Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал, Азбука Православия > Как и зачем готовиться к Крещению

Как и зачем готовиться к Крещению


01.03.2014.

Мы продолжаем разговор об огласительных беседах и их месте в жизни крещаемого христианина. Представляем размышления студента магистратуры Московской духовной академии чтеца Антония Данилова.

Как и зачем готовиться к Крещению

Совсем недавно, 9 февраля этого года, некоторые сотрудники Миссионерского отдела Московской духовной академии принимали участие в диспуте с одной из баптистских церквей столицы. Мне пришлось уйти раньше – спешил на Всенощное - поэтому один из членов общины решил меня проводить. Мы вместе ехали в метро и, естественно, увлекательно беседовали о практике оглашения человека перед Крещением, каковой она предстает перед нами в Православии. Его весьма заинтересовала эта тема.

Однако она интересна не только инославным. Нам самим весьма любознательно, как обстоит дело с оглашением предкрещального характера в нашей любимой Церкви. Например, не так давно мы имели возможность читать на сайте «Образование и православие» статьи о катехизации – предкрещальном оглашении. В приведенных по этой теме высказываниях публицистов можно проследить несколько главных мыслей:

  • Какова цель крещения?
  • Каким образом правильно к нему подготовиться сегодня, то есть как следовало бы проводить огласительные беседы на современном историческом этапе?

Может быть, эти вопросы не заявлены авторами прямо, но они подразумеваются тем контекстом, который задан в статьях. На наш взгляд, ответы на эти вопросы могут решить проблемы, связанные с подготовительным этапом к крещению человека, в частности недоумения, которые вызывает не вполне осмысленное принятие крещения некоторыми людьми в XXI веке.
В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших с определенной целью, что они и мусульмане, и христиане одновременно. "Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?" - спросили их. Они отвечали, что у них, турок, "существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и "смердит как собака", пока не получит христианского Крещения". Страшный рассказ о страшном нерадении в подготовке к Таинству, не правда ли?
В первую очередь следует сказать, что церковное учение непогрешимо, и Церковь Христова всегда следовала и следует Истине – учению Самого Бога, в Троице являемого. Именно поэтому нельзя даже мыслить в себе, что Церковь может быть «не права».
Другое дело – церковная жизнь каждого отдельного человека. В ней могут быть и грехи, и ошибки, и человеческие слабости. Я сам, как и каждый из нас, хронически являюсь источником каких-то недостатков в церковной жизни. Стою, например, сегодня на Литургии и думаю: «Наместника сегодня нет, благочинный служит…» Как вам? Рассеяние ума – это разве не недостаток моей церковности?
В связи с этим необходимо разделять духовное состояние церковных людей, которое может содержать в себе «плевелы» посреди пшеницы добродетельного христианского жития (см. Мф. 13. 25) и истинное учение Церкви. которое пребудет безошибочным до скончания века.
Второе, что нам необходимо иметь ввиду, это взаимосвязь всех видов катехизаторской работы на приходе, объединяемых понятием «катехизис» (др.-греч. κατηχισμ?ς поучение, наставление; лат. catech?sis катехизис, элементарный курс богословия).
И третье. Важно учитывать и не «списывать со счетов» нашу ограниченную осведомленность относительно современной практики оглашения в масштабах Церкви. Мы не имеем права говорить в отношении оглашения такие слова, как: «всегда», «все», «везде», «на 99%», «на 5%» и т. п. Просто не написаны еще на эту тему статьи, объемлющие состояние всей Церкви, не приведена всеобъемлющая, всецерковная статистика. А если это нельзя, то что же тогда для нас реально? Реально говорить о практике конкретной епархии, отдельного прихода, конкретного катехизатора, миссионера и т. п.

