Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Владимир Епифанов. Знать своих предков необходимо

Владимир Епифанов. Знать своих предков необходимо


19.04.2017.
Посвящается дочери Анастасии 

 

Не ведающие своей истории

не имеют достойного будущего

 

  

Владимир Епифанов. Знать своих предков необходимоВынесенная в эпиграф мысль касается как крупных сообществ людей (цивилизаций, рас, народов и государств), так и отдельных семей, и конкретного человека. И если для крупных сообществ история в большинстве случаев известна и с той или иной степенью детальности записана, то для многих людей (во всяком случае, жителей стран бывшего Советского Союза) знания о своих предках зачастую не уходят дальше имен, профессии и местожительства дедов, реже прадедов. Исключения единичны, и их, в основном, составляют представители древних и знатных родов.

Для громадного большинства жителей России история их прямых предков до сих пор остается terra incognita. Это вовсе не удивительно, ибо связано с особенностями существования нашего общества на протяжении десятков лет строительства социализма в России - СССР. Незнание правдивой истории своего государства (в том числе, и биографий своих предков) вызвано, как минимум, двумя определяющими моментами.

1. За годы советской власти не одно поколение соотечественников получило установочное историческое (овеянное историей КПСС, истматом и пр.) школьное и вузовское образование, в контексте которого упорно проводилась мысль, что лишь после "Великого Октября” началась реальная история народа, а до того в России в целом царили рабство, грязь и нищета. (Замечу, что и до настоящего времени русофобские настроения явно преобладают в средствах массовой информации.) Такой взгляд вовсе не стимулировал личные исторические изыскания даже среди образованных масс советского народа, а кроме того, существовала опасность изучая родословие, найти предков, не имеющих пролетарского или крестьянского происхождения. Устойчивое неприятие иных сословий прививалось с помощью подбора литературных произведений, входящих в программу школьного обучения, которые в значительной мере формировали представления о дворянстве по сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и др., и о помещиках – на примере самодуров типа Дикого и Кабанихи. Лишь шедевры мировой литературы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и немногих других давали положительные образы дворянства и помещиков. Известно, что еще в начале 20-х годов на многие художественные произведения был наложен запрет Крупской, Луначарским и другими "культурологами”. Такая литература не допускалась к печатанию, либо изымалась из оборота и уничтожалась. Не более объективно в программах всеобщего обучения представлялись промышленники, купцы, священнослужители, даже крепкое крестьянское хозяйство определялось эпитетами "кулак”, "живоглот” и т.д. Все это накладывало отпечаток на мировоззрение людей. Подобные взгляды уже укоренились в сознании нескольких поколений.

2. Начавшийся после 1917 года геноцид русского народа привел к почти полному физическому уничтожению (либо изгнанию за пределы государства) передовых сословий России - дворянства, духовенства, купечества, промышленников и наиболее работоспособных и предприимчивых крестьян. Уничтожение сословий происходило планомерно и разнообразно и постоянно встречало сопротивление. Подавлялось сопротивление крайне жестоко, беспощадно. В условиях диктатуры пролетариата и тотального террора даже сама принадлежность к этим сословиям была (и нередко становилась) опасной для жизни. Кроме того, существовали реальные ограничения в профессиональной деятельности и получении образования. В этих условиях тема предков мало обсуждалась или вовсе была закрытой. Аресты затронули множество (может быть, большинство) русских семей, и во многих из них во имя сохранения жизни оставшихся, прятались или уничтожались фотографии и семейные документы. Нередко, чтобы обезопасить жизнь и не усложнить будущее своих детей, от них скрывалась информация о судьбе даже ближайших родственников. Примером этого может быть факт, что мама автора узнала о расстреле своего деда (в 1918 году), только выйдя на пенсию в начале 80-х годов, когда бабушка решилась рассказать о своем отце и других родственниках этой линии.

