Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Виктор Власов. Читать, думать, жить

Виктор Власов. Читать, думать, жить


11.06.2020.

Человека необходимо приучать к чтению с детства, демонстрируя ценность книги в детском саду – об этом говорят известные специалисты в области педагогики и психологии, писатели и священнослужители. Если в детском саду ребёнок не слушает увлекательных рассказов из красочных изданий, не олицетворяет себя с положительным героем, то ассоциаций светлых литературных образов у него рождается намного меньше. Слабо помогает развить мышление лишь просмотр советских мультфильмов – ребёнок не использует фантазию. Благо, когда родители и воспитатели заинтересованы в развитии чада. Помогают детям приобщиться к миру прекрасного участие в творческих мероприятиях. Недаром специалист Омской епархии дошкольного сектора Светлана Петровна Баранцева закладывает мастер-классы в детских садах, а руководитель образовательного сектора протоиерей Димитрий Олихов собирает конференции, обсуждая работу на этом уровне.

Переходя от общего к частному, отмечу, что детский сад – это сильный стимулирующий центр развития личности. Эмоции, полученные в пёстром детском коллективе, словно найденный своевременно клад, влияет на становлении личности, на особенности развития и качества человека по жизни. Лично я помню доброе лицо воспитателя Галины Викторовны в детском саду и лучшие впечатления этого общения. Теперь руководствуясь когда-то полученными чувствами, я частенько призываю их на помощь при создании рассказа о детстве и очерков о воспитателях. Детство, как неиссякаемый источник внутренней энергии для свершения благого поступка. Собирая нас полукругом, Галина Викторовна надевала очки, открывала большую, яркую книгу и выразительно читала-рассказывала, мельком поглядывая на нас. Было интересно – я попадал как будто в другое измерение, и не хотелось уходить. Открывался простор для воображения.

Не все детские сады являются базовыми площадками Омской епархии Русской Православной Церкви по проведению соответствующего опыта, однако и не все дошкольные учреждения могут показать содержательное мероприятие на данную тему. Имеет значение состав педагогов-воспитателей, их квалификационная категория и принятое направление в группах развития.

Мы хотим детям того, что не доставало нам. Наблюдая теперешнюю работу педагогов в детских садах, я отмечаю возможности, которых не имелось у нас – большой телевизор в группе, огромное количество самых разнообразных конкурсов. Но любые технологические новшества всё равно не считаются с душевным общением людей, которые соберут детей и увлекут их книгой, красивой, крупной и осязаемой.

В моей семье ежедневная кропотливая работа по воспитанию детей лежит на плечах супруги. Я большую часть времени нахожусь на работе. Возвращаясь вечером, наблюдаю следующую картину: на диване сидят рядочком мои малыши, а в руках моей Лены Православный букварь. Она чётко и внятно читает, а детки сидят и слушают. Это религиозное издание для семейного чтения – по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Почаевского, наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры. Использованные стихотворения и рассказы в этой цветной иллюстрированной книге принадлежат А. Пушкину, Е. Саниной, Т. Дашкевич, Е. Михаленко, Н. Никифоровой-Волгиной, Н. Самсоновой, В. Овсеевой, Н. Карташовой, А. Потаповой, В. Сухомлинского. Набор и вёрстку сделал диакон Сергий Травский. Год выпуска 2015.

Большая в прямом и переносном смысле книга открывается празднованием Успения Божией Матери, Крёстным ходом на праздник Успения Богородицы, показана плащаница Божией Матери. На глянцевых страницах Православного букваря иконы святых Русской Православной Церкви, красочные иллюстрации, посвящённые истории Руси и Почаевской обители. Содержание рассказов и стихов имеет глубокий нравственный смысл – показывает насколько важно сострадание к ближнему и помощь нуждающемуся, какие беды несут грехи и как дух и веру закалить молитвой с раннего возраста. Не без помощи родителей чадо постигает азы православия – движется от простого к сложному, прочитывая страницу за страницей, как в воскресной школе, например. Предельно лёгкие рифмовки и связанные понятийной нагрузкой слова помогают успешно запомнить церковную утварь, одежду священнослужителя, атрибутику православных праздников, библейские реалии. Издание познакомит ребёнка с положительными примерами из жизни покорных сверстников, преданных Руси богатырей, самоотверженных матерей, мудрых старцев, добрых одушевлённых предметов. В примитивном и коротком изложении проводится параллель между учёным, имеющим степени-звания и православным священнослужителем, сводящим любые знания-заслуги человечества к вере в Бога.

