Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Митрополит Лимасольский Афанасий. Силу, которую нам дает Христос

Митрополит Лимасольский Афанасий. Силу, которую нам дает Христос


23.04.2016.

 

 

Мы много раз чувствуем усталость от жизни и сейчас понимаем, какое значение имеют слова Христа: „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”[1]. Молодой человек не может почувствовать это в полной мере, не испытывает нагрузки на себе, но пожилой человек и человек переживший много невзгод, скорбей, трудностей, неудач, усталости, и с годами накапливается усталость, тяжесть его душе, и ему хочется покоя, куда-то сбросить это бремя, отдохнуть. Тот, Кто может по-настоящему тебя ободрить – это Христос. Никто другой не может это сделать. Все остальное, что мы делаем, являются человеческими делами, которые лишь немного могут нам помочь, разные другие человеческие дела – отправляешься в поездку, едешь на дачу, к какому-то хорошему другу, на какое-нибудь хорошее место.

И это помогает, ободряет, но не полностью ободряет людей. Только Христос может по-настоящему ободрить человеческую душу, потому что Он Сам является Покоем для наших душ. Как мы говорим в во время Св. Литургии: „Сами себя и друг друга, и всю свою жизнь Христу Богу предадим.” Отдадим Христу все бремя нашего я и окружающих людей, наши заботы, беспокойство, агонию, страхи, скорбь, боль, жалобы, все это раз-грузим в Божьи руки – Христу Богу отдадимся. В этом заключается тайна. Если человек этого не поймет, то со временем, он согнется под тяжестью усталости, которая несет в себе и, насколько я знаю, сегодня психология об этом учит. Поэтому пытаются найти тягости, раны душевного мира человека. И даже если человек поделиться ими – это уже что-то. Чтобы их вывести наружу, не держать их в себе, и гораздо больше, если бы он научится, оставить все в руках Божьих через молитву, через исповедь вывести тягости из себя и поведать их Богу, не держать их в себе.

Как много раз говорил старец Паисий:

- Мы похожи на человека, который держит в руках мешок полный старыми вещими. Бог приходит к нам, чтобы взять его из наших рук, чтобы не держали этот полный не нужными вещами, мусором и нечистотами мешок, а мы не отдаем его. Нет. Мы хотим держать его, куда бы мы ни ходили, хотим его носить с собой. Послушай, Бог приходит и хочет его взять у тебя, оставь его, пусти, выброси этот полный всякой всячиной мешок! Брось его, не носи его с собой. Зачем ты держишь? Зачем он тебе и почему ты так несправедливо терзаешь и мучаешь себя? Но мы – ни за что в мире не оставляем его. Как некоторые упрямые дети, которые сильно сжимают некоторые вещи и не отпускают их.

На Святую Гору Афон приехал какой-то юноша, чтобы стать монахом, но испытывал затруднения. Однажды, когда он был в храме, напротив, на него смотрел старец и сказал:

- Смотри, этот молодой человек не позволил, чтобы не один помысел не ускользнул от него!

То есть, чтобы какой-нибудь помысел не ускользнул и чтобы пять минут остаться без помыслов.

Его ум как мельница, которая постоянно мелит. Ставишь внутрь материал, кладешь камни и выходит пыль и песок. Он позвал его и сказал:

- Иди сюда! Ты стоишь как телевизионная антенна, которая принимает все волны, которые посылает передатчик, чуть замешкаешься, и какая-нибудь волна ускользнет от тебя! Твой ум как мельница, которая постоянно вращается. Будь внимателен, что какие мысли приходят в твою голову!

