Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Иерей Филипп Медведев. Память Блаженной

Иерей Филипп Медведев. Память Блаженной


28.08.2015.

 

Иерей Филипп Медведев. Память Блаженной

Память Блаженной[1]

«Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утёса!» (Песн. 2:13-14) Эти поэтичные строки из Ветхого Завета можно образно отнести, как речи Господа, обращенные ко Своей Пречистой Матери, Той, которая заботилась, когда Иисус Христос был еще младенцем и той, чье сердце «оружие пройдет», глядя на страдание и смерть Своего Сына. В Священном Писании ничего не говорится о последних днях жизни и о смерти Божьей Матери, об этом православные христиане узнают из священного Предания. Церковными авторами написано несколько произведений[2]об Успении Пресвятой Богородицы, которые немного расходятся содержанием. Поэтому Церковь из всех произведений по этой теме выделила основную мысль о том, что Дева Мария блаженно почила и Её душа была принята Сыном Иисусом Христом при Успении.

Матерь Божия пребывала на Сионе, в доме родителей апостола Иоанна Богослова[3] со дня крестных страданий Спасителя[4]. Пресвятая Дева часто любила посещать для молитвы Елеонскую гору, то место, где Ее возлюбленный Сын произнес слова о Своем втором Пришествии и где Он вознесся на небеса со Своей пречистой Плотью. В одно из посещений любимого Ее сердцу места Пресвятая Дева сподобилась явления архангела, который возвестил Ей о скорой встрече с Сыном своим возлюбленным и вручил символ победы, пальмовую ветвь. Точно неизвестно сколько было Богородице лет в момент второго явления архангела, но святой Симеон Метафраст (X век) говорят лишь, что Она преставилась «в довольной старости». Тут же произошло чудо, множество апостолов из разных уголков земли были собраны Духом Святым ко Пресвятой Богородице, чтобы проститься с Ней и получить последнее благословение. Благословив всех и простившись, Благодатная Мария предала свою душу в руки Пречистого своего Сына. Святитель Дмитрий Ростовский повествует о последнем моменте жизни Девы Марии следующее: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Без всякого страдания Дева Мария уснула тихим сном, сном смерти. Но разве может смерть быть властна над Госпожой неба и земли, Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов? Может ли смерть, проклятие человеческой, природы взять верх над «источником жизни»[5]? Ответ, очевиден.

Господь ни на секунду не оставляет человека, он всегда заботится о нем, и если даже что происходит с нами плохое, нам непонятное, то Бог направляет это к добрым последствиям. Промыслом Божиим один из апостолов, а именно апостол Фома, не был перенесен чудным образом, как другие апостолы, в Иерусалим, и не смог получить благословение Пресвятой Богородицы. Апостол Фома прибыл на третий день после погребения Девы Марии, чем был обеспокоен и очень сильно сокрушался. Апостолы сжалились над Фомою и решили открыть гроб, чтобы тот попрощался хоть с мертвым телом Преблагословенной Богородицы. Придя ко гробу и отвалив камень, апостолы были ошеломлены, тела Девы Марии не обреталось во гробе, а лежали только погребальные пелены. В недоумении они вернулись в дом родителей Иоанна Богослова, и к вечеру они решили немного подкрепиться пищей. После трапезы апостолы по обычаю благодарили Бога, прославляя Пресвятую Троицу, но тут им явилась Пресвятая Богородица и благословила их словами: - Радуйтесь! Ибо я с вами во все дни. Апостолы ответили: - Пресвятая Богородица, помогай нам. Так была заложена традиция совершать «Чин о панагии», который совершается в монастырях и по наши дни. Смысл этого чина представить за трапезой присутствие Пресвятой Богородицы.

Господь Иисус Христос, Победитель смерти, воскресил Пресвятую Богородицу и вознес ее на небеса к Своему престолу. Вспомним крестную смерть Спасителя, Христос обращается к Пресвятой Богородице - «Жено! Се сын Твой!», а затем и к Иоанну Богослову - «се, Матерь твоя!»(Ин.19:26-27) . Этими словами Господь усыновляет Иоанна Деве Марии, а вместе с ним и всех христиан. Каждый христианин имеет дерзновенную ходатаицу перед престолом Всевышнего в лице Пресвятой Богородицы. Ведь Сам Господь сказал Пречистой Марии: «Проси, Мати Моя, ибо не отвращуся от Тебе. Но исполню вся прошения Твоя» (акафист Божией Матери, перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов» , кондак 2). Дева Мария тот человек, который находится ближе всех к Богу, потому что она своими поступками и своей добродетельной жизнью сделала себя сосудом Всевышнего, и вместила невместимого Бога. Священномученик Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова пишет следующее о Пресвятой Богородице: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим».

Вот какой пример для подражания явила собой Дева Мария всем христианам. Чтобы достичь небесного Царствия, необходимо притекать ко Пресвятой Богородице с молитвой, почитать ее святые образа и словами святых апостол взывать к Пречистой: Пресвятая Богородица, помогай нам!



[1] Изначально праздник Успения Пресвятой Богородицы, под таким наименованием его начали праздновать сирийские христиане V века.

[2] «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского».

[3] Дом апостола Иоанна Богослова находился недалеко от Сионской горницы, том месте, где во время земной жизни Спасителя произошло много событий, описанных в Новом Завете. В настоящее время на месте дома евангелиста находится католический храм в честь Успения Пресвятой Богородицы принадлежащий немецкому католическому аббатству ордена бенедиктинцев.

[4] Так повествует святитель Мелитон Сардийский(II век) в своем произведении «Успение»

[5] Так именуется Дева Мария в первой стихире на Господи воззвах Праздничной службы Успения Пресвятой Богородицы.


 


Вернуться назад