Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Диакон Георгий Малков. О рабстве большевицкой "свободы"

Диакон Георгий Малков. О рабстве большевицкой "свободы"


07.11.2016.
Фрагмент текста книги «Контрреволюция духа (церковно-политические очерки»)
/текст книги одобрен к публикации Отделом образования и катехизации при Московской Патриархии Русской Православной Церкви/ 

Диакон Георгий Малков. О рабстве большевицкой "свободы"Как известно, духовная позиция Церкви во внутренней оценке ею лживой коммунистической идеологии всегда оставалась — неизменно и последовательно - отрицательной. Прекрасно зная об этом, большевики и пытались любыми способами уничтожить обличавшую их самим своим существованием и столь ненавистную им Церковь -как единственно истинную наследницу Святой Руси в современной России. Ныне, пытаясь использовать «патриотические» лозунги (в том числе и собственно церковно-патриотические идеи), они порой готовы объявить себя чуть ли не друзьями Православия, если даже не «православными», не останавливаясь перед тем, чтобы идти на измену своей же, непосредственно и изначально атеистической, идеологии. Но ведь и до сих пор неразъяснённость в общегосударственном, общенациональном масштабе сути и смысла антинародного и античеловечного так называемого «ленинизма-сталинизма», как и в целом всей коммунистической идеологии, отсутствие ясных и честных, объективных оценок её со стороны как новых государственных структур, так и со стороны наиболее духовно просвещённых представителей российской общественности — вопиющий факт нашей и политической, и духовной жизни! Отсюда — почти полное незнание народом всей страшной правды о коммуно-советском периоде нашей истории и даже возникающие попытки регенерации остаточных элементов большевизма, всё ещё чреватые непредсказуемыми общественными катаклизмами. И при этом все спят, надеясь, как всегда, на российское «авось»: глядишь, как-нибудь само рассосётся, уж лучше не трогать... И в такой позиции политических страусов, спрятавших головы в песок (а там вон снова пытаются поднять памятники «великим сталиным» и «железным феликсам»!); и в такой же, явно уж затянувшейся позиции пребывают и все наши временные правительства, и президенты, и проституирующие боссы СМИ, и «творческая интеллигенция», подзабывшая, как пускали ее в расход герои-большевички — эти всё еще прячущиеся за углом нашей безалаберной жизни «комиссары в пыльных шлемах»... 

Следует заметить, что немалую отрицательную роль в издавна сохраняющемся у нас своеобразном раздвоении и духовно размывании патриотического сознания (если смотреть на вещи объективно и духовно последовательно) сыграли представители той группы наших интеллигентов (особенно чётко выкристаллизовавшейся в период 1960-х — 1970-х), что, так сказать, «природно» и душевно-психологически являясь вполне органичной частью семидесятилетнего советского общества, со всеми его «бедами и победами», стремились, однако, и к активному усвоению собственно русской духовной, исторической и историко-культурной традиции, стараясь совместить абсолютно порой несовместимое - ценности, стоящие, по сути, по эту и ту стороны Евангелие, а значит, и кардинально отстоящие друг от друга! Апеллируя к чувству якобы исторического реализма, они — без каких-либо внутренних рефлексий и сомнений — равноценно соединяли своём образе России и путь христианского строительства Российской Империи, и антихристово дело построения последовательно атеистического СССР; они равно положительно принимали и благородную политику князя Горчакова, и разбойничью политику Молотова (лишь бы были «танки наши быстры»); для них духовно равноценными оказывались творческие устремления и христианина Гоголя, и фактически сатаниста Горького; подлинно народное «Славься» Глинки и фальшивые музыкальные оратории Прокофьева — в честь того же Сталина; они равно приветствовали в своей «сверхпатриотической», якобы исторически объективно и реалистичной всеядности и православную Россию, вошедшую в итоге войны 1812 г. в Париж, освободительницу Европы от Наполеона, и СССР, сам отхвативший в итоге победы над гитлеровски фашизмом её добрую половину! 

