Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее

Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее


03.04.2018.
«…Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи:
Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С. Лихачев

Знаете, я слушаю доклады заслуженного учителя РФ БОУ г. Омска «Гимназия № 43» Натальи Ивановны Носковой восхищённо. Они необыкновенно интересны, а главное – полезны для слушателя. Захожу я на секцию IX Международных аксиологических чтений и воодушевляюсь. Есть достойные учителя в наше нелёгкое время научно-технического прогресса и поглощающего время интернета.

Заголовок моего материала – это направление деятельности Натальи Ивановны. К чему стремится известный в Омске учитель изобразительного искусства? Через художественное восприятие и практическую деятельность на уроке привести ученика к осмыслению содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России.

Признаюсь, что эпиграф я беру из её доклада.

– Наталья Ивановна, что такое народная культура? – спрашиваю. – Какая, по вашему мнению, основная задача отечественной педагогики?

– Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования.

– Разве ребёнок способен постигнуть это многообразие? Возможно, планка поднята слишком высоко?

– Ничуть, уважаемый Виктор! Уже в детстве ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве. Программа «Изобразительное искусство» в 5 классе под редакцией Б.М. Неменского разделена на темы-блоки: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Современное декоративно-прикладное искусство». Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Здесь теоретическое освоение и практическое применение навыков выступает доступным способом для освоения видов народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, открытость и душевность.

– Как народное декоративно-прикладное искусство связано с фольклором? Как ребята вашей школы его осваивают?

– Связано обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, а уроки изобразительного искусства этому способствуют. А через художественное восприятие и практическую деятельность ребёнок идёт к пониманию содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России. Что касается детей из нашей гимназии, то наши пятиклассники много лет, осваивая народное искусство, расписывают готовые деревянные формы: досточки в традициях городецкой росписи, ложки, обучаясь приёмам кистевой росписи хохломы, лепят дымковскую и филимоновскую игрушку, создают авторских матрёшек, узнав о загорских, семёновский, полхов-майданских, а также расписывают посудину в традициях гжели, создаём расписное пасхальное яйцо. Эти изделия мы представляем не только в картинной галерее гимназии (в витрине), но и фото-видео-фильмы об этом есть на страничке каждого класса на образовательном портале «Дневник.ру». Лучшие изделия участвуют в муниципальных и региональных выставках ДПИ.

– Какие черты народа проявляются в декоративно-прикладном искусстве?

– Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, это общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Таким образом, декоративно- прикладное искусство помогает развить не только творческую личность, но и воспитать нравственные качества в детях, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе. Происходит формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

– Наталья Ивановна, каким образом можно сберечь исторические и национальные корни? Много сейчас неясного и ненужного приходит издалека и выдаётся за своё родное.

– Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

– Многое ли зависит от учителя?

– От учителя, как носителя нравственных ориентиров, зависит очень многое. У каждого предмета огромный содержательный ресурс для приобщения к истории, культуре своей Родины, знакомству с традициями и культурой других народов. Стоит сказать, что если в некоторых школах празднуются Хэллоуин, потом католический День Святого Валентина, Китайский новый год, языческие праздники, которые преподносятся, как православные, и, к сожалению, многое с подачи педагога, то чего мы ждём от детей в плане формирования системы нравственных ценностей? У них в головах тогда складывается «полная мешанина».

– Что хотели бы пожелать нашим учителям?

– Учителю пожелаю быть в постоянном режиме самообразования, повышения квалификации для совершенствования своих предметных компетенций. Учитель должен сам разобраться в этом «изобилии», чётко определившись с системой ориентиров, а потом вести по этому пути детей грамотно и методически выверено. Что для этого нужно? Больше читать, посещать семинары, курсы, вебинары – это море возможностей для грамотного пути развития педагога! Учитель в ответе за то, что делает!

Добавить мне, как педагогу и журналисту, кстати, нечего – отвечает она исчерпывающе. А вы, дорогие читатели, согласны с Натальей Ивановной Носковой? Если есть вопросы – обращайтесь, могу дать электронную почту этого замечательного и мудрого человека. Наверняка она ответит.

P.S.:Попросил у Натальи Ивановны фотографии, где она на работе и т.д., она прислала поделки своих учеников и попросила не «пиарить» её. Какой сознательный человек!


 


Вернуться назад