(посвящается учителю, ставшему директором школы)
Учитель
– существительное мужского рода, но
так повелось в нашем образовании, что
на 80-95% педагогические коллективы сплошь
из представительниц прекрасного пола.
Плохо это или хорошо, не мне судить, но
гендерного подхода к педагогике у нас,
слава Богу, нет, именно поэтому берут
милые дамы на свои хрупкие плечи трудности
образования и воспитания молодого
поколения и «тащат» не ропща. Не
удивительно, что любой женский коллектив
(как и мужской) имеет свои психологические
моменты общения и часто является клубком
недомолвок и пересуды.
Учителю-мужчине
в дамском коллективе сложно: рискуешь
приобрести чисто женские черты и
привычки.
Как
не хватает мужчин в школе! Беседу с
трудным подростком по-иному построил
бы мужчина-педагог. Он помнит себя в
юном возрасте, по-мужски понимает
подростка и посоветует, как этого не
сделает педагог женского пола. Речь не
идёт о грубом слове, затрещинах и смачных
выражениях, такого, пожалуй, давно нет
в нашей школе. А если грубость и отпустят
милые учительницы – это от бессилия и
усталости, от отсутствия поддержки и
понимания со стороны родителей и дерзости
юного дарования, коими себя считают
практически все подростки. Надеюсь,
большинство читателей знает о непосильном
объёме работы учителя? Вот-вот…
Тем
любопытнее мне наблюдать за
мужчинами-педагогами. Вот один из них.
Этот
человек несгибаем – мудр и целенаправлен,
про таких говорят: он в одной поре. Верит
в лучшее будущее для вас и для себя. Не
сломит его ни информационный фон, ни
тенденция 21 века в мире – безразличие
к успехам товарища и соседа. Справляется
он с любыми преградами по-философски –
верно и неторопливо, как православный
старец, о которых написано много
незаурядного в книгах, продающихся в
соответствующих храмах. Трудности
закаляют в нём призвание педагога, а
проблемам он бросает вызов в облике
светлого героя-рыцаря Артаса из популярной
видеоигры «War Craft»
или волшебника Гэндальфа – из
кинофильма-эпопеи «Властелин колец»,
по роману английского писателя фэнтези
Дж. Толкина.
Он
чувствует вас как родных детей. Как
классный руководитель, дома проводит
много времени – работая с тетрадями и
журналами, не смотря на большой опыт,
долго готовится к урокам. Зная свой
предмет на «отлично», он не просто читает
вам курс, но и чувствует обязанность
подать ученикам пример как личность.
Он запрещает себе «болеть». Никогда не
позволит своим ученикам увидеть себя
с пивом или сигаретой! Ведь он – учитель,
на виду. Макаренко и Сухомлинский – вот
пример, вот вдохновение ему. Таких, как
он, ученики запоминают на всю жизнь и
пересказывают детям, каким был их
учитель.
Дорогой
читатель, это не мои фантазии, а реальность!
Почему
у меня возникла потребность рассказать
о таком человеке? Об учителях нужно
говорить в наше время вдвойне, втройне
интенсивнее – в хитрый, безжалостный
век информационного засилья. О педагогах
с большой буквы мы не слышим, а надо
говорить! Везде, где только можно. В СМИ
раскрывать их заслуги и делать это с
мощностью полёта-удара метеорита.
Делиться не о том, какая красавица-учительница
сфотографировалась в купальнике. А
рассказывать о лучших представителях
нашей педагогической профессии. Молодые
коллеги, пожалуй, только из рассказов
более взрослых учителей (тех, кто трудился
в 60-ых, начале 70-ых годов) знают о великом
непререкаемом авторитете учителя.
Просится сравнение – учитель тогда
был, как столичный литературный журнал
– кладезем культуры, искусства,
воспитания, врачевателем души.
Вернёмся
к моему герою.
Александр
Васильевич педагог и не важно, что
преподаёт, если рассматривать во
вселенском масштабе. На его месте может
быть кто угодно в наше время. Но живёт
учитель технологии Василич, как сокращённо
зовут коллеги, буквально в школе, это
известно без преувеличения. Во-первых,
он прописан в области и возвращаться
туда неудобно каждый раз, дороговато,
а во-вторых, директор устроил его ночным
сторожем, ценит работника. Не меряно
часов у педагога-Васильевича, имеет
«старик» неплохую заработную плату. В
городе есть, где остановиться на время.
А супруга Васильевича? Ушла от него или
он ушёл от неё – со временем ведь
забывается?.. Дети живут за границей:
младшая дочь в Англии, старшая – в
Германии, обе вышли замуж за иностранцев.
Дочери не забывают отца, общаются с ним
регулярно в социальной сети и по телефону.
Отец прекрасно осведомлён об их новостях.
Но перебраться к ним у Василича мысли
не было.
–
Почему
остаёшься в России, мужик? – хочется
крикнуть во всё горло в актовом зале,
например. Ведь живут за границей некоторые
наши соотечественники: детки звёзд
российской эстрады и политиков, прочих
богатых людей, наконец.