Таким образом, и социально-психологическая обстановка в государстве, и воспитательное образование населения не способствовали заинтересованности большинства советских граждан в выяснении своих корней. Люди строили "светлое будущее”, не оглядываясь назад. Что построили и как сберегли - видно сейчас (благо, история Государства на этом не заканчивается). Историю уже не изменить, но некоторые ошибки прошлого можно и нужно учесть.

Судьба страны зависит от судьбы коренного народа. Это прекрасно знали большевики и их последователи. Ликвидировав передовые сословия Государства Российского и лишив (на время!) исторической памяти оставшееся население, "реформаторы” начали создавать "трудовой народ”, послушный указаниям интернационального партийно-правительственного аппарата. Этот аппарат был не только интернационален персонально, но и решал во многом интернациональные задачи. Упразднив прежнее структурное разделение - ликвидировав губернии, территорию государства расчленили на национальные автономии. Были отданы "соседям” огромные территории Государства Российского, причем отданы земли далеко не худшие. За счет России в годы советской власти были подняты из экономического и исторического небытия (в том числе, из феодализма) многочисленные Республики Советов, а также - национальные автономии и округа. Подъем и развитие окраин Союза осуществлялись в прямой ущерб России, о чем свидетельствовала не только статистика бюджета в СССР, но и реально наблюдавшийся уровень жизни в России и Союзных Республиках.

Лишь редкостные резервы жизненных сил народа и его природный талант смогли обеспечить не только выживание страны в условиях крайне жесткой централизации власти, но и те огромные успехи, которые до недавнего времени позволяли нам быть сверхдержавой. При этом развал Союза во многом был обусловлен быстрым развитием окраин, их относительным достатком, и, как следствие, - амбициозностью и высоким самомнением национальных "элит”. Наблюдения показывают, что революционные события захватывают страны и регионы в момент их развития, когда быстро образуется значительный слой образованцев-разночинцев, высокомерно претендующих на более высокое социальное положение и испытывающих неудовлетворенность своим нынешним статусом. И сейчас Россия в долг (с большой вероятностью его невозвращения) содержит большинство бывших братских народов. При этом социальная и экономическая обстановка в самом государстве крайне напряженная. Россия опять "работает на дядю” и не решает своих проблем.

Все это стало возможным из-за массовой утери россиянами четкого национального самосознания. Последнее же является основой созидательного патриотизма, и опирается оно на достоверные знания о своем прошлом. Прошлом, без которого не бывает будущего.

Один из самых верных путей "реанимации” здорового патриотизма – исследование своей родословной, а как следствие этого, изучение живого реального, непосредственно связанного с человеком-исследователем прошлого своей страны –России. А исследование это и интересно, и полезно.

Изучение своих корней, истории своих предков, позволяет прежде всего определить свое место в мире, ответить на вопросы: кто я, зачем пришел в этот мир, почему я родился здесь и в этой семье? Подобные вопросы возникают у всякого нормального человека. Знания о предках на много колен назад позволяют человеку видеть себя не только в последовательном строю прямых родственников, но и связать жизнь рода (а через это и себя самого) с конкретными историческими эпохами, с суровыми и славными событиями, которыми полна История России. Такое видение уже в начале жизненного пути дает твердую почву и превращает человека из "Ивана, не помнящего родства” в личность с историческим багажом предков и ответственностью перед ними. Ощущение личностного достоинства закладывается в детстве (врожденное достоинство – предмет рассмотрения особый) и определяется в значительной степени, а может быть и главным образом, базой знаний о ближних и дальних предках. Без неё нередко кажущееся со стороны развитым чувство достоинства на поверку оказывается чванством, спесью и гордыней не очень умного самовлюбленного человека, либо манией собственного величия психически не совсем здорового индивида.

Именно личное достоинство и знание истории Государства Российского формируют человека-гражданина, человека-патриота, человека, не способного допустить измывательств над собой, своим народом, своей Родиной.

