Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Дети – как взрослые

Виктор Власов. Дети – как взрослые


13.01.2020.

Смотрю советские фильмы, где показаны дети-школьники и рассматриваю фотографии маминой и бабушкиной молодости. Достаёт армейский фотоальбом мой отец. Я с удивлением замечаю, что были раньше дети и студенты другие. Они выглядели старше и серьёзней. Не увлекались глупыми картинками и прочей ерундой. Зато сейчас доступ к инфантилизму разрешён в любой возрастной категории, деградировать можно с удовольствием. Никто не запретит.
Кого я замечаю в группах социальной сети с контентом, вызывающим сомнение? Чаще, конечно, пользователей с «фейковыми» страницами. По большей части это школьники и студенты, которым нечем заняться в данный период времени. Утром или вечером, например. Однако последнее время поток комментариев и прикреплённых картинок не прекращается и днём. Люди используют мобильный интернет постоянно. Находятся в мобильном приложении, чтобы поместить изображение модного персонажа или дать бессмысленный комментарий внутри картинки, а потом увидеть обратную связь. Общение в таких группах сводится обычно к минимализму – люди общаются «гифками» – движущимися картинками. Изумительно: целых слов иногда нет, в ходу сокращения, но каждый понимает, о чём речь. Только вот смысл общения забывается, стоит лишь покинуть группу.
Ладно, делать вам нечего и вы решаете потратить бесценное время потехи ради. А если вы взрослый человек и занимаетесь растратой эмоций, производством глупости в ущерб семье? Что о вас хорошего подумать? Вы расслабляетесь?
– Мне всё равно, ты откуда вообще взялся, бро? – за общением спрашивает у меня взрослый человек, в профиле «Вконтакте» у него указан возраст «43». У него много фотографий в альбоме «Семья», есть грамотное описание его настоящей работы, пристрастий, религиозные взгляды и составлен график мероприятий, которые он собирается посетить в ближайший месяц.
Наша беседа начинается с того, что пишу личное сообщение. Нахожу адекватного пользователя в группе с более чем «мутным» содержимым. Аватар у него – нормальная фотография, кстати.
– Зачем вы ругаетесь с «фейками» и состоите в группе подростков? – уточняю я вскоре.
– Весело тут повисеть, прикалываюсь, бро! – объясняет он почти сразу, охотно. – Достало всё! Нечем заняться.
Человек по имени Степан пишет без ошибок, быстро. Сообщает, что подал заявку в «паблик» давно. Что он делает в группе с «мемасиками» и «школотой»? Отводит душу, поливая грязью недовольных пользователей. Суть публичной страницы заключается в том, чтобы обсуждать картинки и фотографии, внутри которых «вклеены» надписи, взятые из популярных журналов или фильмов. То есть, подкидывает модератор картинку из нового фильма «Ведьмак», а внутри – соответствующая надпись, раскрывающая или не раскрывающая тему. Это художество может нравиться пользователям, а может нет. Начинается борьба мнений или ругань. Многие считают забавным этот «спор», вступают в него с удовольствием. Доходит до угроз в сети, но дальше слов обычно никто не заходит – пользователи живут в городах на приличном расстоянии.
Множество детей и молодёжи в целом осознаёт, что «пропадать» в социальной сети или где-то ещё в интернете можно, но в том случае если вы свободны от настоящих дел. Бытует отличная поговорка: «Сделал дело – гуляй смело». Нельзя сразу не поощрить тех детей, которые выбирают существенное занятие, а не просмотр «лайков» и комментариев в «Вконтакте» или в «Инстаграм». Я работаю в школе, я – учитель английского и немецкого языка, расскажу о своём опыте и детях, с которых, думаю, будет толк.
Не всегда урок проходит интересно. Каким бы квалифицированным и артистичным не был учитель, дети по-прежнему устают и настроение у них меняется независимо. Но я человек внимательный и когда вижу, что ученик сначала выполняет задание, а потом, скажем, пытается заниматься посторонними делами, то на это также обращаю внимание. Может, не сразу, не на уроке, а чуть позже, поговорив с ним по душам. Ученик должен чувствовать расположение учителя к тем, кто умеет относиться с уважением и с пониманием.
– Вон Толя сначала сделал задание, а потом очень тихо болтает с Никитой! – замечаю я с иронией.
– Ой, Виктор Витальевич, а как вы услышали, мы никому не мешаем? – спрашивают ребята удивлённо и почти в голос. Они сидят на последней парте и думают, что никто их не видит. Но жираф большой, ему видней…
