Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Монах Моисей Святогорец. От самопознания к богопознанию

Монах Моисей Святогорец. От самопознания к богопознанию


30.01.2017.

Мы живем в эпохе постоянной экстравертности, сверхпотребления, сверхпохотливости, легкости и поверхностности. Интровертность считается болезненным состоянием, самоконтроль – лишним, самокритика – ненужной. Самопознание остается в качестве методики восточных магов. Внутреннее исследование самонаблюдение, самоукорение и памяти о смерти определяются как обманчивые явления. Но изучение внутреннего человека, даст нам поиск духовной бедности и наготы нашей эпохи, в которой приобретение роскошного автомобиля стало целью жизни. Таким образом, теряется нить существования. Некоторые люди даже не подозревают об этом поиске.

Сегодня человек мучается из-за огромного стресса, высокой степенью неопределенности и погоней за временем и деньгами. Он не хочет, чтобы услышать свое сердце, не хочет поведать о своем беспокойстве своему другу. Одиночество, индивидуализм и страх царят в мегаполисах. Отсутствие Бога в жизни человека создают все эти огромные пробелы, все эти трагические трещины, которые рано или поздно приводят к горькому безвыходному положению. Человеку необходимо найти единого, истинного, Триединого Бога, чтобы познать свое неизвестное я, чтобы увидеть с большей любовью своего ближнего. Необходимо приложить немного труда, терпения и настойчивости, любочестия и желания, жертвенности и смирения. Человек найдет Бога внутри себя. Поэтому необходимо углубиться в себя. Божья благодать поможет нашей смиренной личной борьбе.

Тогда мы осмыслим нашу жизнь и осветим свою человеческую личность. Ум войдет в сердце. Человек не будет двигаться эмоционально, а паралогично, сверхлогическим путем, по-человечески. Этос пребывает в скромности и смирении, которые не является не выражением бессилия, а драгоценным украшением. В современной уродливой картине непрозрачности, морального разложения, искаженности, плутократии и насилия необходимо уйти в себя. Человеку не надо далеко ходить, чтобы сильно израсходовать себя.

Он должен немножко остановиться, погрузиться в себя, чтобы увидеть, зачем он постоянно торопится и куда идет, познать свое забытое я. Чтобы увидеть, что не всегда виноваты другие люди, система и развращенное общество, а в значительной степени виновата наша личная ответственность. Познал ли ты себя? Ты нашел Бога! Увидел ли ты своего брата? Ты созрел Бога – говорится в Патетике. Необходимо тщательное самопознание, которое уверенно приводит к богопознанию, а также опытный и рассудительный духовник, чтобы я имел правильное руководство...

магистр богословия Виталий Чеботар
Перевод с болгарского источника

 
Вернуться назад