Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Тимур Давлетшин. Уранополитические неправды о Великой Отечественной войне

Тимур Давлетшин. Уранополитические неправды о Великой Отечественной войне


20.05.2016.

В статье «О «недостойном Отечестве» и патриотизме апостола Павла», опубликованной на этом сайте в прошлом году, я говорил о псевдоправославной идеологии т.н. уранополитизма. Для тех, кто не знает, что такое уранополитизм, поясню, что сие учение противопоставляет христианство патриотизму, потому, что у христианина якобы только одно Отечество – на небесах. Два года назад на сайте «Православный взгляд», возглавляемом руководителем организации «Божья воля», небезызвестным Дмитрием Цорионовым (более известным по прозвищу Энтео) была опубликована статья иерея Алексея Шляпина «Православие и патриотизм», которая явилась самым настоящим уранополитическим «катехизисом». В ней о. Алексий, опираясь на вырванные из контекста слова Священного Писания и творений Святых Отцов, пытался доказать, что «патриотизм враждебен Правде Божией», что «патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания»[1].

Отношение к подвигу советских солдат в Великой Отечественное войне у «небесных граждан» также отлично от отношения большинства наших граждан. В прошлом году наша страна праздновала 70-летие победы над нацистской Германией. Команда Энтео, видимо, решила, «поздравить» нас с этим праздником. Ко Дню Победы на том же сайте «Православный взгляд» вышла еще одна статья иерея Алексия - «Неправды памяти ВОВ», в которой он заявил: «В отношении к ВОВ в сознании народа и в официальной пропаганде имеет место ряд неправд» и далее перечислил эти «неправды». Остановлюсь на некоторых пунктах.

Иерей Алексей пишет: «Устоявшийся стереотип в оценке причины войны таков, мол, «плохие фашисты напали на хороший Советский Союз». И это неправда. Да, нацизм – это мерзость и зло. И деяния нацистов – грех и злодеяние. И захватническая война с их стороны есть грех и злодеяние. Но, коммунизм – также мерзость и зло. И деяния Советского Союза тоже были грехом и злодеянием. Ведь, было предательство Польши со стороны Советского Союза. Была агрессия в отношении Финляндии. Был чудовищный геноцид в отношении собственного населения страны, массовые убийства»[2].

Здесь мы видим лукавую подмену понятий. Да, политика Советского Союза отнюдь не безупречна. Но почему этот факт должен как-то принижать подвиг защитников Отечества, сломивших хребет нацизму? Вообще по большому счету почти любое государство на протяжении истории вело завоевательные войны. Православная Византия в этом смысле куда больше СССР сделала. Мы не одобряем завоевательных войн (хотя история с той же Польшей, перед этим разделившей с Гитлером Чехословакию, или Финляндией, выступившей с нацистами в одной команде, заслуживает особого разговора).

И если уранополитам важно мнение православных святых по этому поводу, то вот слова чешского святого, священномученика Горазда (Павлика) Богемского, погибшего от рук нацистов: «Если справедливость должна победить, — в чем я нисколько не сомневаюсь, — то я убежден, что победа последует за Советским Союзом, на который вероломно, ни за что напала гитлеровская Германия... Мы должны что-то делать; наш народ должен доказать, что любит свою родину не только на словах, но и на деле... по тому, как мы отнесемся к данному положению, будут судить нас наши же люди после победного окончания войны. Весь наш народ борется не на жизнь, а на смерть, равным образом как русский, сербский и другие народы. Пусть будет что будет, но мы не можем отстать от начатой справедливой борьбы..»[3].

О. Алексий говорит далее в своих «Неправдах…»: «Но главным и самым вопиющим к небу злодеянием Советского Союза было гонение на Церковь, поругание святынь и массовое убийство Христиан. Неправда, будто это «плохие напали на хороших». Правда в том, что, как выразился свящ. Даниил Сысоев, Бог столкнул лбами двух злодеев, Гитлера и Сталина, фашизм и коммунизм. И наказал каждого из них через другого. В результате, Церковь получила передышку и ослабление гонений. Сам Бог вмешался и заступился за страдающую и гонимую Свою Церковь; и воздал народу-гонителю за его злодеяния».

