Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Мама большой семьи

Виктор Власов. Мама большой семьи


08.12.2017.

Каким должен быть руководитель детского сада, чтобы при встрече с ним ни в чём не разочароваться? Трудно ответить однозначно – сколько мамочек, столько и мнений, однако подход – вещь универсальная, использовать его способен каждый. Когда мы с супругой отдавали Сашку в детский сад, то обратили внимание на заведующую, улыбающуюся, общительную и звонкую. Её мы увидели первой, когда заполняли простые формальности. Как расположит к себе человек, зависит, прежде всего, от него самого. Какое у него настроение и как разговаривает? Тем не менее, в словаре великорусского языка В. И. Даля слово «управление» происходит от глагола править, справляться и означает «давать ход, заставлять идти, распоряжаться».
Ряд сухих должностных инструкций, по-моему, мало связан с душевной профессией заведующей детского сада и тем более с воспитателями? Хотя работа педагога подразумевает совокупность сразу нескольких качеств. В постоянном общении, в напряжении, в ответственности лишь познаётся настоящий педагог и воспитатель. На  празднике «Кузьминки» я знакомлюсь с замечательной заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» – Швидко Галиной Давидовной.
– Надо рассказать о самом празднике, – отвечает Галина Давидовна. – Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремёсел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А ещё «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили Кузьму и Демьяна сковать свадьбу накрепко, как лёд на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно.
Вот и в детском саду на празднике дети танцевали, пели, ели кашу деревянными ложками, провели петушиные бои и даже соревновались в забивании гвоздей. Дети были задорными и веселыми. Они проявили свое знание истории праздника, назвали много пословиц, поговорок, декламировали потешки, прибаутки, докучные сказки, небылицы, пели частушки. 
Воспитатели, присутствующие на мастер-классе, сказали много добрых слов, контекстом в которых звучало: «Как хорошо, что мы возрождаем традиции, то доброе, светлое, что хранил народ веками!». А я решил поближе познакомиться с заведующей детского сада, где так радостно живут дети, где возрождают русские традиции.
Родилась Галина Давидовна 25 октября 1958 г., в селе Херсонка, Одесского района, Омской области.
– Как стали педагогом?
– Стать педагогом – была моя мечта с детства. В начальных классах, когда болела учительница, я вела уроки, так как училась на «отлично». Окончив школу, приехала поступать в пединститут, но набор на очный факультет был закончен, и мне предложили, на заочный факультет поступать, но я отказалась и знакомая мне предложила идти работать в детский сад № 8. И 08 июня 1977 года я пришла устраиваться  в детский сад и,  переступив порог дошкольного учреждения, ощутила себя как дома. Заведующая  меня взяла воспитателем на ясельную группу, спросила, справишься, говорю, справлюсь, мне на тот момент было всего лишь восемнадцать лет. В 1980 году поступила в дошкольное педагогическое училище № 2 заочно, в 1983 году окончила его. К этому времени я работала на садовских группах. Я поняла, что это дом где я расту и делаю шаги в роли воспитателя. Здесь поняла, что дети – это наше будущее и относиться к ним надо с любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии. Одноклассники спрашивали, почему воспитателем пошла? Так многие спрашивали. Воспитатель, потому что в детском саду никогда не бывает скучно. Что ни день, то новость, новое открытие и ни одного дня не проходит без приключений.  В детском саду для наших воспитанников мы становились вторыми мамами. Мне было очень приятно, когда ребёнок, увидев меня, шёл в группу радостно, а уходя домой, говорил – «Я завтра обязательно приду, мне очень с вами хорошо и интересно». Самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застёгивать сандалии. Для этого я не только показывала, какой либо предмет, но и объясняла, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
– Что значит быть воспитателем?
– Для меня это ежедневное общение с моими воспитанниками, с моими детьми, познавать с ними новое. Менялись дети, менялась я вместе с ними. Все дети индивидуальны, каждый из них уникален и нужно было найти ключик к каждому ребёнку и у меня это получалось. Моя работа была творческая, это постоянное перевоплощение из одного образа в другой. В зависимости от обстоятельств  приходилось выступать в разных ролях то эколог, то архитектор, то спасатель, врач, почтальон и т.д. Воспитатель, который все знает и всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце», – писал В.А. Сухомлинский. На мой взгляд, человек, которому доверили самое дорогое в жизни – ребёнка, должен иметь не просто профессию – воспитатель, он должен иметь призвание. Без души и без любви с детьми нельзя. Каждый, кто идёт работать в детский сад воспитателем должен трезво понимать, готов и самое главное, хочет ли он отдать часть своей души и всю свою любовь чужим детям. Готов ли он вложить в воспитание детей свою душу. И вот я отдала своё сердце детям, это моё призвание, я не представляю жизнь без детей, без любимой работы, без детского сада. В этом детском саду я проработала 30 лет воспитателем. Работая с детьми, я видела результаты свой работы и на душе радостно становилось.
