыми, так и пожалованными. В шестую часть были внесены древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства которых превышало сто лет.

Дворянское достоинство признавалось за личностью (личное дворянство) и за родом. Оно возлагало огромную ответственность на человека и его семью, но оно и воспитывало человека и давало ему «дорогу в жизнь». Если бы Александр Сергеевич Пушкин не принадлежал к древнему дворянскому роду, он не был бы ПУШКИНЫМ. Он делал хорошую чиновничью карьеру, но искусство поглотило (не позволило реализовать) все другие его таланты. Муза Пушкина жила в дворянской среде,  питалась ею и  пестовала ее. И именно эта среда определила величие имени Пушкина, сумев оценить и увековечить его. Поэту принадлежат вещие слова: «дикость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Современное Российское Дворянство в полной мере разделяет это мнение и своей практической деятельностью способствует ликвидации невежества.
Как представлено Российское Дворянство сегодня?

На сегодня в Российском Дворянском Собрании (РДС) зарегистрировано около 1400 действительных и около 900 ассоциированных членов Дворянского Собрания. Предводителем его является князь А.К. Голицын, вице-предводителем – князь В.О. Лопухин, герольдмейстером – С.А. Сапожников. Жизнь общества регламентируется Уставом, а наблюдает за его исполнением Суд чести. В РДС издаются прекрасный альманах «Дворянское Собрание» и ежемесячная газета «Дворянский вестник». Под патронажем Собрания выпускаются «Геральдические ведомости». Региональные Дворянские Собрания сложились в 87 городах России. В Сибири они существуют в гг. Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Новосибирске. Новосибирское Дворянское Собрание зарегистрировано как общественное объединение в 1993 году. Предводителем Собрания ныне является К.Е. Милевский, вице-предводителем – В.А. Епифанов, секретарем – О.Г. Черкасова. В НДС зарегистрировано 12 действительных и 12 ассоциированных членов Собрания и их семьи, а также несколько десятков членов-корреспондентов, гостей и почитателей.

В 2000 году скромно отмечался 10-летний юбилей юридического возрождения дворянства.  Регулярно в г. Москве проходят Съезды Российского Дворянского Собрания, а между ними в старинных городах России собираются Советы Объединенного Дворянства. В РДС есть Департамент Герольдии – это своеобразное «чистилище», где проходят или оседают в небытии документы, подтверждающие или не подтверждающие дворянское достоинство. Строгие эксперты приняли дух Департамента Герольдии Правящего Сената и пытаются следовать той же букве. Они выпускают правила оформления и подачи бумаг, документов, ведут картотеку всех родов и отслеживают возможность связей этих родов во взаимосплетениях истории России и стран всего Мира.

Сегодня отсутствует значимая  социальная база для развития дворянских объединений: нет средств, а для многих потенциальных членов Собрания существуют значительные трудности с документальным подтверждением (в частности, с поиском документов в архивах) своего достоинства. Власть имущие (предержащие) с интересом относятся к Собранию, да и только. В СМИ (с каким бы добром они к Дворянскому Собранию не относились) чувствуется сарказм, скептицизм, нередко зависть и ехидство. В разгуле нынешней демократии в разных областях общественной деятельности активны самозванцы. Немало их устремлено и к праву именоваться дворянином. Но самозванство – это воплощение тайной мечты подавленного человека. Когда в человеке подавлена личность, в нем вырабатывается тоска по личине, которую будут уважать. Активность самозванцев обусловлена тем обстоятельством, что признание за ними искомого статуса другими людьми как бы компенсирует у них дефицит самоуважения, а нередко - решает глубинные психические проблемы. Много хлопот они доставляли и доставляют Дворянскому Собранию.

Наряду с этим, люди, имеющие действительные права на восстановление дворянского достоинства, не всегда спешат их доказать. Причины этого различны, но следует особо отметить одну из них – отсутствие чувственного восприятия своего дворянства. Многие сегодняшние исследователи, желающие дать лаконичные определения понятиям «дворянство» и «дворянин», отмечают, что эти понятия скорее чувственные, чем осознаваемые. Наверное, изначально чувствовать себя дворянином может не каждый потомок, но ведь чувства могут проснуться и через осознание! Да, в советские годы браки были не только не церковными (а не освященные на небесах узы, по большому счету, не действительны), но и не сословными. Браков между дворянами заключалось крайне мало. Во многом именно этим вызвано большое число ассоциированных членов ДС (члены Собрания, достоинство которых определено по женским линиям). Но генетическая память существует, ее нужно лишь разбудить, и тогда человек начнет чувствовать. В настоящее время все отчетливей осознается естественная убыль нашего сословия, а мы не вправе лишать землю родов, сформированных за длительную историю Государства Российского. Ведь что значат для общества эти роды?

Как и в купеческой, казачьей, крестьянской элитах, дворянский генофонд формировался на протяжении многих поколений. Принадлежность к дворянству предполагала определенные рамки воспитания и поведения. Браки в основном были сословными, что обеспечивало формирование четко выраженных жизненных устоев и непоколебимость в принципах их воплощения. Это сословие самоочищалось. Институт дуэлей присущ был только ему, и этому же сословию было свойственно лишать себя жизни в случае утери чести и достоинства. Предпочесть ценность благородного и сделать благородство целью собственной деятельности и мерилом блага – вот жизненное кредо дворянства. Формирование дворянской элиты (часть шестая – древние рода) осуществлялось на протяжении столетий, что способствовало созданию особой «породы» людей. Дворянские рода, обладавшие в основной своей массе лучшими, выработанными столетиями качествами, постоянно пополнялись и смешивались с лучшими, наиболее активными выходцами из других сословий, а также - представителями иностранных дворянских родов (другие части дворянского родословия). Так формировался тип русского дворянина.