Очень важно дать знания о предках подросткам. Достоинство и требовательность к себе – вот те качества, которые бы хотел видеть в своих детях любой родитель, и именно они развиваются при изучении своих родословных. Одновременно расширяется кругозор человека в историческом и литературно-художественном направлениях - ведь все связано: и история, и культура. Изучение родословных заставляет задумываться и над вопросами философского плана. Наконец, оно делает нормального человека добрее, терпимее к другим, ибо через осознание своей общности с миром человек начинает понимать и ценность существования других людей. И если такое понимание не дано Богом, то пусть оно разовьется размышлением.

Каждый может быть уверен, что в любой момент Истории Человечества жили и его прямые предки. Чем они тогда занимались и где (да и кем были по роду-племени) установить российскому исследователю своей родословной крайне сложно, зачастую невозможно, но уже и на этом этапе работы возникает интерес к истории. Ведь надо всегда иметь в виду следующее. Родословная по прямым предкам любого человека может быть представлена в виде мощного потока реки-жизни. Необходимо заметить, что если при строительстве родословных "родословное дерево” удобнее строить от родоначальника, то при обратном построении – от конкретного человека к его многочисленным прямым предкам – будет правильнее использовать систему "реки-притоки”. Сам исследователь – это главный поток, образованный слиянием двух рек – отца и матери. Каждая из этих речек тоже образована слиянием двух рек – их отцов и матерей (двух дедушек и двух бабушек основного потока – самого исследователя). Реки-дедушки и реки-бабушки также образовались при слиянии их родителей (четырех прадедушек и четырех прабабушек). И так можно считать очень и очень долго, углубляясь в века и будучи уверенным, что всегда жили и действовали твои прямые предки. Следует ожидать, что при сложной истории населяющих Россию народов (перемещении при многочисленных войнах, переселении на лучшие земли и т.д.), такая "река предков” была очень разнообразной и ветвистой.

Потребовалось удивительное, уникальное стечение самых разных обстоятельств (для верующих – Божий Промысел) и самых разномасштабных исторических событий, чтобы, пересекаясь в пространстве и во времени, многочисленные предки в итоге произвели на свет именно данного человека (тебя, читатель!) с его внешностью, умом, характером и т.д. Иными словами, каждый конкретный человек являет собой зафиксированный Природой уникальный продукт Истории (может быть стоит и "громко” сказать – конкретный, единственный и неповторимый продукт Истории развития Человечества). Понимание этого приводит к пониманию, что и сосед по дому, и сосед по парте, и сотрудник на работе, и просто прохожий, тоже являются зафиксированными Природой уникальными продуктами Истории, ибо они подобны тебе. Все люди ценны и уникально неповторимы. Такой взгляд позволяет видеть окружающее как тонкий и чуткий мир Природы и Человека, мир, который разнообразен, сложен и интересен.

Итак, родословные надо изучать чтобы быть достойным гражданином, патриотом, Человеком.

Заниматься же изучением своих корней - занятие интересное, но далеко не простое. Это большая и, подчас, трудная работа. Но работа необходимая, поскольку у каждого нормального человека, нашего современника, есть нравственный долг перед предками и потомками – постараться восстановить родословную цепочку, дать возможность потомкам узнать свои корни и почувствовать себя полноценным человеком на своей Родине, в ее Истории.

Значительным преимуществом в возможности изучения своих родословных обладают потомки дворянских родов. Это связано, прежде всего с родовой памятью сословия, в котором принято чтить предков и есть основания гордиться ими, а также с тем, что сохранившиеся архивные материалы посвящены в основном дворянам – более активному слою русского народа, выполнявшему властные управленческие и командные воинские функции.

Однако реальные возможности обнаружения данных по родословию имеют и потомки других сословий (а, кроме того, далеко не для всех исключается возможность обнаружения среди своих предков дворян). Главное при поисках - настойчивость при достижении цели. Поиски же следует осуществлять через выявление мест проживания, дат рождения, сословного состояния либо профессиональной деятельности предков, о которых помнят старшие в семье. Дальнейший поиск может проводиться через архивы церковных приходов, городские, военные и другие архивы. Иной раз краеведческие музеи и местные краеведы могут существенно помочь в работе. Чтение художественной литературы и мемуаров никогда не бывает вредным, а для восстановления родословных - может принести неожиданные и приятные сюрпризы.