– Какими качествами должен обладать воспитатель?
– Воспитатель, который занимается воспитанием детей, должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям. «Если не любить, то не имеешь права воспитывать» - говорил великий педагог Песталоцци. Без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь к каждому ребёнку без исключения. Без детей неинтересно было бы жить. На мой взгляд, человек, которому доверили самое дорогое в жизни – ребенка, должен иметь не просто профессию – воспитатель, он должен иметь призвание. Без души и без любви с детьми нельзя. Каждый, кто идет работать в детский сад воспитателем должно трезво понимать, готов и самое главное, хочет ли он, отдать часть своей души и всю свою любовь чужим детям. Готов ли он вложить в воспитание детей свою душу. Я свою душу вложила в воспитание чужих детей. Дети это вся моя жизнь. У меня двое детей. Два сына и пять внуков. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, видела в радостных лицах детей, которые меня окружали, они мои главные вдохновители. Благодаря им, мне хотелось творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствовали себя в группе как дома, свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа была для детей родным домом, где их любили и понимали, где каждый ребёнок имел возможность полностью реализовать себя, свои интересы.
– Поясните цель своей педагогической деятельности?
– Это создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно. Работая воспитателем на время очередного отпуска, я исполняла обязанности заведующей на протяжении 25 лет. И мне заведующая всё говорила, иди поступай в институт, но я всё отказывалась. А в 2004 году поступила в педагогический университет, а 2008 году окончила. В 2007 году меня назначили руководителем детского сада в этом же детском саду. Мне моя работа нравится. И вот уже 10 лет я работаю заведующей в этом детском саду.
– Что значит быть заведующей?
– Из большого количества слов, определяющим к модному ныне слову «имидж» в отношении заведующей детским садом, я бы выбрала слово «быть хозяйкой». Делая утром обход по садику, вижу всё: какой порядок в детской раздевалке, как готов к утреннему приёму воспитатель, что у него приготовлено и разложено для детей, чем заняты сами дети. Хозяйка детского сада должна ставить на первое место педагогическую работу. Заведующая — это человек, который безумно любит детей. Кроме того, она должна уважать тех людей, с которыми работает. Да, заведующая должна уважать своих сотрудников. А этому в институтах не учат. И заведующей быть не учили. Потому заведующими «не рождаются», заведующими «становятся» — в процессе педагогической работы. И вот я ей стала. Вообще-то человек должен показать, что он любит свою профессию, что он умеет работать. И, главное, надо уметь общаться с людьми. Это одно из главных качеств заведующей. Заведующая должна быть сдержанной, чтобы сдерживать  эмоции педагогов. Заведующая обязательно должна быть профессионалом в своей профессии. Одна из главных моих задач  – это организация учебно-воспитательной работы с детьми, где я тоже должна добиться успехов вместе со своей командой. Всегда радуюсь за каждый маленький шаг коллектива вперёд, поэтому стараюсь развивать в каждом позитивное мышление, то есть способность превращать неудачу в успех. Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.
– Как работаете с родителями? Я сам педагог, работаю в школе и знаю, что порой с ними нелегко.
– Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:

  • анкеты;
  • родительские собрания;
  • беседы-рекомендации;
  • заседания родительского комитета.
  • и просто беседы по душам!
Первые педагоги для детей – их родители. Об этом Галина Давидовна также говорит, улыбаясь. И к нам в садик приводят своих детей мои бывшие воспитанники. Часто через детей мы учим и родителей.
Современность требует от руководителя мобильности, гибкости, даже конкурентоспособности, умения выбрать правильное направление своей деятельности и чёткого представления результата. Присутствуя на мероприятии, общаясь и слушая отзывы коллег и родителей, я понимаю, что Галина Давидовна Швидко – как раз этот способный и бывалый человек. И заботливая мама большой семьи детского сада, больше сорока лет проработавшая в детском саду №  8!  Не очень много найдётся в городе людей столько проработавших на одном месте! Я радуюсь, что у нас есть такие люди. Радуюсь за коллектив – есть стабильность! Радуюсь за родителей – есть надёжность! Радуюсь за детей этого детского сада – есть традиции!


 


Вернуться назад