Разумеется, если поставишь камни, выйдет пыль, песок, поднимется пыль. Поэтому, вкладывай в свою голову хороший материал. Вкладывай положительные мысли, хорошие, добрые понятия, вкладывай молитву, потому что, таким образом, ты мучаешься, потому что все, что ты постоянно перемалываешь, обрушивается на тебя, а не на кого-нибудь другого и ты несправедливо мучаешься. Человеку необходимо научиться бдить над собой, чтобы его ум не был в замешательстве, наш ум может переутомить нас и причинить нам много проблем. Поэтому, мы должны обратиться к Богу с помощью молитвы, исповеди, смирения, и оставить все, что беспокоит нас, отдать себя в Божьи руки и иметь мир. И вы найдете покой в ваших душах. Христос пришел в мир, чтобы утешить нас, а не запутать нас, не смущать нас, а дать нам спокойствие, отдыха, потому что, Он знает, что мы уставшие люди, и чем больше времени проходит, тем больше мы устаем. Это великое искусство и Церковь владеет им.

Когда-то я разговаривал с одним психологом, и он спросил меня:

- Сколько людей ты принимаешь на исповедь это в день?
Я ответил ему:

- Сейчас, когда я состарился, не принимаю много людей, по 50-60 человек, до 70 человек в день. Когда я был в монастыре Махера и был по-моложе, иногда я принимал по 150 человек в день, начинал с 4-х часов утра и заканчивал в 7-8 часов вечера и позже.

Он сказал мне:

- То, что ты делаешь, это не хорошо, это очень жестоко. Мы не можем принять более десяти человек в день. Как психолог, к которому на прием приходят люди, я принимаю не более десяти человек, больше не выдерживаю.

Да, но у нас есть одно преимущество, что сразу как мы выйдем из исповедальни, все исчезает. Это странное явление. А мы слушаем так много вещей. Подумайте, что только не слышит один духовник. Прежде всего, он ничего хорошего, никто не говорит нам приятные вещи. Это как у врача. Приходит ли кто-то к врачу, чтобы сказать ему:

- Доктор, я пришел к тебе на прием, чтобы ты осмотрел меня, потому что я совершенно здоров!

Нет. Только о болезнях, о ранах, о крови, о боли. Мы не приходим к духовнику, рассказывать ему о наших добродетелях, достижениях, радостных событиях в жизни, а все наоборот – о недостатках, неприятностях, неудачах. Эй, человек, сколько времени можешь выслушивать бесчисленное количество людских прегрешений и грехов.

Однажды, какой-то ребенок спросил меня:

- Батюшкка, приходил ли когда-нибудь кто-то, чтобы сказать тебе, что он совершил убийство?

Я ответил ему:

- Да!

- Ты не оцепинел от этого?

- Нет, не оцепинел.

Он смотрел на меня удиввленно.

- А ты это серьезно говоришь?

- Серьезно.

И если он был только один... Сегодня многие люди обременены, и в мире существует много проблем. Но не будем все это задерживать в себе, и наш желудок и сердце не будут страдать, не будем прогибаться под тяжестью человеческой боли, под тяжестью всечеловеческой боли, а отдадим все это Христу, потому что Христос – Агнец Божий, Который берет и несет грехи мира, также и наши грехи. Христос – это Тот, Кто реально там присутствует и берет всю эту ношу. Мы ничего не делаем, мы просто служители, совершаем свое служение, но там Христос, Который принимает каждого человека. Это я говорю вам, не только из своего опыта в качестве исповедующего человека, то есть, как верующий, который исповедуется каждые 2-3 месяца, и как человек, который более 35 лет исповедуют – тысячи людей. Но я говорю вам, что это тайна, которую мы совершаем по 50 раз в день, и много раз каждый день, вплоть до полного истощения, но я полностью убежден, что там присутствует Христос. Мы это постоянно видим. Он принимает людей, Он слушает людей, Он отвечает людям, Он исцеляет человека, и мы являемся зрителями всего этого. Как кассир в банке, через руки которого проходят миллионы лир в день, но они не принадлежат ему. Он берет их, записывает, отправляет начальнику, просто делает свою работу.