Думаю, будет полезным кратко рассмотреть историю родословных поисков на известном автору материале.

Опыт родословных изысканий (главным образом, по архивным материалам) моей тетушки – Епифановой Надежды Пантелеевны может являться примером жертвенной, но очень нужной для нас, ее родственников, работы. Нужно сказать, что результат исследований во многом обеспечен личностными характеристиками Надежды Пантелеевны и условиями поисков – сильной волей, хорошим образованием (кандидат экономических наук), полным энергией пенсионным досугом и проживанием в г. Москве, где имеются многочисленные исторические архивы. Вместе с тем, изрядное количество документов было обнаружено ею за пределами Москвы, по месту проживания предков – в архивах Мурома и Саратова, в библиотеке Саратовского краеведческого музея, в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Приходилось совершать длительные (до месяца) поездки в другие города и буквально "прилипать к стулу”, исследуя многочисленные архивные материалы. Сведение в систему всех найденных материалов позволило уже к 1992 году в целом воссоздать родословие дворян Чирковых (Епифанова Н.П. Родословная книга дворян Чирковых. М., 1992, РГБ ОР, Ф.743, № 3-93, С. 1-83). Основная часть работы над родословной заняла более 5 лет. Но это были года, возможно, наиболее ярко эмоционально окрашенные – их определяет вынесенная в заглавие ее первой публикации (журнал "Родина”, № 8-9, 1992 г) фраза: "Я живу радостями и печалями предков…”.

В названной статье она пишет: "Найти предков я могла только по отцовской линии – у меня хранится свидетельство о его рождении. Я знала, что мой дедушка – Александр Зиновьевич Епифанов родился в г. Вольске [Саратовская губерния – В. Епифанов]. В Историческом архиве Москвы сохранились материалы, свидетельствующие о том, что в 1883 году он окончил Императорское Московское Техническое училище [до недавнего времени - Бауманский институт – В. Епифанов] с правом ношения знака отличия и удостоен звания инженера-механика. Там же я узнала, что у него были родные братья – Степан и Тихон [Степан окончил в 1889 г. то же училище и тоже со знаком отличия, а Тихон, закончив Казанское юнкерское училище, умер в чине капитана в возрасте 24 лет – В. Епифанов]. Они родились в г. Вольске в семье купца Зиновия Тихоновича Епифанова, получили хорошее воспитание и образование. Дедушка стал талантливым математиком, имел научные труды, преподавал в гимназиях, в возрасте 33 лет был произведен в чин статского советника, являлся кавалером 5-ти орденов, в том числе – Святого Владимира.

Моя бабушка Надежда Алексеевна – урожденная Чиркова – принадлежала к саратовскому дворянству. В архиве города Саратова я нашла поколенную роспись на первых 30 представителей рода Чирковых и документы от 1793 года, доказывающие их древнее происхождение… Побывала в библиотеке краеведческого музея, где нашла некоторые издания Губернского Земства с данными о службе моего прадеда в последние годы его жизни. В "Алфавитном указателе фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах…”, где фиксировались чины и должности служилых людей высших рангов обнаружила 17 своих предков. Посмотрела "Разрядные” и "Писцовые” книги …». Выяснилось, что «…В XVI-XVIIвеках были среди них стольники, Дворяне Московские, стряпчие, а также - воеводы, объезжие головы, сотники и др., служили по Москве, Мурому, Епифани. Самые древние из найденных сведений о роде относятся к 1553 году».

Работа у Надежды Пантелеевны пошла значительно быстрее, когда она узнала, что предки по линии Чирковых имели земли в 26 уездах и городах Владимире, Муроме, Ярославле, Саратове, Вольске и др. Информация о землевладениях сконцентрирована в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). Однако … . Как она пишет: «… Здесь пережила одни из самых горьких минут. Мне принесли рукописные тексты XVII-XVIII веков, а прочесть их не смогла – написание букв тех времен сильно отличается от современного. Пришлось засесть за учебники. Теперь я читаю такие тексты, просмотрела много десятков томов древних книг. В материалах по земельным спорам нашла много женских имен и связи с другими родами, отрывок родословной, 15 списков с различных жалованных и других грамот, родословные росписи …».