–
Кто
будет поднимать Отечество с колен?
Этот
ответ сбивает с ног не одного меня. Вот
это да! Достойный и честный ответ
настоящего учителя-мужчины. Надо и мне,
молодому учителю, взять его на вооружение!
А то слежу частенько за Голливудом,
каналом «Netflix»
и «BBC»,
представляете?
Печалит
Василича проблема отсутствия молодёжи
в педколлективах. Похоже, это печалит
учительскую общественность, но не
чиновников. Они образование получили,
их дети и внуки тоже отучились в элитных
школах, а затем продолжили учиться за
рубежом. А кто научит будущих Ломоносовых,
Ландау и Королёвых?
Четыре
опоры, которые усилят российское
образование: уровень
зарплаты, повышение авторитета педагога,
уровень подготовки студентов и
значительное сокращение документального
вала,
который «гасит» учительскую инициативу.
Кто-то
скажет, рассердившись: «Снова пустили
про деньги!». Но, во-первых, их никто не
отменял, и кушать хочется всегда. А,
во-вторых, нормально питаться, одеваться,
содержать себя и семью – разве это
возможно, если ты работаешь на одну
ставку? Анекдоты слышали?.. Конечно,
уровень зарплаты – в приоритете.
Юный
абитуриент идёт в педуниверситет с
полным убеждением, что в школу-то я точно
не пойду работать, отсюда и отношение
к учёбе. Отучусь, а там посмотрим. С
дипломом о высшем образовании устроюсь
везде. К слову сказать, выпускники
педагогических колледжей ориентированы
несколько иначе. Они, как правило, идут
трудиться по специальности. Но это к
слову пришлось. Об этом и другом
душеполезно беседовать с Александром
Васильевичем.
Работает
в школе Александр Васильевич давно,
авторитет имеет достаточный, отмечают
«сочувствующие», что трудяга он отменный.
Я ни разу не видел, чтобы он без дела
ходил по школе, как единицы коллектива.
Его
мастерская наполнена массой интересных
вещиц: поделок, приспособ, деревяшек,
полезных железок и прочих, по мнению
хозяина, нужных предметов. Ведёт Александр
Васильевич кружок по авиа и судомоделированию,
а в этом деле всякая мелочь пригодится.
В
одной «породе» Александр Васильевич –
в гранитной. Как человек с геномом «X»,
он превращается в камень – до уроков и
после, на ночном дежурстве. Не «размазать»
его сплетнями и неожиданной проверкой.
Он улыбается, если вы заслуживаете. Он
незыблемо-спокоен, прямолинеен и холоден,
не ссутулится и не жалуется, как памятник.
Обтёсан временем и ветром, как каменный
утёс. Не гнётся и не тупится, как длинные
шипы-лезвия Габриэля «Росомахи» Логана
– из секретного правительственного
сплава «адамантина».
На
кого похож мой герой? На бравурного
персонажа комиксов «Marvel»
или на вертлявого хипстера из анимэ?
Нет, конечно. И на богатыря Илью Муромца
не похож – худощав и без доспехов.
Смахивает учитель на усатого подтянутого
казака после пятидесяти – таких уверенных
людей я видел в тяжёлой красивой
энциклопедии «Изобразительного искусства
18 века». Он без папахи, в серо-коричневом
халате и брюках. Что в нём особенного?
Одевается непримечательно, разговаривает
не на сленге, машина у него – отечественный
автопром (Жигули), кушает не гамбургеры
и чипсы, а хлеб со сливочным маслом и
варёной колбасой, запивая чаем с лимоном
или малиновым морсом. Этот не молодой,
не модный, почему я должен о нём говорить,
тем более ставить в пример? Да он с
компьютером-то обращается, когда молодой
напарник рядом. В интернет, понятное
дело, заходить не то стесняется, не то
боится. Он обыкновенный работящий
человек, от него эмоций не дождёшься.
Бывает, сидишь с ним – молчит, как
запрограммированный робот, смотрит в
стол, подпирая подбородок ладонью, будто
вспоминает что-то или раздумывает о
чём-то. Разговорить его абы про что –
не получается. Другое дело, если коснёшься
за живое – за работу и человеческие
отношения. Меняется скучный до трещин
и ржавчины человечище.
Александр
Васильевич – мужик без лишнего веса.
«Покорённый» жизнью. Смуглый, со стальной
сединой на висках, с гусарскими
волнообразными усами. Ухоженный и
свежий, молодцеватый, как ядрёный огурец
из банки, но пахнущий не солёным рассолом,
а тройным одеколоном. Невысокий он,
Василич, без живота, не хилый и чаще
молчаливый и спокойный, чем весёлый или
грустный. У него жилистые, сильные
руки-«щенки», быстрые, крючковатые
пальцы-«змейки». Наблюдая, не сразу и
уловишь, как это он взял одно изделие,
а затем вырезал-склеил-сколотил-смастерил
второе. Он, верно, волшебством обладает?