Так и с духовником. Он свидетель, свидетельствует там о присутствии Бога, он инструмент, который использует Бог. Но Тот, Кто выполняет великую тайну исцеления человека, Тот, Кто отвечает на вопросы задает человек о спасении людей является Христос. Это самый большой опыт, который может иметь человек. Я часто говорю об этом, когда рукополагаю священников, что отныне ты будешь видеть Бога действующего через твои руки, Бог будет повседневной реальностью для тебя, это чудо, ежедневное чудо, повторяющиеся сотни раз в день, где происходят все эти вмешательства Бога - как говорят, что отцы – без твоего участия. Ты просто выполняешь внешнюю часть этого отношения человека с Богом, но по-настоящему Христос, Который берет на Себя грехи мира сего, берет на Себя ношу - нашу и всего мира. Но чтобы это почувствовать, сначала мы должны понять, что Христос берет наши грехи, грехи исповедников, священников, епископов, и если Он берет и мои грехи, тогда возьмет грехи всех людей, и я не могу вознегодовать или усомниться, что Он понесет грехи моего брата. Потому что наш опыт является большим доказательством того, что „Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, - говорит Св. Ап. Павел, - из которых я первый”.[2] Если Христос терпит меня и спасает меня, если Он не отверг меня и не убрал со Своего его лица, то я могу терпеть любого человека, потому что, с уверенностью, мой брат лучше меня. Что бы он ни сделал.

Потому что, с уверенностью, подомной не существует другого человека, так должен себя чувствовать человек, что подомной нет других людей. Хотя кажется, что это тяжело, это на самом деле гораздо спокойнее, потому что чем больше человек смиряется перед Богом, он признается, что Бог является его Спасителем, и благодарит Его, потому что Он спас его, потому что Он стал человеком для нас, потому что Он терпит нас и когда я говорю, что Он терпит нас, я имею в виду себя, а не других людей, себя, каждого из нас в отдельности. Так, когда я это чувствую, чем больше я это чувствую, тем больше чувствую себя отдохнувшим, и чем больше плачу и рыдаю о своем состоянии и окаяности, тем больше чувствую утеху. Это тайна Церкви. Находишь радость не в мирской радости, а в боли. Там, где видна боль, где видна скорбь проблемы, где виден крест, где видна усталость, там есть утешение. Там на Кресте находиться радость, как говорится, потому что „се бо прииде Крестом радость всему миру”.[3] Через скорби, через покаяние, через борьбу покаяния и смирения человек чувствует себя отдохнувшим. Это нечто парадоксальное. В Церкви, чем больше человек плачет, тем больше он радуется. Чем больше человек научится слезному искусству, плакать, молиться, тем больше он будет чувствовать себя отдохнувшим и очищается. Слезы в духовном пространстве являются ключом, который открывает Божьи тайны, тайны Божьей благодати. И чем больше человек плачет, тем больше он радуется, веселится, утешается, очищается и чувствует себя отдохнувшим.

Наша надежда и вера в Христе, Он является нашим успокоением. Без Него мы не чувствуем себя отдохнувшими. Никто не может сделать нас отдохнувшими. И это не делает нас невообразимо отдохнувшими, не делает нас невообразимо уставшими. Человек думает, что если он богатый, то будет чувствовать себя хорошо. Но богатство – это беспощадный, безжалостный, жестокий тиран и не имеет никакой радости в себе. Это бремя, тень, которая постоянно тебя преследует. Можно думать, что мирская слава сделает его отдохнувшим, если он человек с огромной славой в мире, известный со своим именем, со своей властью. Нечего из этого, абсолютно нечего, а усталость, бремя, ложь, обман, которые нас бессмысленно терзают. Нечего из этого не может сделать человека отдохнувшим, а он может отдохнуть только рядом с Богом, только Он является настоящим, аутентичным, только Он побеждает смерть. Все остальное обречено на смерть, и это делает нас невообразимо уставшими, потому что, в первую очередь, доставляет нам неопределенность. Как могу использовать мое богатство? Что может мне помочь? Рассчитывать на свое здоровье? На чье здоровье? Я не знаю, что в следующую минуту случится со мной. Слава Богу, сегодня мы имеем так много болезней, которые подстерегают всех нас. Столько пережитых опасностей, трудностей, страхов. Кто может дать мне безопасность? Безопасностью является лжечувством, которые тебе создают эти мирские вещи. Как говорится в Евангелии о последних временах, что оно будет владеть землю. Сегодня, страх, неуверенность человека – это обычное явление. Если начнешь говорить с другим человеком о болезнях, он скажет тебе:

- Постучи по дереву, чтобы мы были здоровыми!