В результате работы с этим архивом, а также с Государственным архивом Саратовской области (ГАСО), Центральным государственным военно-историческим архивом (ЦГВИА), Центральными государственными историческими архивами гг. Москвы и Санкт-Петербурга (ЦГИА) были выявлены родственные узы с такими фамилиями, как князья Бабичевы, Болховские, Козловские и Шаховские, а также с дворянами: Анненковыми, Батарчуковыми, Беклемишевыми, Бестужевыми, Буниными, Ватазиными, Глебовыми, Грековыми, Давыдовыми, Демидовыми, Дуровыми, Еропкиными, Жемчужниковыми, Иксанскими, Киселевыми, Лавровыми, Лизуновыми, Маловыми, Мошинскими, Нащокиными, Нездиными, Нелидовыми, Образцевыми, Ознобишиными, Остафьевыми, Саламыковыми, Палтовыми, Пашковыми, Петровыми, Поливановыми, Татищевыми, Трегубовыми, Халкиоповыми, Хитровыми, Ховриными, Хоненевыми, Языковыми и др.

Поскольку большинство мужчин рода Чирковых взрослую жизнь начинали с воинской службы Отечеству, то много дала работа в Военно-историческом архиве. Надежда Пантелеевна отмечает: «… В послужных списках и различных прошениях хранились сведения о прадеде и его ближайших родственниках. Нашла я и трех старших братьев отца – Алексея, Тихона и Льва [Епифановых – детей Александра Зиновьевича Епифанова и Надежды Алексеевны Чирковой – В. Епифанов], русских офицеров, участвовавших в первой мировой войне.». Надо заметить, что информация по предкам наиболее массово представлена в документах по землевладению и воинской деятельности.

История России насыщена многочисленными войнами, практически в каждой из которых принимали участие наши предки. Так, удалось восстановить, что еще в «немецком походе» Ивана Васильевича принимал участие Михаил Андреевич Чирков (был убит в 1558 году). Уже в период после лихолетья Первой Русской Смуты представители рода храбро сражались и отмечались Государями. В древних архивах о предках Н.П. Епифанова нашла и такие документы – «… на Москве в осаде сидел и за православную христианскую веру … и за нас великого государя … против королевича Владислава и польских, и литовских, и немецких людей и черкесов стоял крепко и мужественно на бою и на приступах бился не щадя головы своея ..», «… будучи за нами Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем … в нашем царского величества походе в селе Коломенском и в Саввине монастыре, и в селе Воздвиженском и в Троицком Сергиеве монастыре во время нашедшего в нашем царствующем граде Москве мятежа и нестроения служил нам вероя … и всякую нужду принимал … и пожаловали его верную службу и усердное радение в роды и в роды …».

Военная документалистика свидетельствует, что в царствование династии Романовых представители рода также предпочитали военную службу и нередко дослуживались до генеральских званий. Так, Владимир Львович Чирков (1804 – 1880) оставил службу по болезни, вызванной ранениями, в 1856 году в звании генерал-майора, а его сын (от брака с княжной Анной Николаевной Шаховской) Сергей (р. 1836) – флигель-адъютант Его Императорского Величества Александра II в 1865 году умер от ран в возрасте 29 лет. Николай Александрович Чирков (1753 – 1806) участвовал во второй Турецкой кампании и, наряду с прочими представлениями, был награжден золотой шпагой, пожалован кавалером ордена Святого Георгия 4 степени, и в 43 года произведен в генерал-майоры. Его дочь Екатерина стала женой Н.И. Поливанова (сенатор), и в этой семье хранилась шпага генерала. Другая дочь - Софья Николаевна - вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 года, поэта и партизана, генерал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова. Генерал-от-инфантерии Александр Александрович Чирков (1764 - ?) участвовал в войне со Швецией, кавалер орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней.

