Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Жажда познания

Виктор Власов. Жажда познания


04.01.2019.

Удовольствие от познания истины – это как насыщение организма после голодания, доставляет радость жизни, восполняет энергию и возвращает желание общаться. Однотипная работа не может похвастать полноценностью, пусть вы часто общаетесь и обмениваетесь опытом в коллективе. Как минимум, необходимо регулярно менять вид деятельности и обстановку. Если я школьный учитель и мне нужна «разрядка» в виде смены обстановки – куда я должен отправиться? На курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО». Туда меня и отправила администрация БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». За что ей благодарен.

Учителя – это народ развивающийся постоянно. Для саморазвития педагог также ставит задачу. Дети меняются от поколения к поколению, учитель не может оставлять собственные знания на одном уровне. Не может своевременно обогащаться, черпая знания из книг, журналов, газет, интернета или обыкновенного общения – у него попросту не хватает времени. Школьники получают новую информацию, приходя домой, а педагог – лишь перед подготовкой к уроку или в свободное время. Учитель имеет мало времени для саморазвития – разве что в каникулы, в методический день или в отпуск. Поэтому курсы повышения квалификации – отличный повод для сбора интересных сведений и возможности для знакомств. Школьные учителя – чаще практики и аналитики, а специалисты «ИРООО» – больше теоретики, изобретатели, хотя и репетиторством занимаются частенько. Старшие преподаватели кафедры методики и преподавания иностранных языков – тому великолепное доказательство. Их желание просветить и поделиться – велико, словно количество выпадающих осадков в ливень.

Я давно знаком с преподавателями нашей родной кафедры в «ИРООО»: с Ириной Александровной Верниковской, Светланой Александровной Володьковой и Ларисой Викторовной Фадеевой. Они помогают постичь методику преподавания иностранного языка в школах и заняться практикой подзабытого – второго языка, который вводится с недавнего времени. Второй мой иностранный язык – немецкий, впрочем, не только мой. А ещё интеллектуальная «собственность» крупного числа прибывших на курсы учителей.

Приезжаю, значит, в «ИРООО» в третий раз на курсы – и в третий раз меня делают старостой группы. Знакомлюсь с учителями – они в основном из районов Омской области. «Дерёвня сиволапая», как поговаривал мой дедушка, пока, разумеется, был жив. Кормиловка, Калачинск, Большеречье, Нижнеомский район… куда я попал? Молодых маловато, в основном бабушки и вообще учителя сомнительной внешности. Неужели не нашлось учёных и творческих людей, как я, самых умных и красивых из города? Настроение делается препаршивым, когда никого не знаешь и не хочешь знать. Однако я вижу, как одна пожилая учительница достаёт томик Виктора Мари Гюго, и начинает читать неотрывно. Читает она и когда заходит в класс куратор Ирина Александровна Верниковская.

– Внимание на меня, пожалуйста! – как бы предупреждает строгий преподаватель Ирина Александровна. Ну как здесь продолжишь отвлекаться?

Знаете, дорогие мои, нельзя думать, что кто-то хуже вас. Вот, что кто-то лучше вас – это, что называется, пожалуйста. Поможет двигаться дальше и зарабатывать авторитет трудоспособностью. Приезжают педагоги из глухих селений Омской области да хоть из космоса прилетают – это не даёт вам повода и для глупых мыслей. Здорово учителя владеют немецким языком, несмотря на малую практику. Умственные способности всё-таки у всех отличаются.

– Вы говорите, что четыре года его изучали, Алла Петровна, в университете? – выясняю у пожилой и чуть растрёпанной с дороги женщины.

– Конечно, Виктор. Но я его повторяла вместе с коллегой по учительскому цеху. Практика она тем интересна, что можно практиковать в любое время. А что сидеть без дела? Лень – всему беда!

А ведь правда: достаточно практиковать хоть немного, как навык возвращается.

Понятно. Идём дальше.

Марат Кайратович – житель Кормиловки, там и преподаёт в малочисленной школе. Живёт в частном доме, имеет собаку, две кошки, корову, козу. У него двое детей и супруга. Родственники находятся рядом. Ещё в Казахстане их полно – недалеко от Астаны.