Существует вполне доказанное мнение, что поражение Белого Движения в гражданской войне во многом было обусловлено тем обстоятельством, что русский дворянин, чувствуя весь ужас братоубийственной войны, не мог принять массовое уничтожение соотечественников, и в силу этого не проявлял требуемой обстоятельствами жесткости (жестокости). У большевиков этого чувства не существовало: их народом был мировой пролетариат, воевали они не с соотечественниками, а с «эксплуататорами», и без сожаления уничтожали их ради «счастья всех обездоленных людей на земле».
До революционного переворота слово «дворянин» несло суперэнергию и было двигателем для активных членов общества. Дворянского достоинства хотели добиться, к нему стремились, а уложение о дворянстве направляло энергию личностей на созидание, творчество, героизм. Таким образом, престижность дворянского звания стимулировала активное существование государства и общества. Дворянство играло ведущую роль не только в политике, но и в развитии наук и искусств, являясь эталоном культуры для других сословий.

Старшее поколение современного дворянства еще помнит, как их мамы и бабушки-институтки водили полонезы. Дамам целовали ручки – это гораздо более приятный и красивый обычай здороваться. А уж как они держали спинки и головы на лебединых шеях – многим топ-моделям позавидовать.
В любом старом городе лучшие залы для приемов располагаются в зданиях прежних Дворянских Собраний. Лучшие парковые зоны и загородные усадьбы – бывшие имения дворян. Занимаемые городскими властями и процветающими фирмами красивейшие особняки были построены и принадлежали либо дворянам, либо купцам. Классическая музыка, литература, театр – все это создавалось дворянским сословием. Коллекционирование произведений живописи – непременное условие развития этого вида искусств – тоже активная сфера деятельности дворян. Можно еще указать на роль сословия в развитии науки, сельскохозяйственных технологий и т.д. Словом, прежде дворянство играло в государстве и в обществе огромную роль. Следует привести слова пращура действительного члена Новосибирского Дворянского собрания А.Н. Карамзина с его разрешения: «Дворянство есть душа и благородный образ сего народа. Я люблю воображать себе российских дворян не только с мечом в руке, не только с весами Фемиды, но с лаврами Аполлона, с жезлом Бога искусств, с символами Богини земледелия».

Сейчас дворянство возрождается. Возрождается после многих десятилетий забвения. Перед современниками встает много вопросов и возникает множество проблем. Решать их в одиночку невозможно, поэтому и было создано корпоративное сообщество – Российское Дворянское Собрание. Есть понимание, что воссоздать полностью прежнее сословие не удастся – катастрофичен нанесенный ему урон, во многом утеряны прямые связи, да и мир сейчас другой. Однако существует образец дворянского общества, существует христианский идеал человека – значит, есть ориентиры.
Честь и достоинство – вот предмет разговора, вот о чем должен думать дворянин. Не выпуская из головы эту мысль, он должен лелеять и взращивать ее, он должен любить ее и следовать ей. Эти понятия должны проявляться, проходя, как музыка, через сердце в голову и обратно. При отступлении человека от этих качеств разность потенциалов голова-сердце должна прожечь его, и оставить на нем Каинову печать предательства. Опыт отступников показывает жизненность правила: «береги платье снову, а честь смолоду».

Береги честь смолоду – но что беречь? И возникает вопрос: «Где она находится у человека?». Это очень просто – это святое место в совести у человека. Но как же быть человеку, которому каждый день приходится бороться, вступать в компромисс с окружающим его обществом, в котором чаще профилируются другие, отнюдь не духовные ценности?

Мотивация – вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно. В старину у нас была пословица: «По отцу и сыну честь». Честь – это музыкальное слово, имеющее много оттенков, но отголоски прошлых веков слышатся еще в нем. Это слово пересилило катастрофу. Много ли на сегодняшний день существует предпосылок, чтобы оно зазвучало в том же тоне первоначальных цветов, вложенных в него. Если попытаться продумать пафос «чести» в ее чистейшем виде, радикальнейшей форме, то окажется, что он весь устремлен к невозможной, а для людей с извращенными вкусами даже - нежелательной идиллии. Если смотреть на нашу действительность открытыми глазами, то, не стесняясь можно сказать – ценности эти не пропали, они просто пока не востребованы.

Опыт существования ДС показывает, что есть люди, которые не в состоянии воспринять сословно-корпоративные ценности, и принципиально против каких-либо сословий. Но есть и другая крайность – некоторые интеллигенты хотят возродить дворянство на своих, каких-то одним им известных условиях. Они вырабатывают новые критерии, применимые к сегодняшнему дню и подстроенные «под себя», вызывают на дискуссии, просят критики. Порыв этот в чем-то понятен, но зачем нужно выдумывать то, что уже существует столетия, освящено Историей и Русской Православной Церковью.
Надо жить с достоинством и честью, надо найти (если пока нет) Веру и быть крепким в ней, надо быть полезным государству, надо воспитывать детей в высокой нравственности и патриотизме – вот программа для дворян, да и для всех граждан России. По заслугам же, да воздастся.


 


Вернуться назад