Вроде бы правильно, однако про то, что «Господь наказал двух злодеев», я не совсем понял. Насчет Гитлера и нацистов понятно: Гитлер покончил жизнь самоубийством, других также постигла кара. Но каким образом были наказаны Сталин и коммунизм? Сам Сталин нисколько от войны не пострадал, напротив, вошел в историю как победитель. Коммунизм благодаря победе СССР в войне весьма расширил свое влияние в мире. Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Румыния оказались под властью коммунистов, чего бы не случилось, если бы не было войны. В чем же наказание коммунизма и Сталина?

То, что Великая Отечественная война имела промыслительное значение, я не смею отрицать. И то, что гонения на Церковь были ослаблены именно в этот период – тоже правда. Однако замечу, что они были ослаблены во многом именно благодаря патриотической позиции Православной Церкви. Характерно «Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства» (подписанного в числе прочих епископов св. Лукой (Войно-Ясенецким)), в коем говорится: «Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством»[4].

А ведь сам о. Алексей Шляпин в упомянутой вначале статье «Православие и патриотизм» заявлял, что «патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания». Получается, что одной из главных причин изменения отношения Советской власти к Церкви стала «болезнь церковного сознания»?! Т.е., по сути, некое отступление Церкви от Евангелия, если верить уранополитической идеологии!

Судя по всему, Алексея Шляпина (равно как и многих других уранополитов, в том числе «божевольцев») крайне раздражает празднование Великой Победы: «…сколько можно гневить Бога лозунгами во славу «народа-победителя», «русского (советского) оружия», «ветеранов» и т. д.?! О ветеранах нужно чисто практически позаботиться. Ни в коем случае не оправдывая тех из них, которые участвовали в зверствах и злодеяниях. О народе этой страны стоит поразмыслить, чтобы извлечь урок. А слава, признание и благодарность за победу принадлежит единственно и исключительно Тому, от Кого и зависит наказание и помилование, поражение и победа в любой войне, т. е. Богу». То, что Господь помиловал Россию, у нас сомнений никаких. Только означает ли это, что не следует прославлять героизм защитников Родины? И должна ли благодарность Богу отменять благодарность тем же ветеранам, почему-то взятым о. Алексием в кавычки?

О. Алексий повторяет все русофобские лживые штампы о советских воинах, победивших нацизм: «Если мы осуждаем жестокости фашистов, справедливость требует осуждения и советских жестокостей, – заградотряды, репрессии в отношении вернувшихся из плена, безжалостное отношение к личному составу, зверства советских партизан в отношении мирного населения, даже своих. Ведь, были заградотряды, когда людей принуждали стрелять в своих. Были зверства советских партизан в отношении чужого народа и в отношении собственного народа, – массовые убийства женщин, в т. ч. беременных, детей, грудных младенцев, насилия над женщинами, грабежи и сожжения деревень своих. Осуждая бесчинства фашистов на российской территории, необходимо осудить и бесчинства советских солдат над мирным населением в Берлине, в частности, насилия над женщинами. Ведь, теперь уже известно, что советскими подонками было изнасиловано огромное количество немок».

