Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Я рисую для себя

Виктор Власов. Я рисую для себя


23.09.2019.

Проблема одарённости человека в том, что порой ему не хватает времени или внимания со стороны, чтобы реализоваться правильно. Выполняя некоторую работу лучше других и выделяясь этим, мы часто сталкиваемся с равнодушием окружающих. Представьте, сколько выявилось бы талантливых ребят, если бы их оценили по достоинству в школе, вовремя. Им дали бы возможность участвовать на выставках и заслуживать серьёзные призы. Карьера – это штука капризная, с ней нужно постоянно ладить и работать над собой усердно.

Одарённость замечается неожиданно: учитель заходит в класс и вдруг обнаруживает, что ребёнок красиво рисует, например, как это делает ученица девятого класса Екатерина Егорова. Рисует она замечательно карандашом, ручками, масляными красками.

– Рисованием я увлекалась ещё в малом возрасте, это меня на столько сильно затягивало, что я рисовала не только на листе, но и на обоях, и это шло до тех пор, пока меня не отдали на гимнастику, что продлилось не так долго, ведь я получила черепно-мозговую травму. Я думаю, что травма повлияла на мою судьбу художницы. После больницы я и записалась учиться в школу искусств № 9, учусь в ней до сих пор.

Скажу, что я бываю на литературном объединении, а также на совещаниях молодых писателей. Марина Александровна Безденежных, член Союза писателей России, рассказывает, что возможно травма и повлияла на её творческое становление в обществе. У многих людей так выходит, я слышал. Ничего в этом плохого. Да и может не в травме дело?! Разве после переноса удара меняется строение черепа или мозга в целом? Многие люди получили черепно-мозговую травму и не изменились внешне и внутренне. Думаю, дело в проснувшимся таланте. Вот лично я писать начал в старшей школе, сначала «тренировался» в 12-листовой тетрадке, а потом в офисной программе «Майкрософт Ворд». Я решаю для себя, что талант человеку передаётся на генетическом уровне или дарит Бог.

– Катюш, кто помогает тебе рисовать?

– Помогает мне учитель в художественной школе, а так я рисую сама по себе, вдохновляясь рисунками других художников. В семье никто у меня рисованием не занимается. Возможно, когда-нибудь и кто-нибудь увлекался, но до меня эта информация не доходила.

– Что ты хочешь показать миру?

– Мне хочется оставить в этом мире след. Это может быть простой домик, но он уже будет построен мной (ну или его чертёж).

– Хотелось бы участвовать на выставках художников?

– Конечно. Но я не задумываюсь о том, что нужно кому-то показать свои работы. Мне нравится, когда люди просто на них смотрят, улыбаются. Наверняка кому-то нравится.

– Поддерживают ли твоё творчество учителя?

– Я не знаю: не подходила и не спрашивала их об этом. Возможно, один из учителей оценивает мои работы. Вот как вы, Виктор Витальевич. Первый человек, который предложил сделать со мной интервью на эту тему!

– Что рисуешь больше всего?

– Большинство времени я рисую своих персонажей, комиксы с ними и просто рисую для души, на втором же месте стоят натюрморты, а следом – изучение человеческой анатомии, анатомии животных. Возможно, моя тема больше связанна с фэнтези.

Катерина Егорова – человек необычный. Примерная ученица, увлечённая девушка. Спокойная, милая, симпатичная. Общаться с ней удовольствие. К моему уроку она готова, никогда не спорит и выполняет задание по мере возможности. Скоро предложу ей проиллюстрировать свои прозаические короткие произведения, например, «Третий в команде», «Живой робот» или «Завтра взойдёт солнце». А потом, глядишь, попрошу сделать добрую карикатуру на учебный процесс. Опубликую в разных СМИ.

Главный отзыв о Катерине Егоровой я получаю от директора БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов»:

– Талантливый это человек, Виктор Витальевич, покладистый. И рисует она замечательно. Здорово знать, что в нашей школе учится такая интересная девятиклассница. Одарённых детей необходимо выявлять как можно чаще и потом работать с ними.

Кстати, а что значит «одарённый ребёнок» в школе? Выясняю у школьного психолога Софии Бариевны Акбировой.

– Одарённый ребёнок – который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Если опереться на данные интернета, некоторые известные психологи считают, что одарённые дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Среди современных концепций одарённости самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одарённых детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одарённость — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,

  • креативности,

  • включённость в задачу.

Хорошо ли быть одарённым ребёнком? Зная, что я пишу часто и много, никто меня в школе на задирал. Наблюдаю за Катериной Егоровой – к ней никто не лезет со словами, мол, снова рисуешь что-то.

Конечно, развитие творческого ребёнка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одарённости имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одарённость по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми. Однако рано проявившаяся одарённость в области искусств (музыкальная, художественная, актёрская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребёнок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности». Но это мнение субъективное.

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причём проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одарённости школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по-другому.

Особый вид одарённости – творческая . Вот мы вышли на финишную прямую вместе с Катериной Егоровой! Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одарённость — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Многие вещи мы совершаем, не задумываясь, в том числе и работаем творчески. Просто одни люди ценят наши успехи, а вторым – будто не до нас, у них своей работы полно насущной. Когда я вижу творческого человека, который к тому же показывает мне заметный результат, я желаю ему дальнейшего успеха. Пусть вас, творческие ребята, оценят достойно. Иначе, зачем вы творите? В стол?


 


Вернуться назад