Я нахожу оригинальной форму подачи материала в Православном букваре. Православное христианство и вера в Бога здесь представлены доступно и занимательно. Открывая этот букварь с ребёнком, я читаю вместе с ним по слогам: «Ми-ло-сер-ди-е», «Ми-лос-ты-ня», «Му-че-ник», «Мы-тар-ства». «Ли-тур-ги-я», «Лав-ра», «Лам-па-да», «Леп-та», «Ла-ни-ты», «Ла-дан», «Лю-бовь».

«В ней – са-мих Не-бес ша-ги

И бла-го-дат-ный Бож-жий свет.

Знай: важ-не-е Ли-тур-ги-и

Ни-че-го на све-те нет!»

Как важны в жизни подрастающего человека терпение, тишина, порядок, истина. В рубриках Православного букваря «Умею читать» и «Выучу наизусть» – стихотворная рекомендация к спокойной и размеренной жизни:

«Вот иконочка свята –

Богоматери Христа.

Взгляд и чистый,

и прямой –

Нет, не страшно быть одной:

Богородица со мной.»

Маленький человек находит ответы на самые разные вопросы: к чему приводит поклонение идолам, почему надо уважать старших, слушаться родителей и т.д.? Зачем необходимо носить нательный крестик, регулярно молиться, исповедоваться, причащаться, чтить мать и отца своего. И всё это чтобы сохранить душу, милые мои, как обращается к прихожанам знакомый священник отец Вячеслав – из храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», неподалёку от школы, где я преподаю. Чаще внимание детей необходимо обращать вопросам души в человеке. Тому, что нельзя увидеть, но можно почувствовать. Ведь тело – не обыкновенная оболочка, которую можно сменить, как демонстрируется в новых фантастических фильмах и сериалах, типа «Призрака в доспехах», «Элизиума: рай не на Земле» или топового сериала «Видоизменённый углерод», где один и тот же человек, переведя себя в цифру, запросто переносится в разные тела, сохраняя или уничтожая прежнюю память. Да и нравственно, дети меньше будут принимать участие в травле любого рода, если им чаще напоминать о том, что душа – дар Бога человеку и зло эфемерно – возвращается бумерангом, в другом виде, в другое время. Как наставляет на занятиях воскресной школы педагог Наталья Викторовна Курьякова, намного легче призвать на помощь «Христианское прощение », нежели мстить и сделаться «личинкой» для роста гордыни и прочих грехов, способствующих разрушению души.

«Удивительное дело!

Узнаю, едва дыша:

Есть у нас не только тело:

Есть – бессмертная душа.»

Рождаются вопросы в голове ребёнка, когда он читает простенькие рассказы о неодушевлённых предметах, представленных в качестве живых, с душой и телом. «Пылинка и капелька», «Море и лес», «Дождик-путешественник» и т.д.

После прочтения рассказа «Пылинка и капелька» мой пятилетний сын, воспитываемый на современных мультяшках, быстро ответил, что между каплей и пылинкой, скорее всего, будет ничья, потому что планета Земля состоит из «твёрдой пыли» и «воды». Затем после «Дождика-путешественника» Саша решает чаще ходить с бабушкой на дачу и поливать рассаду – от чистого сердца, чтобы растениям жилось в мягкой земле лучше. Ему интересно, откуда берутся ангелы и как их найти, зачем благодать и где её источник, почему православный батюшка, имеющий образование в Духовной семинарии, мудрее учёного, имеющего множество светских образований и степеней. Скажем: учёные до сих пор не знают, кто сотворил человека, а православный священнослужитель ответит без раздумий.

Поскольку выпущен Православный букварь Свято-Успенской Почаевской Лаврой, то дети узнают о братьях и сестрах, живущих дальше их родного города. Узнают о самой Святой Обители. А построена Лавра на большой каменистой горе в Почаеве (Тернопольская область). Издалека сияют на солнце её купола. Всех, кто посещает эту святую гору, удивляет она своей возвышенностью и красотою. Лавра славится на весь мир своими святынями: Почаевскою и Киево-Братскою чудотворными иконами Божией Матери, отпечатком правой Стопы Божией Матери, который Она оставила на камне в 1240 году, славится Лавра мощами преподобных Иова и Амфилохия.

Матерь Божия покрывает святым Своим омофором всех, кто приходит помолиться в эту святую обитель; утешает, помогает во всех жизненных скорбях и невзгодах.

Эх, так и рвётся душа к святым местам, да не пускает политика…

Давайте подумаем, милые, если в детстве нам сознательно покажут и расскажут о доброте, раскрывающейся в мире через людей и вещи, будем ли мы думать, как взрастить зло? Или чураться помощи ближнему? Будем ли мы думать, что детство – не источник благого и светлого, а лишь этап в жизни живущего и увядающего человека?

Также называется рассказ в Православном букваре.


 


Вернуться назад