Среднестатистический
человек затрудняется рассказать о том,
что такое Православие. Знания
интересующегося обывателя часто
ограничиваются датой Крещения Руси, а
также именем крестившего человека.
Дальше – как мой друг…
– Что
такое Православие? – спрашиваю очень
умного молодого человека, коммуниста,
газетного журналиста.
– Ну,
ты не знаешь что ли? – хмурится он. –
Священники живут православно, соблюдая
законы и каноны…
– А
ты почему не соблюдаешь законы?
– С
чего взял – я соблюдаю законы, предписанные
государством, конституцией РФ.
– Государственные
законы и Православные – это разные что
ли? Какие законы важнее?
– Какие-какие…,
что пристал? Обратись к батюшкам.
Действительно,
чем отличаются одни законы от вторых.
Судя по количеству верующих и святых в
христианской религии, наверняка в ней
и свои законы есть. Уж кто их не знает –
недостаточно осведомлён, не читал ни
Библию, ни общался со священнослужителями.
Тем временем, один вроде мало довольный
успехами молодости, но сильный и умный
старик, редактирующий множество текстов,
размахивает руками, когда слышит от
коллеги, мол, недостаточно образован
сам, чтобы понять и принять Православие.
Этот
интересный и полезный мне творческий
старикан часто говорит о православии
пренебрежительно и почему-то в моём
присутствии. Раньше я за ним такого
отношения не замечал. И чаще критика
направлена на меня, нежели на тексты…
Он
мне нравится жизненной энергией. Не
отказывает в помощи и угостит, когда
грибов насобирает или просто пожарит
картошки. Может он прикидывается,
нацепляя сердитую маску, многие ведь
говорят, о чём не думают вовсе. Насильно
никого в Православие не затянешь – свой
путь человек выбирает сам. А вот
образование бы, проще говоря, подтянуть
и узнать о жизни святых больше, чем по
слухам. Что происходит в родном городе
относительно православия? С этим вопросом
подхожу к отцу Димитрию Олихову –
проректору Омской Духовной семинарии,
руководителю отдела религиозного
образования и катехизации Омской
епархии, секретарю Омского Епархиального
Управления. Кстати, почему именно к
нему, он ведь не просто батюшка,
закреплённый за приходом, а работает в
масштабе епархии, дел у него невпроворот.
Вот что говорит об отце Димитрие мой
отличный знакомый по имени Борис Штуров:
– Об
этом священнослужителе видел немало
информации в интернете, кое в каких
мирских журналах даже. С ним охотно
связываются многие люди, необязательно
глубоко верующие. Интересно, как он
выполняет долг священника, будучи
озадаченным делами образования и их
организацией в той же епархии. Жаль, что
у меня в клубе нет ни одного сотрудника
Церкви, так сказать, я бы выяснил и
поинтересовался. Это ведь не привычная
государственная часть – там свой мир
и своя иерархия, законы как в Армии,
может и жёстче. Возможно, у этого отца
нет много времени, чтобы с тобой, Вить,
пообщаться.
– Ой,
что прямо так? – расстраиваюсь, настроенный
на встречу с настоятелем храма св. Иоанна
Крестителя. – Он кандидат богословия,
кандидат исторических наук.
– О-о,
– тянет Боря. – Тем более, нет времени.
Ему работы проверять у студентов надо,
принимать пятое-десятое, ты, поверь, к
месту будешь вряд ли.
– Я
договорился, понимаешь? – сержусь на
друга. – По телефону поговорил с ним,
несколько раз позвонил, он был на лекции.
Он сказал, что времени немного у него.
Прежде
чем обратиться к священнику приходится
услышать мнение со стороны, иначе
мирскому и не удаётся поверить – так,
вероятно, мы устроены… Этак, наверное,
везде – сердце не слушаешь, а полагаешься
на отзывы товарищей или дальних знакомых.
Всё-таки лучше отправиться и понять
самому.
Еду
в храм св. Иоанна Крестителя, он – около
метромоста, у библиотеки имени А.С.
Пушкина. Со Старой Московки туда путь
неблизкий, поэтому успеваю названивать
подруге, тоже журналистке, рассказываю
о грядущей встрече с очень занятым
батюшкой.
– Не,
не получится, – расстраивает меня. –
Там, наверное, очередь будет на исповедь.
До ночи просидишь. Извини.
Если
у отца Димитрия полноценный приход,
почему он должен мне отказать в беседе?
Я также похож на прихожанина. Но мои
собеседники будто сговариваются…
Добираюсь
в храм, стою, слушаю пение, оглядываю
прихожан, жду когда закончится служба.
Слежу за батюшкой, он вроде обыкновенный
служитель. Красивое у него и яркое
облачение, ясный взгляд, он ходит не
торопясь и когда поворачивается к
прихожанам, то глядит точно сквозь…
Почему он, правда, должен мне отказать?
