Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Любовь – основа воспитания

Виктор Власов. Любовь – основа воспитания


12.03.2018.
Из всех творений самое прекрасное — получивший воспитание человек.
Эпиктет

Что и кто нас воспитывает в разные периоды жизни? Задаюсь вопросом неспроста. Не находите, что и киберпространство интернета также пытается нас воспитывать, притягивая, заманивая, раздразнивая? Только каждый человек принимает эту информацию в свою сторону: одни – в лучшую, другие – наоборот. Давно хотел поговорить на тему образования и воспитания с одним священнослужителем – с очень занятым батюшкой, протоиереем Димитрием Олиховым – руководителем отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), помощником Митрополита Омского и Таврического Владимира. Надо сказать, что он учёный священнослужитель кандидат богословия и кандидат исторических наук. Преподаёт в Омской духовной семинарии и в Омском государственном университете, участвует в работе Общественной палаты Омской области, встречается с родителями и педагогическими коллективами школ, с коллективами дошкольных образовательных организаций, делает еще много важной работы… Помоги ему, Господь! 

Слушая его речи и доклады на различных мероприятиях, например, на малых форумах – на круглых столах – или на больших – на Рождественских образовательных чтениях, я прихожу к выводу, что лучший способ сделать детей добрыми и образованными – это воспитать их. Процветание государства, благополучие народа зависят напрямую от доброты нравов и воспитания. В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, об этом говорил Фрэнсис Бэкон. Образование непременно помогает поливать эти всходы интеллекта своевременно.

Задача воспитания, по мнению одного моего замечательного знакомого заводчанина, заставить человека не только поступать хорошо и думать прежде, чем сделать, но и любить работу, ценить и уважать окружающих. Я с ним согласен. Впрочем, не один я.

– Что лежит в основе воспитания, батюшка? – спрашиваю недавно.

– Любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания, любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями. Воспитание происходит благодаря формированию личностных характеристик, современная школа придаёт им большое значение. Если мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и тем более школы православной является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто (1 Кор. 13, 2).

– Что делает Церковь для образования и воспитания?

– Размышляя над вкладом Церкви в развитие образования, скажу, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции, имеет своим основанием Заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-40). Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим. Как нельзя, не любя ближнего, исполнить первую заповедь о любви к Богу, также нельзя, не возлюбив Бога, Который есть Любовь, исполнить вторую заповедь о любви к ближнему, о чем Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20-21). Равно как невозможно, не любя Бога, возлюбить ближнего и исполнить вторую заповедь, поскольку, по слову того же Апостола, «любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7).

– Как формируют духовность и нравственность учителя?

– Опыт учителей, Виктор, по духовно-нравственному воспитанию многогранен. Он представляется ежегодно на городском, а затем на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», на конкурсе «Православная культура на Омской земле», где наши педагоги занимают призовые места. Это серьёзный показатель. У церкви и школы есть возможности для сотрудничества. Это курс «Основы религиозных культур и светской этики», предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России, воспитательная работа, внеурочная деятельность, участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику – олимпиада по ОПК и олимпиада «Наше наследие», конкурс «Красота Божьего мира». Наконец, праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства – фестиваль «Держава», фестиваль для дошкольников «Единство во имя мира», мероприятия посвященные дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Троице, Покрову,  Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя – конкурс «Учитель, перед именем твоим…». В школьных библиотеках могут быть организованы тематические выставки православной литературы, дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества, проводиться встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы. На областном уровне данное направление курируют Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации Омской, Калачинской, Тарской Епархий, с которыми могут быть установлены контакты как муниципальных управлений образованием и местных методических служб, так и отдельных образовательных учреждений. При необходимости педагогам всегда будет оказана возможная консультативная помощь по вопросам православного вероучения, церковной истории и др., поддержаны проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. Также в пользование педагогам могут быть предоставлены библиотеки Епархиальных отделов и приходских воскресных школ.

– Я слышал, что возникает недопонимание у родителей при выборе модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Как Русская Православная Церковь работает с родителями?

– Православная культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале, мало знакома для современного общества, либо о ней составлены самые превратные представления. Это, конечно, заметно во время работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации, взятой из непонятных источников, сплетням и слухам, не удосуживаясь спросить саму Православную Церковь, как она смотрит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только плодотворная разъяснительная работа. Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию. Эта работа может быть поддержана на уровне конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов. Возможна индивидуальная работа с родителями со стороны священнослужителей и приходских специалистов. Огромный положительный опыт такой работы с семьёй был накоплен до революции, когда эта работа была обязанностью каждого священника и велась на системной основе. Есть немало положительных примеров такой работы и в наши дни. В случае затруднений можно опять же обратиться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

Я сам школьный учитель и наблюдаю, что важнейшим направлением взаимодействия Церкви и светских образовательных учреждений является работа с родителями, которые, согласно ФГОС, также участники образовательного процесса.

– Некоторые семьи неблагополучны?

– Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества. И, несмотря на то что родители являются участниками образовательного процесса, а порой и заказчиками образовательных услуг, невольно возникает сомнение в том, что эта миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и воспитательная работа с родителями.

– Что определяет нынешнюю культуру родителей?

– Печально, что порой не православная и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще делается осознанно. Православная культура и традиция воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе, невзирая на соблазны, и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные истины, данные Богом. От нас зависит, насколько мы поймём и воспримем эту культуру, в рамках какой культуры воспитаем своих детей, какие идеалы положим в основу их духовной жизни, такой и будет духовная жизнь нашего общества.

Завершая свои выступления, отец Димитрий всегда благодарит участников образовательного процесса, те организации, которые оказывают заметное влияние на формирование духовно-нравственной культуры общества. Он благодарит Министерство образования и Департамент образования Администрации города Омска, ИРООО за участие в организации различных конкурсов (в том числе и для учителей), посвящённых памятным событиям в истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества – 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.

С протоиереем Димитрием Олиховым есть о чём поговорить и в дальнейшем. Образование – сфера огромная, и работы в ней непочатый край. Нельзя забывать как о том, что Бог присутствует везде и всюду, не только в храме или в отдельно взятом месте, так и о том, что без любви поступки становятся ничем, не приносят истинного удовлетворения и настоящей пользы.


 


Вернуться назад