Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Типичный день в школе

Виктор Власов. Типичный день в школе


24.02.2020.

Тренировка – та же работа. Как аппетит и строительство. Желание приходит во время интенсивного процесса. Работать и тренироваться, как смотреть интересный сериал или читать оригинальный сюжет, иногда хочется больше. Отчего зависит желание тренироваться или работать? От поглощающей атмосферы, от радушия коллектива, от общих результатов. Если однажды у вас не получилось достигнуть определённого эффекта, не значит, что вы не достигните желаемого, стараясь регулярно. Москва не сразу строилась, качественное произведение пишется долго, и любая работа направлена на получение плодов разного толка.

Научить чему-то крупному, например, овладению иностранным языкам – мучительно, как взобраться на высокую гору. Стараешься изо всех сил, почти пляшешь на уроке. И порой не каждому интересно ваше подготовленное выступление. Типичный день в школе превращается вовсе не в типичное событие для образования. Есть группа «Вконтакте» – «Типичный Омск», называется, а новости часто публикуют в ней из ряда вон: кого застрелили дома, ограбили, кто потерялся по дороге из магазина или где продают червивую колбасу, например. Также в школе один день не похож на другой – настроение у детей ведь разное, быстро меняется, как нрав. И педагоги иногда сами не свои, допоздна смотрят новые кинокартины и слушают современную музыку. Звёзды, в общем, подводят, светила сходится по схеме.

Ворчит учитель, бормочет, сидя за компьютером в программе «Дневник.ру», рассказывает словно сам себе, кто опоздал сегодня из учеников или что бестолковое выкрикнул. Заходишь незаметно и слушаешь, вспоминаешь, что вчера всё было замечательно, и дети отвечали, готовые хоть к Всероссийской проверочной работе (ВПР).

Вчера детям нравился клип Ольги Бузовой, а сегодня – эксперимент учителя физики. Завтра – возможно на ваш урок придёт заместитель директора по учебной деятельности и вам придётся удивить, что называется ваших и наших. Ещё могут в будущем попроситься на урок активные родители – обычно это люди невероятно грамотные и находчивые. Раз на раз не приходится, но стараний никто не отменяет. Заслуженный учитель РФ Виталий Алексеевич Воронков говорит:

– Чем сложнее или громче ситуация, тем спокойнее вам нужно быть. Шум и паника делу не помогут в любом случае. Терпение и труд – это главное в школе и по жизни. Методика и система – приложатся с опытом и работой над собой.

У меня «окно» – это когда урока нет между сменами или между другими уроками, если учитель заболел или по расписанию не проходит. Спускаюсь в мастерскую к учителю технологии Александру Александровичу Дудкину – он громогласен, как певец Николай Басков, голос трудовика иногда слышен в коридоре перед мастерской. Дети сосредоточено выпиливают поделки на уроке или внимательно записывают конспект, используя учебник или знания диктора Сан Саныча.

– Саныч, всегда дети учатся примерно? – выясняю.

– Нет, Виктор Витальевич, иногда балуются, – разводит руками Саныч. – А в мастерской баловаться особенно нельзя. Здесь верстаки, инструменты острые. Поэтому я их баловство пресекаю на корню. Как строго посмотрю, повышу голос, или сделаю замечания хитро – зависит от настроения, сам знаешь.

По соседству с мастерской Саныча расположен кабинет-мастерская Антона Николаевича Лопаева – педагога дополнительного образования. Он ведёт кружки моделирования. Моделирует вместе с детьми технику, конструирует роботов, самолёты, оружие.

– Детей надо лучше мотивировать, сэнсэй Виктор, объяснить им, что если не мы сейчас соберём ракету, то завтра в космос снова улетят другие, – рассказывает Антон Николаевич с душой. – Китайцы, например, нас опередят или американцы. А так мы с ребятами смастерим сначала деревянный самолёт, потом усилим его пластмассой, трубками внутреннего впрыска, затем моторчик присобачим. Он будет у нас радиоуправляемым! Кружков авиа-моделирования в Ленинском округе не много, как и молодёжных казачьих кружков в принципе в городе.