После военной службы многие представители Чирковых были предводителями уездных и губернских дворянств Поволжья, работали в думах и управах, различных попечительских советах и комиссиях. Пример тому прапрадед автора - Алексей Иванович Чирков (1830 – ок.1891) – штабс-капитан, участник войны с Турцией 1853-56 гг., награжден Орденом Святой Анны 3-й степени с бантом и мечами, по ранению вышел в отставку. С 1888 года служил в г. Вольске членом городской думы, уездной земской управы, уездного училищного совета, присяжным заседателем, уездным исправником, а его дед – Лев Иванович Чирков (1774 – 1826), после отставки, в 1807 – 1816 гг. был предводителем дворянства Хвалынского уезда Саратовской губернии, и за труды на этом поприще был награжден орденом Св. Владимира 4 степени.

Много интересного (с выходом на прямых предков) было найдено в процессе изучения родословия жен представителей рода. Так, например, супруга названного Льва Ивановича Чиркова – Татьяна Акакиевна (дочь Акакия Прокофьевича Демидова и княжны М.Н. Щетининой) была внучкой московского чудака-богача, действительного статского советника Прокофия Акинфиевича Демидова – сына и внука известных уральских и сибирских заводчиков Акинфия Никитича и Никиты Демидовых. Таким образом, одним из прямых предков автора, действовавшим во благо Государства Российского во времена Петра Великого, был основатель династии дворян Демидовых – крестьянин Никита Демидов Антуфьев. А с помощью изысканий по фактам прямого родства с Беклемишем (Прасковья Беклемишева – бабушка автора в 7 колене) и Языком (Мария Языкова – бабушка в 5 колене) выявляются германские и монгольские корни.

Следует ожидать, что при достаточно глубоком изучении поколений своих предков любой человек может удостоверится в собственном "интернационализме”. Подобные факты смешения наций могут ставиться только в заслугу России, ибо, возводя в дворянское достоинство инородцев, иностранцев, своих заслуженных граждан, государство, ставя лишь одно непременное условие – православное вероисповедание - демонстрировало открытую суть свою на всем обозримом историческом пути. Патриотом такого государства нельзя не быть, и при этом рассовый национализм понимания не встретит.

Если для построения родословной "на глубь веков" основную роль играют архивы древних актов и военно-исторические архивы, то для восстановления истории своих ближайших предков значительную помощь может оказать работа с архивами церковных приходов или епархий, а также посещение краеведческих музеев и общение с краеведами.

При поездке в гг. Саратов и Вольск Надеждой Пантелеевной было выяснено, что в прошлые века в истории города Вольска немаловажную роль играл род гильдейских купцов Епифановых. Активная деятельность представителей рода на выборных должностях – бургомистры, ратманы, городские головы – отмечается уже в 80-х годах XVIII века. В переписке с работником краеведческого музея г. Вольска подсказали (здесь и далее цитируются выписки из составленной Н.П. Епифановой "Родословной книги ..”), что «… еще в 1880 году историк М.М. Владимиров писал: «Когда были выборы в 1793 г., то против имени В. Епифанова, кандидата в городские головы, было отмечено: ”оный Епифанов от баллотирования градским обществом уволен во уважении его добропорядочной и беспорочной сряду шестилетней ратманом и градским головою службы и за последовавшим с его домом от пожара несчастным случаем”. Этот случай был несчастным не для одного только Епифанова. Есть предание, что у Василия Епифанова водилось много голубей под крышами надворных строений – и вот несколько человек недовольных наловили много тех голубей, подвязали к ним по пучку осмоленной и зажженной пакли и пустили на волю. Голуби полетели в свои гнезда под крыши – и вся усадьба Епифанова запылала. Это было 2 сентября 1792 года. Городничий Попов узнал о пожаре в доме головы Епифанова и будучи не в ладах с ним, не подал своевременно помощь. Огонь, погоняемый ветром, разросся в необозримое море и 372 дома пожрала ненасытная стихия. Убыток был оценен в 250000 рублей. Это вот и есть "Епифановский пожар”, памятный многим до сих пор…».