В учительской, не завучи, а педагоги-коллеги
считают его чернокнижником, кудесником,
свободным джином.
Идёт
Александр Васильевич по школьному
коридору – прямо и не останавливаясь.
Настолько он чётко двигает руками и
ногами, что просто грех попасться на
пути или окликнуть, пусть и по делу. Как
робот двигается, клянусь, «Жидкий метал»,
стройный и резкий, как Роберт Патрик в
молодости. Щёки у него в морщинках, но
черты лица не дрогнут, а глаза ясные
изумрудно-серые на свету меняющиеся.
Музыкально
шагает Василич, постукивая каблуком
подошвы о деревянный пол, незримо создаёт
вокруг себя не пробиваемую и прозрачную
защиту. Он, как брат-близнец Чарльза
Ксавьера, только с волосами. Толкающиеся
и орущие пятиклассники, которые никого
и себя тоже не замечают, не наталкиваются
на него удивительным и скорее всего
психокинетическим способом. Многим бы
его норов и внимание, терпение и
железно-невозмутимое выражение лица,
когда что-то происходит из разряда «баба
бабе сказала». Многим бы его атомную
сдержанность, когда родители-хабалки
выясняют отношение в показанной манере,
при детях и при коллегах.
Наблюдал
я такую ситуацию: в школе появились
злобные родители, орущие как пятиклассники,
дёргающиеся, как подростки при гормональном
выбросе, извивающиеся как аскариды,
супер нервные. В чем причина их
расторможенности? Почему? Два «кровиночки»
из класса Александра Васильевича
подрались. Виноват классный руководитель,
конечно, не уследил. Картина маслом, как
выражается известный писатель и тоже
учитель Дмитрий Львович Быков. Любопытные
коллеги наблюдают, чем завершится этот
«поединок»? Александр Васильевич
закрывает дверь кабинета при мастерской,
а там, похоже, взрывается не одна бомба,
а несколько. И все – атомные. Я представляю
«обзор» на ситуацию: родители кричат,
машут руками, выясняют, кто из детей
начал первым, сейчас подерутся сами, а
их «виновники торжества», впиваются
ногами в пол, присмирев. Теперь должен
состояться бой между взрослыми, ага? Но
нет, классный руководитель Василич
произносит одно или два слова. Потихоньку
наступает тишина. Выходят первыми
родители, потом дети. Те и другие молчат,
мирно беседуют, никто и не дрался,
обошлось. Нет синяков ни на ком! Как это
он так сумел? Талант и авторитет педагога!
Происходит
брожение в коллективе. Часть педколлектива
не довольна уровнем зарплаты, конечно,
виновата администрация.
В качестве
третейского судьи приглашены представители
разных инстанций, коллектив взбудоражен.
Общее собрание коллектива. Сначала
гробовая тишина между учителями и
гостями. Потом начинаются обвинения,
причём, забывают про администрацию и
зарплату – учителя ругаются друг с
другом, вспоминают прошлые обиды.
Александра Васильевича спрашивают
последним, как самого авторитетного,
умного. А он спокойно произносит два
слова:
–
Меня
устраивает.
И
занимает своё место как ни в чём не
бывало, подпирая ладонью подбородок.
И
снова наступает тишина. Ненадолго. Обиды
быстро не забываются в школьном
коллективе. Новые проверяющие на пороге.
Дамы вновь переживают… Но Александр
Васильевич готовит с детьми групповой
проект, участвует в очередном конкурсе,
ему некогда отвлекаться на пустые
разговоры.
–
Невозможно
работать, Василич! – презентует коллега
свою мотивацию. – Из-за нездорового
фона сорвались предметные недели. Руки
опускаются, а до конца учебного года –
пилить и пилить.
–
Школа
простоит и
это пройдёт…
– отвечает трудовик с благостным
радушием.
Ничего
мужика не «раскачивает», он смирен как
православный священник. Бог его хранит.
Полюбуйтесь: пак пчела Василич ладно
трудится, чертя за столом неспешно.
Удовлетворён работой. Чем его обработали?
И дети вокруг него не бесята – шалуны,
но меру чувствуют.
Время
снова впустую не тратит: кому дверь, а
кому стулья отремонтирует в кабинете:
–
Работать
надо, а не языком болтать! – любит
повторять Александр Васильевич. – Надо
быть человеком!
Рядом
с такими, как он, действительно, хочется
быть человеком! Его человеческий опыт
– как житейская мудрость. Нам, молодым
коллегам, остаётся наблюдать и перенимать
крупицы опыта, чтобы продолжать мужскую
линию в педагогической деятельности.
Ждём
вас в школы, сильные парни, вместе мы
укрепим мужской дух российской педагогики!
У нас есть на кого равняться!
Учитель
английского и немецкого языка В.В.Власов,
г. Омск
Источник
1: https://klauzura.ru/2020/08/shkolnyj-uchitel-opyt-ili-mudrost/
Источник
2:
https://hohlev.ru/kultura/viktor-vlasov-shkolnyj-uchitel-opyt-ili-mudrost
Вернуться назад
|