Окончание
службы. Отец Димитрий закрывает алтарь,
оставляет верхнее облачение и ждёт. К
нему подходит девушка и плачет. Рассказывая
глухо и слышно лишь ему, она заливается
горько. Неужели можно натворить такое,
что потом без слёз и не сказать будет?
Подключая воображение, могу только
догадываться, почему рыдает милая.
Утирая слёзы, покидает священника.
Дожидается очереди молодой и худой
парень, оказывается, общительный и
весьма серьёзный. Я спрашиваю отчасти,
чтобы развеять ожидания:
– По
какому поводу приходите к отцу?
– Долгое
время не был в храме, накопились вопросы…
– Воспользоваться
поисковиком в интернете не можете?.. –
улавливая перемену в его лице, я немного
пугаюсь, наверное, глупости предлагаю.
– Я
не ищу ответов в интернете, мне нужен
настоящий человек.
Соглашаюсь
и в свою очередь замечаю старушку-прихожанку,
которая также не очень довольно смотрит
на меня.
– Вы
кто? – оглядывает несколько раз, изучает.
– Интервью
с батюшкой хотел бы сделать.
– Вы
крещённый?
– Да,
– быстро показываю крестик. – Крестился
в храме Казанской иконы Божьей Матери.
Она
спрашивает что-то ещё, но молодой парень
подаёт знак рукой: батюшка ждёт.
– С
Богом, – киваю и спускаюсь к отцу
Димитрию. Я – последний.
Торопливо
сажусь за стол, где ожидает батюшка.
Достаю блокнот с вопросами и включаю
диктофон.
– Батюшка,
у вас столько дел, что вас можно назвать
православным локомотивом?
Отец
Димитрий веселеет и улыбается, а я
чувствую, что беседа наша состоится. Он
отвечает:
– Дел
достаточно, правда, не знаю, насколько
такое определение применительно к
священнику, но звучит крепко.
Батюшка-многостаночник. Но смотрите
сами на вашем блоге. А я вам скажу: будьте
осторожны со словами!
– Кто
такой православный человек, по-вашему?
– Хороший
вопрос, – подтверждает отец. – Православный
человек тот, кто живёт по заповедям
Божьим. В данном случае – сверяет свою
жизнь с Евангелием, причащается. Это
трудно получается в современном обществе,
но стараться надо, тогда будет
принадлежность к Церкви и к Богу. И
человек больше поймёт – из своей
неформальной жизни, которая плавно
перетечёт в формальную.
– Как,
отец Димитрий, повысить процент выбора
родителями курса ОРКСЭ?
– Только
разъяснительной работой. Повысить
административными вещами невозможно.
Разъяснение – то чем мы занимаемся, это
не так быстро, как хотелось бы. Во-первых,
упущено много, во-вторых, когда город
был не в очень ладных отношениях с
областью во властной структуре, Церковь
в большей части общалась именно с
областной администрацией, соответственно
связь с городом была ослаблена. Вот мы
пожинаем эти плоды. Сейчас, когда епархия
сузилась, по сути, до города Омска,
работаем только разъяснением, как это
делают специалисты из епархии.
– Вы
организовываете конкурс «Православная
культура на Омской земле». В прошлый
раз победила учитель школы № 83, в этот
– учитель гимназии № 150, что стоит
организация подобного мероприятия?
– Каждый
человек понимает, что в наше время
организовать конкурс не трудно, а вот
найти средства, наградить, отправить
людей в поездку – сложнее. Я считаю,
что это инвестиции в будущее, в наших
детей, в педагогов, которые и воспитывают,
прививают. Никто никуда не отправляет…
– батюшка даже меняется в голосе, он
очень огорчён, а я понимаю, что больше
не знаю ни одного конкурса для педагогов,
организация которого бы отправила
победителей на Кипр к священным местам.
Нам хочется, что-то сделать для педагогов.
Православный педагог – лучшее выражение
православного мировоззрения.
– Какие
ещё планируете ввести конкурсы и
расширить площадки для популяризации
Православия?
– У
нас много проходит мероприятий, как-то
подсчитали: в год их проводится до
семидесяти совместно с разными городскими,
областными структурами и общественными
организациями. Мы участвуем в номинациях
целого ряда конкурсов, которые организуем
вместе. Недостатка мы не испытываем,
другое дело, что надо повышать эффективность
этих мероприятий, поскольку существуют
всегда разногласия. При наличии серьёзных
вложений можно организовать что-то
новое и полезное. Есть замыслы, мне бы
вот хотелось организовать конкурс
«некурящий класс», как раз есть разработка.
Оценить духовно-нравственное воспитание
можно по различным критериям и если бы
нашёлся тот благодетель, который бы
вывез этот класс и показал, представляете…
– Батюшка,
мы живём в мире виртуальных фейков,
прячемся за причудливыми картинками.