– По-немецки говорю неважно, но хочу вернуть утраченное, – объясняет парень искренно. – Словарь немецкого языка не брал в руки лет двадцать. Его покойная прабабушка подарила, вот подпись… – показывает он как-то стеснённо.

– А-а, привет! – протягиваю ему руку. Я начал говорить, а не поздоровался. Марат – человек невероятно щуплый и низкорослый.

Он жмёт мне руку сильно, что не соответствует его комплекции. У него тонкие и короткие пальцы. Он меньше меня габаритами и часто улыбается украдкой и неуверенно, как побаивается окружения.

– Ты ничем не занимался помимо чтения книг? – спрашиваю на всякий случай.

– Занимаюсь сейчас Каратэ-до, ещё чуть-чуть Тэнсин Сёдэн…

– Катори Синто-рю… – вдруг перебиваю его, радостный и вдохновлённый. – ты крут, слушай. У меня знакомый мастер ниндзюцу – парень продвинутый. Борис Штуров зовут.

– Слышал о нём, – кивает Марат оживлённо. – Рассказывал Дудай Толмас. Он пару раз приезжал к нам в Кормиловку с показательными выступлениями. Показывал фотографии, как с Борисом Штуровым ездил на Донбасс с миротворческой миссией.

Летом Марат занимается каратэ на заднем дворе. Там у него боксёрская груша и надувной бассейн. Зимой ходит в старенький спортивный зал, посещая определённую секцию.

– Ты скажи, Вить, – просит Марат. – Я читал книгу о единоборстве. Там поднимается вопрос о философии вида. Об этом часто говорят тибетские монахи. А у нас, куда не глянь, философия одна – результат ради денег. Будто не живут люди любимым делом, им бабки подавай и показывай зрелище.

Заниматься любимым делом можно в любом настроении. А вот как заниматься делом, которое вы не любите и при этом выдавливать из себя и других результат? Здесь уж никакая философия не поможет реализоваться – сплошное «нервовредительство»!

Мы составляем диалоги, выполняем задания на распечатанных листах, смеёмся, смотрим видео с помощью проектора в кабинете. Обсуждаем современные тенденции в образовании. Восстанавливаем знание второго языка.

На перемене после второй пары мы идём в столовую – в маленькую, как офисное помещение. Очередь туда начинается с вахты – ужас просто. Но здорово, что я взял термос, заварную картошку «Ролтон», копчёную колбасу, салат из помидоров и огурцов, вафли и кофе «3 в 1» несколько упаковок. На меня смотрят, завидуя.

Я показываю свои книги, написанные, изданные в разное время: роман о средневековой Японии о любви ниндзя «Красный лотос», его предыстория «Последний рассвет». Мои путевые заметки в США «По ту сторону неба», повесть «Белая и чёрная роза», несколько публикаций в журналах «Наша молодёжь» – многие педагоги реагируют непривычно. Они попросту не знают, как отвечать на подобную демонстрацию. Мы привыкаем к вещам определённым: к своему предмету, к выполнению должностных инструкций, к этапам урока и т.д, но никак не к увлечению коллег. Учителя вертят мои книги и журналы в руках, восторгаются, листают, просят почитать.

Прекрасно люди говорят на немецком языке, а ещё лучше вспоминают грамматику, которую вскоре соберутся преподавать в школе. «Рефреш» знаний преподаватели «ИРООО» делают отменный – без них уж никуда. Сдаём зачёты мы весело, получаем свидетельства, делимся наболевшем в последний раз. Многих я не увижу и они – не увидят меня. Их нет в социальных сетях, и они редко проверяют электронную почту. Зато мы останемся друг у друга в памяти – вот это главное! Я пользуюсь методической литературой из местной книжной лавки «ИРООО» и вспоминаю педагогов, их умные ответы. Школьные коллеги расспрашивают меня о полученном опыте и проведённом времени – всем без исключения отвечаю, что отлучился я на неделю не зря.


 


Вернуться назад