Вот так, заградотрядовцы, стрелявшие в своих (о мифах вокруг этой темы я упоминал в своей статье ««Ошибка» генерала Власова», жестокие советские партизаны, массово убивавшие беременных женщин и масса изнасилованных немок. Полный набор геббельсовской пропаганды, который подхватили русофобствующие «либералы» и прочие неовласовцы. Особенно фраза про советских подонков, массово насиловавших немок, до боли напоминает слова Геббельса, который в своем дневнике писал: «...фактически в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками. Это подтверждают поступившие к нам из восточных областей сведения о зверствах. Они действительно вызывают ужас. Их невозможно даже воспроизвести в отдельности. Прежде всего следует упомянуть об ужасных документах, поступивших из Верхней Силезии. В отдельных деревнях и городах бесчисленным изнасилованиям подверглись все женщины от десяти до 70 лет. Кажется, что это делается по приказу сверху, так как в поведении советской солдатни можно усмотреть явную систему. Против этого мы развернем теперь широкую кампанию внутри страны и за границей»[5]

Разница лишь в том, что у Геббельса – степные подонки, а у о. Алексия Шляпина – советские. Но и там и там – насильники. Не смею отрицать, что подонки в Советской армии были. Но только не следует преувеличивать количество этих самых подонков, и бросать тень на Советскую армию в целом. На самом деле «огромное количество изнасилованных немок» – очень большое преувеличение. Этих самых изнасилований было гораздо меньше, чем в зоне, оккупированной англичанами и американцами. Не потому, что советские солдаты более благородны, чем англосаксы, а по другой, более банальной причине – советское командование жестко пресекало подобные безобразия. Насильников попросту расстреливали.

Тема про изнасилованных немок особенно любима пропагандистами из русофобского лагеря. Как справедливо было замечено, эта тема непременно поднимается в дни празднования Победы. Вот и иерей Алексей Шляпин поддался этой волне. Ни в коем случае не считаю его сознательным русофобским пропагандистом, но, к сожалению, он оказался в плену у «черной легенды» о советских воинах. Идеология уранополитизма весьма располагает этому заблуждению.

Я далек от мысли, что все действия наших военных были абсолютно чистыми и безукоризненными. Безусловно, бывало всякое. Человек грешен, и не следует думать, что русские, советские, люди были исключением на фоне остальных народов. Но все же негоже умалять их заслуги в защите Отечества, а может, и человечества.

В завершение я приведу слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого) из его «Слова на литургии на второй день Святой Пасхи» о наших защитникам Родины, сломивших хребет нацизму. Сам святитель лечил раненых советских воинов во время войны, наверняка и исповеди у кого-то из них принимал, и потому знал их гораздо лучше современных «православных» обличителей наших ветеранов. И потому он сказал следующее: «...Среди этой непроглядной тьмы сияет сейчас перед вами свет Христов. Он сияет, как мы, несомненно, должны утверждать, в сердцах многих из защитников Родины нашей. Как ни страшна война, как ни много зла она приносит, но в то же время она несет и много добра, ибо смотрите, какая горячая любовь к Родине возгорелась в сердцах всех русских людей, какое глубочайшее сострадание к жертвам войны, какой подвиг всеобщий на помощь им, какая любовь к тем, кто жизнь свою отдал за Родину! Разве это не свет? Да, это свет Христов, сияющий в кровавой тьме страшной войны»[6]. 

Ссылки:
  1. Иерей Алексей Шляпин «Православие и патриотизм». http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
  2. Иерей Алексей Шляпин «Неправды памяти ВОВ» http://orthoview.ru/svyashhennik-aleksij-shlyapin-nepravdy-pamyati-vov/
  3. Дорофей, митрополит Пражский и всея Чехословакии. Епископ Горазд, архипастырь-патриот// Журнал Московской Патриархии. М., 1967. №9 (ЖМП). 53-64. цит. по http://www.sedmitza.ru/lib/text/441225
  4. Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства http://blagogon.ru/biblio/502/
  5. Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. цит. по Елена Сенявская. Красная Армия в Европе в 1945 году. Старые и новые стереотипы восприятия в России и на Западе. http://www.perspektivy.info/print.php?ID=137892
  6. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Слово на литургии на второй день Святой Пасхи» (ЖМП №06 июнь 1945) http://archive.jmp.ru/page/index/194506418.html


 


Вернуться назад