Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Добру научить легко

Виктор Власов. Добру научить легко


20.04.2018.

– Каждый человек с рождения живёт в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями и недругами, начальниками, – говорит знакомый мне специалист Омской епархии на одном из мероприятий в детском саду. – Часто построение отношений приносит разочарования, огорчения и иной эмоциональный дискомфорт. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа – законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, – плоды жизни.

И вправду: как помочь детям в обретении пути? И какие константные величины может предложить современная система образования?

Ответы я вижу в БДОУ г. Омска «Детский сад № 1», где отдел ОРОИК Омской епархии проводит мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Духовно-нравственное воспитание средствами театрализации». Я говорю о мюзикле «Царевна-лягушка».

Плохая погода, слякоть. Даже сумрак не развеивается почему-то. Однако желающих поучиться мастерству у слаженного коллектива в детском саду хоть отбавляй! Руководит детским садом творческий заведующий – Григорьева Клавдия Николаевна. Работают в нём такие творческие люди, и некоторые – более тридцати лет.

Мастер-класс удаётся, – комментирует специалист Омской епархии. – Восторгу зрителей нет предела! На рефлексии не все воспитатели смогли сразу говорить – эмоции захлестывали, потому что дети играли сказку профессионально. Незаметно менялись декорации, ослепительно красивые дети в костюмах, которые выучили свои роли и без единой запиночки играли их, прекрасное содержание и замечательная классическая музыка, звуковые эффекты создавали у зрителей ощущение, что они сидят в настоящем музыкальном театре. Затем воспитатели представили опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств личности средствами театрализации, а зрители высказали своё восхищение увиденным. 

Надо сказать, что мюзикл выходит здорово благодаря музыкальному руководителю Наталье Петровне Грачёвой, воспитателям: Светлане Пантелеевне Штрикер, Пелагее Степановне Ряполовой, Ольге Валерьевне Ведь, Асель Хайратовне Абылгазиной, Алмагуль Каирбековне Телегеновой, Айгуль Рамазановне Осербаевой, Асемгуль Кажгалиевне Дюсембаевой, Замзагуль Мурзагалиевне Жарасовой, Татьяне Ивановне Павловой. 

Помогают готовить спектакль все сотрудники детского сада – и завхоз Нина Егоровна Кучковская, она шьёт костюмы, и машинист по стирке и ремонту белья Людмила Николаевна Полещук, которая помогает в звуковом оформлении спектакля.

О том как получается ставить столь замечательные спектакли я выясняю непосредственно у трёх главных «постановщиц».

– Чтобы мюзикл получился хорошим, нужно правильно подобрать материал. Художественная основа должна соответствовать возрастным интересам и способностям детей, – говорит Татьяна Ивановна Павлова. – Для детей дошкольного возраста интересны и понятны сказки, которые и лежат в основе наших мюзиклов. Дети регулярно занимаются в музыкально-театральном кружке, где они получают навыки актёрского мастерства, вокала, хореографии, там они показывают результаты. Дети становятся эмоциональными, раскрепощенными, получают радость от своего творчества. Учатся сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло. Повышают уровень собственной духовной культуры.

В детском саду, подмечаю я, уже пятнадцать лет работает кружок театрального искусства, дети на нём постигают азы актёрского мастерства. Среди воспитанников-выпускников детского сада есть уже начинающие актёры: Екатерина Мохиня – актриса театра студии «Артист» при Доме Актера г. Омска. Знаменитые спортсмены – один из них хоккеист Антон Ковалёв, воспитанник омской школы хоккея «Авангард» , который играл в трех разных лигах – МХЛ, ВХЛ и КХЛ. И если быть лидером "молодежки" для него привычное дело, то взрослый хоккей наш молодой нападающий только начинает для себя открывать. А мы помним Антона, как блистательного актера в роли Короля в мюзикле «Огниво». И победители различных конкурсов: Ксения Чернявская, например, получает титул «Маленькая красавица Омска», затем становится «Маленькая красавица России», и в 2018 году побеждает на конкурсе «Мисс Россия» в Москве. Многие дети танцуют и поют в известном ансамбле «Апельсинчик», поступают в 5 музыкальную школу и успешно учатся там. Всем им дорогу в жизнь дал детский сад и заложенные в детском возрасте развитые способности.

– Что нужно для постановки мюзикла? Чья это идея? Как реагируют родители?

– Мюзикл «Царевна Лягушка» не первая моя постановка, – отвечает Наталья Петровна Грачёва. – Идея поставить мюзикл возникла давно. За пятнадцать лет были поставлены девять мюзиклов. Это «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки...» муз. Е. Карамушка и В. Рощин, «Белоснежка и семь гномов» муз. Л. Морозовой, «Волк и семеро козлят» муз. А. Ермолова, «О добре и зле» (по мотивам сказки «Снежная королева») муз. Т. Кизим и др.

Дело в том, что основа для любого мюзикла – музыкальный материал. Музыку к спектаклю «Царевна Лягушка» подбирала сама. Это русская народная сказка, поэтому и музыка звучит народная, а так же произведения русских классиков М.И. Глинки и А.П.Бородина. Для постановки нужны красочные костюмы, декорации, поэтому большую помощь оказывают наши сотрудники и, конечно, родители.

Все мюзиклы родители принимают с восторгом. Звучат слова благодарности. Они испытывают гордость за своих детей.

Ну и, конечно, для воплощения любой идеи нужно желание, необходимо просто жить этой идеей. Любить театр, искусство и своих маленьких артистов.

– Как сотрудничаете с Омской епархией?

– Мы сотрудничаем с Омской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в рамках регионального постоянно действующего семинара «духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС», – рассказывает Клавдия Николаевна Григорьева. – Обмениваемся опытом работы с коллегами по формированию духовно-нравственных качеств личности у воспитанников. Это позволяет нам работать в инновационном режиме, презентовать свою работу и сравнивать результаты наших достижений с достижениями других дошкольных образовательных учреждений. А самое главное, наши воспитанники, приобщаясь к духовной культуре, развиваются всесторонне.

«– Наблюдения показывают, что в мире телевидения, компьютеров и различных гаджетов дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу, – читаю на сайте Омской епархии http://omsk-eparhiya.ru/news/myuzikl-tserevna-lyagushka-ili-kak-nauchit-detej-dobrodelaniyu/. –Дошкольники становятся менее отзывчивыми к чувствам других, вырастает количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьёзные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.

У ребёнка с ранних лет развивается интерес к сказке, к театрализованной деятельности. Но часто родители оказывают недостаточное внимание к данной теме и, бывает так, что дети знакомятся с той или иной сказкой именно в дошкольном учреждении. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусств для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Театрализованная деятельность создаёт условия и является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. И самое главное, что сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, и радость.»

https://vk.com/album-95496989_252817407 – фоторепортаж


 


Вернуться назад