Постучать по дереву.

Ну, на что хочешь, стучи – постучи по дереву, по доске, по железу, по стене, на что хочешь, стучи, но когда болезнь постучит в твою дверь, посмотрим на что постучишь, на чтобы ты не по постучал, нечего не поможет. Мы скрываем реальность, она ужасает нас. В действительности, все это терзает нас, тогда как в действительности Христос является Тихим Светом. Это Свет Божий, который просвещает людей, успокаивает их, дает им душевный покой, дает им ощущение вечного Царства Божьего. Когда у человека есть это ощущение вечного царства, что может привести его в ужас, что он может нарушить его мышление? Его нечего не пугает, даже смерть – человек Божий, это имеет другое измерение. Разумеется, мы люди, мирское функционирует в нас, но, как говорит Св. Ап. Павел, существует надежда во Христе. Одно дело мучиться без надежды, а другое дело, иметь надежду во Христе. Это сильная основа, на которой стоишь, и не качаешься. Этот Христос, наш Спаситель, к Которому имеем дерзновение, потому что чувствуем Его, как нашего, моего Христа говорили святые. И Христос, Спаситель мира, приводит нас к Богу. Став человеком, он привел человека к Богу Отцу. Имея веру в Бога, во Христе, мы непоколебимы. Мы не пошатнемся, не шевельнемся с места. Когда на нас налетают волны искушений, маловерия, трудностей, наступает такое время, когда Господь допускает, чтобы даже великие святые Бог переживали очень большие трудности, неописуемо тяжелые моменты. И как будто Бог оставляет людей и молчит и чувствуешь, что ты одинок и не только это, но что, все зло взваливаться на тебя, и одно зло следует за другим, одно искушение следует за другим, одна неудача следует за другой, и негде не видишь Бога. Не слышишь Его, как будто Он бросил тебя.

- Но убеждение, что Бог присутствует, - как говорил себе старец Иосиф Исихаст, когда его душили эти помысли, - хорошо все то, о чем ты говоришь. Есть тысячи логических опор и доказательств того, что это так, о чем говоришь. Но где же Бог? Где Бог? Что Он так оставит нас? Может ли Бог оставить нас? Бог никогда не оставляет нас, никогда. И если мы жаримся в пережитых опасностях в жизни, Бог там, вместе с нами, а потом, когда эти скорби проходят, мы видим, что самый плодотворный период в духовном смысле в нашей жизни там, где Христос был реально с нами, это был именно этот период больших скорбей. Там, среди больших скорбей, скрывается благодать Божия, а не в радости. И среди радости хорошо. И там мы благодарим Бога. Но среди радости, кто не говорит: „Слава Богу!” Правда. Когда мы испытываем радость, мы говорим: „Слава Богу! У нас все хорошо!” Но можем ли мы сказать: „Слава Богу, нам плохо! Слава Богу, мы больны! Слава Богу, мы умираем! Слава Богу, что все вокруг меня рушится. Но, слава Богу, за это!” Как Св. Иоанн Златоуст, который говорил и окончил свою жизнь со словами: „Слава Богу за все!” Великая вещь - благодарить Бога за все – и за радости, и за скорби, и за простые, и трудные вещи, и за успехи, и за неудачи. Но в основном за скорби. Скорби делают нас зрелыми, а когда у нас все хорошо, мы забываем, такова наша природа, забываем о Боге, о наших соседях, о наших братьев и о всех страдающих людей вокруг нас...

Перевод с болгарского:
магистр богословия Виталий Чеботар
Источник: http://pbfvt.pravoslavie.bg 

[1] Матфей 11:28- http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm- справка русского переводчика.
[2] 1 Тим. 1:15- http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm- справка русского переводчика.
[3] Из Пасхального тропаря, которые читается во время Пасхальных часов. А Пасхальные часы, в свою очередь, читаются, в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила). - http://azbyka.ru/chasy-pasxalnye - справка русского переводчика.

 


 


Вернуться назад