– Я ведь не только учитель, но и специальный агент, разведчик, сканнер, супермен и так далее, правильно? – шутливо уточняю.
– То-очно! – протягивают они, им нравится подобная манера общения. Я их не ругаю – они различают это по тону голоса. Следовательно, я могу им предложить другое задание или сам переключиться на что-то.
Тихо бездельничать и не мешать окружающим, согласитесь, это в некоторой степени искусство. Не всегда в жизни вы строги и правильны, а окружающие нас люди не постоянно придирчивы и чересчур последовательны. Если взрослый человек выполнил план и знает, когда можно отдохнуть дополнительно, почему бы это не разрешить ребёнку? Дети – они порой как взрослые, тонко ощущают ваше настроение и точно понимают, когда можно расслабиться, а когда ни в коем случае нельзя.
Дети, которым я преподаю иностранный язык, иногда изумляют в приятном смысле. Они сами предложат помощь, и это не зависит от настроения. Учатся в нашей омской школе ребята, которым доставляет удовольствие помочь учителю. Девочки и мальчики (6-7 класс) предложат расставить парты, помыть-стереть с доски, старательно написать число и тему урока, полить цветы, принести журнал из другой группы, передать сообщение, охранять кресло учителя, чтобы никто не занял его даже в шутку на перемене. Это благородные дети, замечательные люди – я узнаю их по чертам и серьёзности на лице, они заметны по мимике и по движениям рук. При этом детям важна обратная связь – их помощь нельзя оставить без внимания.
– Алина, как красиво ты пишешь на доске! – хвалю я. Девочка действительно имеет восхитительный почерк.
– Давайте я вам, Виктор Витальевич, ключевые слова урока напишу?
– Конечно.
За перемену Алина примерно изобразит на доске и тему урока, используя мою методическую литературу. Во время работы-помощи она ни разу не взглянет в мобильный телефон.
– Виктор Витальевич, чем помочь? – спрашивают услужливые Анатолий и Никита.
Технический работник просит вернуть скамейки в исходное состояние, иначе не может прибраться в актовом зале.
– Ребята, поможете?
– Запросто!
Ребята-семиклассники радостно бегут и за десять минут вдвоём освобождают центр зала, расставляя лавки вдоль стен и по углам. При этом они не отвлекаются на посторонние дела, потому что знают: закончится перемена, начнётся урок.
Я пробую иной раз привлечь к помощи старшеклассников – получаю вежливый отказ, равнодушие. Ребята глядят в мобильный телефон и не поднимают головы, не реагируют. Они уверены, что играть и смотреть ролики на «Ютюбе» приятней и нужней, чем помогать учителям.
– Валерий Владимирович, – обращаюсь к директору нашей школы с углубленным изучением отдельных предметов. – Вы современный человек? Вы точно долго бываете на платформе просмотра видео-файлов «Ютюб»! Смотрите прохождение крутых игр, запоминаете «пасхалки», ищите новые трейлеры, «топовые» приколы и следите за творчеством популярных блоггеров!
– Нет, Виктор Витальевич, я потому и современный человек, что не роюсь на «Ютюбе», – он отвечает на полном серьёзе. – Если я как школьник буду постоянно смотреть развлекательный контент, то кто будет, простите, работать с документацией, выполнять обязанности директора школы? Покажите мне запись интересного урока на «Ютюбе», который разместил заслуженный учитель, например, вот это дело! Покажите мне проекты победителей разных образовательных конкурсов – я порадуюсь за этих людей, подумаю, как перенять их опыт.
Я думаю, что столь занятой человек, как Валерий Владимирович, не зарегистрирован на «Ютюбе». Как не бывает и в «Лайке», не смотрит «Тик Ток», бестолково не проводит время в других мобильных приложения, где нужно ставить «класс» и наблюдать за рейтингом оппонента. Что он комментирует тогда в основном? В каком разбирается контенте? Я вижу, что директор делает в школе с удовольствием! Посещает открытые уроки, раздаёт рекомендации учителям, контролирует определённую работу. Ещё он искренне рад за тех педагогов и детей, которые и вправду стараются. Несут благодарственные письма, дипломы и сертификаты для достойного портфолио. Эти награды размещены не в социальной сети, а при входе – в школьном фойе. Их много и это предмет общей гордости.
Давайте, милые, чаще жить реальной жизнью. Думать о насущном, а если и бывать в интернете, то не отвлекаться по пустякам. Биологическое время каждого человека бесценно, сознание не вечно.





 


Вернуться назад