Смотрю
советские фильмы, где показаны
дети-школьники и рассматриваю фотографии
маминой и бабушкиной молодости. Достаёт
армейский фотоальбом мой отец. Я с
удивлением замечаю, что были раньше
дети и студенты другие. Они выглядели
старше и серьёзней. Не увлекались глупыми
картинками и прочей ерундой. Зато сейчас
доступ к инфантилизму разрешён в любой
возрастной категории, деградировать
можно с удовольствием. Никто не запретит.
Кого
я замечаю в группах социальной сети с
контентом, вызывающим сомнение? Чаще,
конечно, пользователей с «фейковыми»
страницами. По большей части это школьники
и студенты, которым нечем заняться в
данный период времени. Утром или вечером,
например. Однако последнее время поток
комментариев и прикреплённых картинок
не прекращается и днём. Люди используют
мобильный интернет постоянно. Находятся
в мобильном приложении, чтобы поместить
изображение модного персонажа или дать
бессмысленный комментарий внутри
картинки, а потом увидеть обратную
связь. Общение в таких группах сводится
обычно к минимализму – люди общаются
«гифками» – движущимися картинками.
Изумительно: целых слов иногда нет, в
ходу сокращения, но каждый понимает, о
чём речь. Только вот смысл общения
забывается, стоит лишь покинуть группу.
Ладно,
делать вам нечего и вы решаете потратить
бесценное время потехи ради. А если вы
взрослый человек и занимаетесь растратой
эмоций, производством глупости в ущерб
семье? Что о вас хорошего подумать? Вы
расслабляетесь?
–
Мне
всё равно, ты откуда вообще взялся, бро?
– за общением спрашивает у меня взрослый
человек, в профиле «Вконтакте» у него
указан возраст «43». У него много фотографий
в альбоме «Семья», есть грамотное
описание его настоящей работы, пристрастий,
религиозные взгляды и составлен график
мероприятий, которые он собирается
посетить в ближайший месяц.
Наша
беседа начинается с того, что пишу личное
сообщение. Нахожу адекватного пользователя
в группе с более чем «мутным» содержимым.
Аватар у него – нормальная фотография,
кстати.
–
Зачем
вы ругаетесь с «фейками» и состоите в
группе подростков? – уточняю я вскоре.
–
Весело
тут повисеть, прикалываюсь, бро! –
объясняет он почти сразу, охотно. –
Достало всё! Нечем заняться.
Человек
по имени Степан пишет без ошибок, быстро.
Сообщает, что подал заявку в «паблик»
давно. Что он делает в группе с «мемасиками»
и «школотой»? Отводит душу, поливая
грязью недовольных пользователей. Суть
публичной страницы заключается в том,
чтобы обсуждать картинки и фотографии,
внутри которых «вклеены» надписи, взятые
из популярных журналов или фильмов. То
есть, подкидывает модератор картинку
из нового фильма «Ведьмак», а внутри –
соответствующая надпись, раскрывающая
или не раскрывающая тему. Это художество
может нравиться пользователям, а может
нет. Начинается борьба мнений или ругань.
Многие считают забавным этот «спор»,
вступают в него с удовольствием. Доходит
до угроз в сети, но дальше слов обычно
никто не заходит – пользователи живут
в городах на приличном расстоянии.
Множество
детей и молодёжи в целом осознаёт, что
«пропадать» в социальной сети или где-то
ещё в интернете можно, но в том случае
если вы свободны от настоящих дел. Бытует
отличная поговорка: «Сделал дело –
гуляй смело». Нельзя сразу не поощрить
тех детей, которые выбирают существенное
занятие, а не просмотр «лайков» и
комментариев в «Вконтакте» или в
«Инстаграм». Я работаю в школе, я –
учитель английского и немецкого языка,
расскажу о своём опыте и детях, с которых,
думаю, будет толк.
Не
всегда урок проходит интересно. Каким
бы квалифицированным и артистичным не
был учитель, дети по-прежнему устают и
настроение у них меняется независимо.
Но я человек внимательный и когда вижу,
что ученик сначала выполняет задание,
а потом, скажем, пытается заниматься
посторонними делами, то на это также
обращаю внимание. Может, не сразу, не на
уроке, а чуть позже, поговорив с ним по
душам. Ученик должен чувствовать
расположение учителя к тем, кто умеет
относиться с уважением и с пониманием.
–
Вон
Толя сначала сделал задание, а потом
очень тихо болтает с Никитой! – замечаю
я с иронией.
–
Ой,
Виктор Витальевич, а как вы услышали,
мы никому не мешаем? – спрашивают ребята
удивлённо и почти в голос. Они сидят на
последней парте и думают, что никто их
не видит. Но жираф большой, ему видней…
–
Я
ведь не только учитель, но и специальный
агент, разведчик, сканнер, супермен и
так далее, правильно? – шутливо уточняю.