Гигантская масса теряется в социальных
сетях и думает, что никто не видит…
– И
создаёт общественное мнение, – компетентно
добавляет отец Димитрий. – Мы живём в
интересное время, в которое человек
независимо от своего уровня образования
и положения может быть услышан. Лет
20-30 назад, когда не было интернета, кому
было бы нужно мнение Васи Пупкина о
состоянии медицины или экономики,
политики и т.д.? Мнение, говоря условно,
уборщицы о состоянии предприятия…
Сегодня каждый человек, независимо от
нравственного воспитания, от образования
и прочего, получил голос. Хорошо это или
плохо? С одной стороны – вроде неплохо,
что человек напишет президенту на сайт
или нам – в епархию. Пойдёт анализ
обращений, скажем. Но с другой стороны
создаётся, вы правильно отметили, Виктор,
целая масса обезличенного шума, а это
ещё манипулятивные вещи, мы знаем, что
есть интернет-войска официально
объявленные, они создают общественное
мнение по какому-то вопросу в конкретной
местности или в стране. Война перешла
в плоскость виртуальной сети. Как
реагировать – как данность в информационном
обществе, с искаженной матрицей
восприятия. Человек должен быть морально,
психически устойчивым. И ещё воцерковлённым.
Человеку очень сложно сохраниться как
личность в этом гигантском потоке
информации.
– У
вас трое детей, что вы делаете, чтобы
они были православными? Как вы ими
занимаетесь?
– Удивительно,
но никак специально. Ничего не делаю,
потому что выбор у каждого человека
свой – по сердцу и разуму. Не нужно быть
на страже, дайте человеку во всём
разобраться самому. Если родитель кем-то
является, то дети это видят и осмысляют,
возможно, стараются подражать. А если
не является, то здесь снова выбор…
– Батюшка,
представьте, что к нам прилетят
инопланетяне, а в Священном Писании –
ни слова?
– Этот
вопрос гораздо шире, чем представляется.
Надо принять истину, что никаких
инопланетян не существует. Но при этом
мы мало знаем о техническом развитии
нашей цивилизации, скажем, в допотопный
период или после потопный. Нам почему-то
кажется, что мы самые умные и успешные. Инопланетян не существует, но существуют
люди. Откройте Библию, вы там прочитаете,
что люди умели выплавлять бронзу и
золото, играть на музыкальных инструментах,
строили чудеса света. И некоторые вещи
весьма сложны с технической точки
зрения, например, пирамиды. Человек
всегда хотел постигать законы природы,
расширять пространство, создавать.
Копил знания в нескольких поколениях.
Библии написано, что люди жили дольше,
чем сейчас, они копили и располагали.
– Атеизм
сейчас в моде, если ряд критикующих
религию видеоблоггеров имеют популярность?
– Я
сомневаюсь, что в моде атеизм. Главное
– преподнести. У кого-то данная
деятельность – оплачиваемый труд, люди
на этом зарабатывают. Если у кого-то
недостаточно просмотров – это составляющая
таланта и оснащения. Давайте красиво
раскрутим глупость… В основном у
священников нет времени, чтобы отвечать
на такие вещи своевременно, это ведь
надо вести блог регулярно. А как же люди
и приход, например? Вернее и в стократ
лучше отдавать время настоящему делу.
Не всё так плохо, как может показаться.
– В
рейтинге блогов ЖЖ богослов Кураев на
заметном месте, – вспоминаю я. – Не всё
плохо, согласен, батюшка.
Батюшку
Димитрия Олихова не задерживаю.
Удивительно, но общаясь с ним, не чувствую
свою неурочность. Священнослужитель
рад и открыт каждому пришедшему в храм.
По-моему, я больше боюсь. И во время
беседы с отцом, мой телефон буквально
разрывается – звонит журналистка Настя
Орлова, чтобы поинтересоваться, как
прошла встреча и беспокоится Наталья
Викторовна Курьякова – моя коллега и
учитель воскресной школы в храме иконы
Казанской Божьей Матери.
Батюшка,
пусть и кандидат богословия, кандидат
исторических наук, проректор Омской
Духовной семинарии, не кусается, а прежде
всего, ожидает страждущих и готов
беседовать, доходчиво разъяснить. О
нашей встрече и впечатлениях рассказываю
знакомым и товарищам по учительскому
и журналистскому цеху.
– Так
просто поговорил? – удивляются некоторые.
Поражается и правящий мои не православные
тексты старик.
– Да,
– киваю. – Сами придите и спросите…
А
Православие – не только вера, но и
знания, которые необходимо применять
своевременно. История и окружающие нас
предметы бытия, которые мы используем
для пользы. Православие – это наш образ
жизни, наши традиции. Традиции милосердия,
патриотизма, создания крепкой семьи,
традиции доброго, человеческого отношения
к ближнему.
Вернуться назад
|