«Историзм» и «объективность» общей оценки многовекового российского пути, вроде бы присущие патриотам такого рода, в значительной мере кажущиеся: точно так же, как, например, существование Гоголя и Горького (так сказать, «образцового» совписателя) только кажется совместимым в границах единой литературы России — на самом же деле это представители разных литератур разных стран и даже разных, абсолютно несовместимых и непримиримых миров в духовном божественном космосе! Подобные «историзм» и «объективность» лишены, как прави¬ло, на самом своём «дне» — даже если это кем-то искренне отрицалось и отрицается — живого, воцерковлённого чувства Бога и божественного смысла нашего исторического бытия; причём лишены как раз в силу долгого воспитания и «вживлённости» в «советское» носителей такого, подспудно вполне «по-советски» же и идеологизированного, историзма. В итоге именно это и не даёт им до конца действительно объективно оценить всю в духовном смысле ядовитую, всеотравляющую двусмысленность нашей жизни на протяжении последнего столетия. Именно это и не давало им прежде, как не даёт и сейчас, увидеть истинный — преимущественно чёрный духовный смысл «красной» советской истории. И здесь не только их личная духовная беда, но беда и целого поколения, а в итоге — и всей страны. 

Ведь ещё и при «советах» именно такая, казалось бы, во многом вполне достойная (особенно по тогдашним меркам) патриотическая позиция (например, ряда писателей и историков-«русистов») и позволяла тогда продолжать держаться коммуно-советскому строю и, что гораздо страшнее, пытается убеждать Россию и сегодня оставаться находящейся «меж двух стульев»: им вроде бы дорога и Россия Пушкина, Тютчева, Достоевского, Чайковского, Столыпина, но в то же самое время и полный духовный антипод её - «Россия» советская! 

Однако нельзя одновременно поклоняться и служить сразу двум «господам» — Богу и дьяволу, а именно идеологией последнего всегда и оставалась последовательная «программа построения коммунизма», а отсюда — и вся идеология, и вся политика (и внутренняя, и внешняя) государственного образования под названием «СССР». Другое дело, что не менее реальная внутренняя, подспудно добрая и во многом всё ещё остающаяся христианской воля народа столь же неизменно оказывалась той несокрушимой скалой, о которую и при советском режиме десятилетиями разбивались сатанинские волны большевизма. 

И тем не менее — меж двух стульев не усидишь! Нужно выбирать более естественную жизненную позицию, способную дать стране возможность реально-практически действовать, и выбор такого единственно живого пути есть только выбор духовно-религиозный, и это — прежде всего! Ибо ещё Христос сказал: «...не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 31-33). 

И пока мы не решим этой тяжелейшей задачи выбора нашего истинного, евангельского, православного и именно поэтому подлинно русского, а не реликтово-советского пути, мы не решим ничего! 

Всем должно быть ясно: строить новую Россию при существующем и поныне раздвоении общественного сознания и при двойной системе национально-государственных ценностей невозможно! Ибо каждый из россиян, остающийся настроен¬ным всё ещё «по старинке» прокоммунистически, а отсюда — постоянно пребывающий в неверии и злочестии, по словам мудрого нашего Ив. Ильина, «сам опустошает свою душу от всех Божественных зовов, желаний и побуждений»; в нём «смолкает голос совести, и люди становятся бессовестными»; и, как следствие, во многих «исчезает воля к качеству на всех путях жизни, и люди предаются всем порокам, скверно работают и создают одно плохое (плохое искусство, плохую жизнь, плохие дома, плохой хозяйственный продукт)»; при этом параллельно «отмирает чувство ранга, и все начинают посягать на всё. Любовь уступает место ненависти, знание подменяется и снижается, воспитание становится развращением. В душах не остаётся чувства ответственности. И вся жизнь наполняется жестокостью, страхом, бесстыдством и нуждою... Классовая, расовая (национальная) и партийная ненависть должны быть преодолены. Сделать это мы должны, потому что мы христиане. Великую и сильную Россию невозможно построить на ненависти — ни на классовой (социал-демократы, коммунисты, анархисты), ни на расовой (расисты, антисемиты), ни на политически-партийной...» 