Сан Саныч, как называют товарищи, потом Антон Николаевич – оба мастера «золотые руки». Один, техник и инженер, поможет собрать самолёт, второй, конструктор и политик, – его запустить. В мастерской я вижу огромный самолёт, запакованный в полиэтилен. Педагоги-трудовики берегут «воздушный транспорт» на случай катастрофы. Вдруг завтра война и какая-нибудь нерадивая нация скинет на школу серьёзное взрывное устройство, а так «братки» залезут в «оборудование» и эвакуируют множество детей. А если серьёзно, то педагоги конструируют самолёты на выставку и на бои самолётов – захватывающее зрелище. Участие в конкурсах поощряется администрацией школы.

Поднимаюсь в кабинет начальной школы к Людмиле Анатольевне Сергеевой, педагогу со стажем в пятьдесят три года. Людмила Анатольевна – действующий учитель, который имеет два классных руководства и находится в хорошем настроении. В свои семьдесят лет этот учитель широко улыбается и никогда не жалуется.

– В чём ваш секрет работы педагога, Людмила Анатольевна?

– В отношении к детям и к работе, – отвечает она охотно. – С каким настроением вы приходите к ним, как подготовлены, так и дети к вам будут расположены. Благостный взаимообмен ещё идёт на подсознательном уровне – я читала это у известных педагогов-классиков, знаю по себе.

– А когда урок или дисциплина срываются, когда дело идёт не по плану?

– Тогда и вам нужно перестроиться мгновенно, понять, что происходит и решить проблему. Паниковать не следует в любом случае.

На втором этаже нашей школы есть молодёжный казачий кружок, который относительно недавно перерос в региональную молодёжную казачью организацию. «Дружина Ермака». Руководит группой педагог дополнительного образования Елена Викторовна Шаршина, а помогают ей также смышлёные педагоги ДО: Ольга Огнева и Александр Сергеев. В качестве помощника выступает атаман и учащийся девятого класса Евгений Иконников. Шашками эти люди размахивают умело, организовывают военно-патриотические мероприятия, проводят полезные акции, приглашают обучающихся из других школ на двухдневные форумы с квестами.

Что же мне до всего этого, как учителю-обозревателю? Я лелею мечту создать в будущем кружок журналистики, где стану учить ребят подавать новости и сообщения так, чтобы читателям было интересно с первых предложений. Думаю, мне поможет в этом заместитель директора Светлана Степановна Янченко – вместе со старшеклассниками она издаёт газету «Школьные новости», где рассказывает аудитории о достижениях одноклассников, приводя результаты олимпиад и печатая другую интересную информацию.

– Светлана Степановна, давайте пригласим на мероприятие поэтов и писателей, пусть почитают для детей! – предлагаю.

– Конечно, Виктор Витальевич, – соглашается она. Светлана Степановна рада познакомить детей с творчеством современных омских авторов, которые печатаются в литературных альманах и коллективных сборниках.

– Пригласим Ирину Николаевну Горелову и её литературное объединение, выпускающее литературный альманах «Переливы»!

Надо напомнить, что именно со школы пробуждается интерес к деятельности, творческой или научной. Светлые эмоции лично я помню со школьной скамьи, где обрести желаемое помогает коллектив учителей и одноклассники. Занятия в кружках, интерес к любой другой деятельности – я помню, что на меня повлияли учителя. Литературный кружок «Вдохновение», который я посещал в школе, открыт до сих пор, ведёт его тот же самый учитель русского языка и литературы, которая по совету известного тогда в Омске писателя, члена СПР, продолжает приглашать новых участников, старается их знакомить с творчеством не только классиков, но и современников. Прокручивает детям старые документальные хроники о писателях-величинах – настоящих воспитателях душ.

Я собираюсь на работу в школу, меня не мучает вопрос: почему так холодно и так рано. Конечно, собираться на работу утром иногда приходится без удовольствия. Не всегда просыпаться в 6:40 очень приятно. Но когда я представляю глаза детей, которым я здорово преподнесу новый материал, то на душе становится ярче, а выход из дома легче. Я думаю о светлых вещах и вечном благодарном времени, что никогда не останется без внимания. Я точно работаю не зря и мои коллеги тоже.


 


Вернуться назад