Исследование же церковных архивов позволяет не только прослеживать род через бракосочетания предков и крещение их детей, но может дать представление об их статусе и окружении. Нередко восприемниками от купели (крестными) при крещении младенцев были близкие друзья родителей. Через их фамилии и род занятий, в ряде случаев, можно восстановить круг общения и выявить интересы предков. Например, у родившихся в имении в с. Столыпино (Вольский уезд) младенцев Алексея Ивановича Чиркова, восприемницей от купели была Александра Петровна Дельвиг (урожденная графиня Толстая – р. 1831). Поэт Антон Антонович Дельвиг был другом А.С. Пушкина и родным братом ее мужа - барона Ивана Антоновича (р. 1814). Семьи Чирковых и Дельвигов не только соседствовали имениями (Дельвигам принадлежала д. Александровка), но и служили вместе – например, Иван Антонович служил в I-ом Карабинерном полку, которым командовал Владимир Львович Чирков (родной дядя Чиркова-соседа). Другие соседи Чирковых – Глебовы имели близких по возрасту детей и между ними создалось несколько супружеских пар. Безусловно, стоит обращать внимание на запись о восприемниках.

Материалы о жизнедеятельности предков можно найти в газетах и журналах тех лет, выпускавшихся в губернских городах по месту их проживания. Так, просмотр всех выпусков за 21 год номеров «Саратовских губернских ведомостей» (ежедневная газета) позволил Надежде Пантелеевне собрать много интересного о Чирковых и Епифановых.

Литературные источники также могут донести до исследователя ценную информацию. Не говоря уже об опубликованных работах историков (типа: Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии. – Саратов, 1911, или Юровский Л.Н. Саратовские вотчины. – Саратов,1923, либо «Памятная книжка Саратовской губернии на 1859 г.». – Саратов, 1959, и т.д.), данные о предках можно почерпнуть из источников мемуарного характера. Например, поэт Тарас Григорьевич Шевченко в своих дневниках писал 2 сентября 1857 г. (Собрание сочинений. – М., 1965. – Т. 5. – стр. 111): «Ночью против города Волжска (место центральной конторы дома Сапожниковых) пароход на несколько часов остановился. А.А. [Александр Александрович Сапожников – «купец-миллионщик» – В. и Н. Епифановы] сошел на берег и в скором времени возвратился на пароход с своим главным управляющим Тихоном Зиновьевичем Епифановым: белый с черными бровями, свежий, удивительно красивый старик, с прекрасными манерами, и тени не напоминающими русского купца. Он мне живо напомнил своей изящной наружностью моего дядю Шевченко-Грыня». Тихон Зиновьевич (1802 – 1886) был дедом Александра Зиновьевича Епифанова (1859 – 1941) - прадеда автора.

Другая литературная находка связана с автобиографическим произведением генерала А.И. Деникина «Путь русского офицера» (М.: Изд-во Прометей, 1990 г.). Вспоминая свое детство и отрочество, он на страницах 26, 30, 31 пишет: «Перебирая в памяти ученические годы, я хочу найти положительные типы среди учительского персонала моего времени и не могу… Исключение представлял учитель чистой математики, Александр Зиновьевич Епифанов. Москвич, старообрядец [вероятно, ошибка автора – В. и Н. Епифановы], народник, немного толстовец – он приехал в наш городишко тотчас по окончании Московского Технического училища с молодою женой и сразу привлек к себе внимание всех обитателей…. Епифанов никакой «противоправительственной деятельностью» не занимался и, конечно, никакой «политики» не касался в беседах со своими питомцами. А влиянием на них пользовался большим. В качестве классного наставника он вникал в нашу жизнь, старался найти причины проступков и не успешности, помогал советами, защищал от неумеренного гнева инспекторского и умел наказывать и прощать так, что все мы чувствовали справедливость его решений.. Много добрых семян заложил в молодые души Александр Зиновьевич Епифанов».