–
То-очно!
– протягивают они, им нравится подобная
манера общения. Я их не ругаю – они
различают это по тону голоса. Следовательно,
я могу им предложить другое задание или
сам переключиться на что-то.
Тихо
бездельничать и не мешать окружающим,
согласитесь, это в некоторой степени
искусство. Не всегда в жизни вы строги
и правильны, а окружающие нас люди не
постоянно придирчивы и чересчур
последовательны. Если взрослый человек
выполнил план и знает, когда можно
отдохнуть дополнительно, почему бы это
не разрешить ребёнку? Дети – они порой
как взрослые, тонко ощущают ваше
настроение и точно понимают, когда можно
расслабиться, а когда ни в коем случае
нельзя.
Дети,
которым я преподаю иностранный язык,
иногда изумляют в приятном смысле. Они
сами предложат помощь, и это не зависит
от настроения. Учатся в нашей омской
школе ребята, которым доставляет
удовольствие помочь учителю. Девочки
и мальчики (6-7 класс) предложат расставить
парты, помыть-стереть с доски, старательно
написать число и тему урока, полить
цветы, принести журнал из другой группы,
передать сообщение, охранять кресло
учителя, чтобы никто не занял его даже
в шутку на перемене. Это благородные
дети, замечательные люди – я узнаю их
по чертам и серьёзности на лице, они
заметны по мимике и по движениям рук.
При этом детям важна обратная связь –
их помощь нельзя оставить без внимания.
–
Алина,
как красиво ты пишешь на доске! – хвалю
я. Девочка действительно имеет
восхитительный почерк.
–
Давайте
я вам, Виктор Витальевич, ключевые слова
урока напишу?
–
Конечно.
За
перемену Алина примерно изобразит на
доске и тему урока, используя мою
методическую литературу. Во время
работы-помощи она ни разу не взглянет
в мобильный телефон.
–
Виктор
Витальевич, чем помочь? – спрашивают
услужливые Анатолий и Никита.
Технический
работник просит вернуть скамейки в
исходное состояние, иначе не может
прибраться в актовом зале.
–
Ребята,
поможете?
–
Запросто!
Ребята-семиклассники
радостно бегут и за десять минут вдвоём
освобождают центр зала, расставляя
лавки вдоль стен и по углам. При этом
они не отвлекаются на посторонние дела,
потому что знают: закончится перемена,
начнётся урок.
Я
пробую иной раз привлечь к помощи
старшеклассников – получаю вежливый
отказ, равнодушие. Ребята глядят в
мобильный телефон и не поднимают головы,
не реагируют. Они уверены, что играть и
смотреть ролики на «Ютюбе» приятней и
нужней, чем помогать учителям.
–
Валерий
Владимирович, – обращаюсь к директору
нашей школы с углубленным изучением
отдельных предметов. – Вы современный
человек? Вы точно долго бываете на
платформе просмотра видео-файлов «Ютюб»!
Смотрите прохождение крутых игр,
запоминаете «пасхалки», ищите новые
трейлеры, «топовые» приколы и следите
за творчеством популярных блоггеров!
–
Нет,
Виктор Витальевич, я потому и современный
человек, что не роюсь на «Ютюбе», – он
отвечает на полном серьёзе. – Если я
как школьник буду постоянно смотреть
развлекательный контент, то кто будет,
простите, работать с документацией,
выполнять обязанности директора школы?
Покажите мне запись интересного урока
на «Ютюбе», который разместил заслуженный
учитель, например, вот это дело! Покажите
мне проекты победителей разных
образовательных конкурсов – я порадуюсь
за этих людей, подумаю, как перенять их
опыт.
Я
думаю, что столь занятой человек, как
Валерий Владимирович, не зарегистрирован
на «Ютюбе». Как не бывает и в «Лайке»,
не смотрит «Тик Ток», бестолково не
проводит время в других мобильных
приложения, где нужно ставить «класс»
и наблюдать за рейтингом оппонента. Что
он комментирует тогда в основном? В
каком разбирается контенте? Я вижу, что
директор делает в школе с удовольствием!
Посещает открытые уроки, раздаёт
рекомендации учителям, контролирует
определённую работу. Ещё он искренне
рад за тех педагогов и детей, которые и
вправду стараются. Несут благодарственные
письма, дипломы и сертификаты для
достойного портфолио. Эти награды
размещены не в социальной сети, а при
входе – в школьном фойе. Их много и это
предмет общей гордости.
Давайте,
милые, чаще жить реальной жизнью. Думать
о насущном, а если и бывать в интернете,
то не отвлекаться по пустякам. Биологическое
время каждого человека бесценно, сознание
не вечно.
Вернуться назад
|