Однако кто же пытается ныне помочь россиянам понять эти, казалось бы, самые простые истины, доказанные к тому же всей несчастной судьбой нашей страны на протяжении последнего века? Кто стремится рассеять большевистский морок в душе русского народа? Почти не слышно их голосов. Молчит и интеллигенция, претендовавшая некогда на то, чтобы быть народной совестью и первейшей народолюбицей. И это весьма показательно: исчезновение чувства духовной ответственности характерно ныне не только для, так сказать, «рядовых» наших граждан — менее образованных и вовсе не искушённых в перипетиях политической истории. 

О высшей степени духовного неблагополучия нашего общества как раз и свидетельствует тот факт, что даже в относительно, казалось бы, «свободомыслящей» среде деятелей культуры точно так же сохраняется удивительное нравственное равнодушие к присутствию в нашей жизни «культурного наследия» коммунистического прошлого (настолько, видимо, крепко въелся в них дух постоянно сопутствовавшего им прежде — день изо дня, десятилетие за десятилетием — подсоветского коллаборационизма, постоянной полуправды всего их творчества и бытия в целом). От подпевания тоталитарному сталинизму — к сегодняшней давке у кормушек в меру «демократствующих» (на потребу «властей предержащих» — таков и поднесь всё ещё остающийся естественным, без каких-либо совестливых рефлексий жизненный путь немалого числа представителей российской интеллигенции, в том числе и «представителей культуры». Недаром, вспоминая в связи с этим о временах сталинизма, «о любви к Сталину» и ее последствиях для душ россиян, начинавший именно в ту пору свой нелёгкий литературный путь Виктор Астафьев как-то заметил (в 1983 году): «Богу вам всем надо молиться, что время и мы избавили вас от этой любви, которая страшнее проказы, но что-то наш унизительный и подлый пример мало на кого подействовал и мало отвратил от земных богов: так "жадные толпы у трона" и не поредели, так и не перевелась омерзительная привычка получать, точнее, подымать хлеб из придорожной пыли, брошенный туда земными творцами...» Но разве и сегодня не наблюдаем мы порой той же омерзительной привычки — и даже в той же культурной среде? 

Явное нежелание ведущих представителей нынешних властных структур России расстаться с фантомами антироссийского по своей глубинной сущности большевизма (порой даже представленными в псевдодемократической упаковке) объясняется, конечно же, как генетической связью нынешних «сильных мира сего» с большевизмом, так и — главным образом — тем, что рыночные реформы были нужны ей вовсе не для преодоления «красного» марксистского наследия и отнюдь не для строительства принципиально «антикоммунистической» экономики, а только для того, чтобы ещё больше расширить власть правящей номенклатуры КПСС, «конвертировав» её из политической в экономическую... И вот, как замечает современный российский историк, «когда это разграбление удалось, то остаётся лишь сохранять «статус-кво», примирить — и в государственной символике... «белых» с «красными» и ограбленных с грабителями. <...> Потому что символы... это не безобидная вещь: это точки приложения духовных сил, добрых и злых, которые через эти символы — как через окна, двери, форточку — входят в нашу жизнь и, соответственно, влияют на неё. И конечно же, это продолжение нашей национал катастрофы во многом, если не в первую очередь, объясняется тем, что работа тех злых сил не была большей частью нашего народа осознана и преодолена. И поэтому эти силы деист в нашей жизни и сегодня». Яд большевизма всё ещё бродит в крови многих, обманутых им и духовно отравленных россиян; и именно его наследникам нынешний, всё ещё постбольшевицкий сон значительной части нации на руку в первую очередь! 

Именно поэтому первостепенной задачей при начале возрождения подлинной России и сегодня остаётся христианское просвещение российского народа, всемерная помощь в уяснении сатанинской и антинародной по подлинной сути своей идеологии коммунизма. При этом всемерно следует предостеречь россиян и от соблазна псевдосвободы в виде идейных, не менее демагогичных и не менее лживых побрякушек так называемой «демократии», — рядится ли последняя в нагло-шутовские одежды ельцинского типа или же в «классические» (внешне более корректные) западные — в духе своего рода «просвещённого эгоизма»: и в том, и в другом случае она остаётся в основе своей равно безбожной (в масштабах общегосударственного бездуховного «плюрализма»), а потому и равно опасной для возрождаемой — в качестве потенциально православной страны — грядущей России!
 
«Православная беседа. Духовно-просветительский журнал».
№ 6, 2007. С. 50-53


 


Вернуться назад