 

В качестве примера мною приведен лишь один, да и то изрядно ужатый по широте рассмотрения, «маршрут по реке родословия» - родословия моего деда по отцу – Епифанова Петра Александровича (1897 – 1937). Дед, как и его отец Александр Зиновьевич, был преподавателем. В 1916 году он поступил в Екатеринославский Горный институт. В 1919 году служил в Добровольческой армии (по сообщению отца автора он находился во флоте, подчинявшемся генералу А.И. Деникину). Заканчивать пришлось Горный институт уже переименованный в Днепропетровский (и то довелось лишь в 1935 году). Преподавал математику и немецкий язык в средней школе в Днепропетровской области. Репрессирован в 1937, реабилитирован в 1956 году. По сообщению КГБ УССР № П-4954/10-1 от 18 декабря 1990 г.: Петр Александрович Епифанов арестован 10 октября 1937 года и необоснованно обвинен в контрреволюционной националистической деятельности, 20 ноября осужден к расстрелу, приговор приведен в исполнение 4 декабря 1937 года, реабилитирован 15 сентября 1956 года, место смерти и захоронения тела установить не представилось возможным». Это горькие страницы родословия и далеко не всем удастся их избежать. Но тем более надо изучать своих предков, восстанавливая правду для потомков. Если жены и дети таких репрессированных жили с клеймом семьи «врага народа», то надо, чтобы «не было оскомины детям за то, что отцы ели терпкое».

Так уж устроена жизнь, что по ее ходу появляются потомки, но теряются предки и ближайшие родственники. Но и здесь исследование родословных может внести радостные коррективы. Пример тому есть в результатах изысканий Епифановой Надежды Пантелеевны. После опубликования ею ряда статей и книги «Чирковы: Воскрешение древнего дворянского рода» (СПб.: ВИРД, 1999. – 60 с.) возникли контакты с заинтересованными людьми, а после подачи объявлений по розыску родственников в газету «Труд – 7» встретились, познакомились и стали дружны потомки (может быть пока не все?) Алексея Ивановича Чиркова - потомки растерзанной революцией, гражданской войной и репрессиями, прежде многочисленной дворянской семьи Чирковых из Поволжья. Оказалось, что сейчас в Мордовии в г. Темникове вместе со своими тремя детьми –XIV поколение Чирковых: Виктория (р. 1980), Олег (р. 1985) и Лидия (р. 1988) - живет носитель фамилии Чирков Игорь Алексеевич (р.1953). Его родная сестра Екатерина (р. 1955, в замужестве Идрисова) вместе с двумя дочерьми – Вероникой (р. 1988) и Марией (р. 1989) проживает в г. Москве. Есть надежда, что у этой истории будет продолжение.

Как видно из изложенного выше, отправляясь в маршрут даже по одному из своих родов, исследователь будет вынужден знакомиться с разными его «притоками», окунаться в различные исторические эпохи, становиться зрителем разнообразных исторических событий. Работа по изучению родословной представляет собой большой труд, но при увлеченности и настойчивости она приносит свои плоды. Творческая работа всегда в радость, а сколько благодатных эмоций доставляет «открытие» своих предков! Пусть результаты будут получены не сразу, отчаиваться не надо – «вода камень точит». Продолжайте поиски - они окупятся сторицей.

В Новосибирске уже не первый год существует «Историко-родословное общество». Созданное из энтузиастов и радетелей истории предков, оно понемногу увеличивается. Хочется пожелать этому обществу неравнодушных людей, успехов в их деятельности, терпения и удач!

Читателя же призываю заняться исследованием своего родословия и напоминаю эпиграф: «Не ведающие своей истории не имеют достойного будущего».

 

 


Владимир Александрович Епифанов

Действ. член РДС

Вице-предводитель НДС

Публикуется по 

"Альманах Новосибирского Дворянского Собрания" №1

 

 


 


Вернуться назад