Цель крещения

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого события. На вопросы «Для чего Вы желаете креститься?», «Что надеетесь получить от приобщения этому Таинству?», «С какой целью вы крестите ребенка?» редко можно услышать правильные ответы.
В ранее опубликованных статьях нашего журнала от лица женщины-проповедника («Про крещение "на отвали"») и Нины Арнаутовой («Спасение души - дело всей жизни») эта тема, на мой взгляд, заострена. Как ответить на такой вопрос? Зачем нам крещение, какова его цель?
Ответ простой и ясный, как день, ничего не нужно придумывать самому. Этот вопрос не из тех, в которых приходится пытать себя догадками. Помните момент обращения Христа к ученикам перед Его вознесением на Елеоне? Там Он и приоткрыл завесу духовной тайны Таинства Крещения: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16,16). Эти слова, на мой взгляд, нужно прочесть детским сердцем в простоте и доброте. Не нужно искать в них методологических неточностей, как в «дипломке», не стоит «придираться» к отсутствию сухих научных фраз типа «Цель крещения – спасения человека». Стоит только прочесть его просто и смысл не замедлит открыться. Давайте прочтем этот стих группе детей в детском садике или перескажем его им своими словами, а затем спросим: «Дети, зачем нужно креститься?» Больше чем уверен, что большинство из них ответит, что креститься нужно «чтобы Боженька спас». Это и есть главная цель крещения, согласующаяся с прямым указанием Спасителя на то, что спасение души человека есть главное, зачем он рождается в этом мире: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6. 33).
Если все так понятно, почему люди смотрят на Крещение как на магический обряд, как на «обряд послушания» родителям, как на мощную защиту от зла и вреда и только лишь как на защиту? Почему столько земного? Так откуда же взяться небесному, если никто из этих бедных людей не держал в руках Евангелия, никто его не читал?..
С другой стороны, креститься нужно для сочетания со Христом, но ведущая цель этого сочетания – опять же спасение души и наследие обетованных вечных благ!
Как правильно к нему подготовиться сегодня, то есть как следовало бы проводить огласительные беседы на современном историческом этапе?
В этом вопросе мы не можем взять на себя ответственность и сказать, что «мы думаем» или что нам что-то «кажется». Этот вопрос должен подвести нас к тому, что современная практика оглашения должна соответствовать практике древней Церкви.
Последняя была довольно подробно изложена в богослужебно-канонических памятниках со II по V века. Написанные незамысловатым языком, эти ранние литературные труды, как правило, неизвестных, предполагаемых авторов дают многие сведения о практике крещения и оглашения в Церкви на указанном этапе. Следовательно, подготовка к крещению сегодня, как и сама традиция совершения Таинства, в современной Церкви должна соответствовать основным элементам той, которая была установлена в древности. Иначе мы станем протестантами или модернистами, что крайне нежелательно.
Первый текст из древнецерковной коллекции, который интересен для нас по вопросу практики крещения и оглашения, это «Апостольское предание». Данный труд, написанный в последней четверти IV в., приписывается некоторыми исследователями святителю Ипполиту Римскому. Крещение в нем рассматривается в неразрывной связи с оглашением и с миропомазанием, а все три этих элемента назывались в те времена «христианским посвящением».
По «Апостольскому преданию» подготовка к крещению состояла из 2-х частей. Она называлась оглашением - «оглаской» для человека тех истин, которые он призван был знать, вступая в Церковь.
В 1-й части оглашения мы видим порядок принятия в число оглашенных, порядок испытания чистоты намерений катехуменов. Приведем в пример цитаты из древнего текста: «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова. Пусть спросят об их образе жизни <…> Если же кто-нибудь имеет жену или жена — мужа, то пусть наставляют их, чтобы муж был доволен женой, а жена — мужем. А если кто-нибудь не живет с женой, пусть учат его не развратничать, но принять жену по закону или пребывать с такой, какая она есть».
2-я часть оглашения (гл. 17-21 «Апост. пред.») состояла в трехлетнем огласительном периоде, который был посвящен беседам о Боге, о вере, о Церкви, о духовной жизни в целом. Естественно, глава каждой христианской общины – епископ – должен был уделять внимание готовящимся ко крещению людям. В «Апостольском предании» говорится о возложении рук на оглашаемых в конце каждой огласительной беседы (гл. 19) – об архиерейском благословении, которое сохраняло катехуменов от всякого зла и вреда, а в конце каждого огласительного периода имели место молитвы об ограждении злых духов. В ином памятнике V века под названием "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" приводятся 2 текста, читаемые с руковозложением: молитва епископа или пресвитера и формула экзорцизма.
Эта часть подготовки заканчивалась совершением крещальной литургии, во время которой человека крестили и затем миропомазывали. На этом богослужении крещеные впервые в своей жизни причащались.
Если христианин был усерден в подготовке, то его допускали к крещению ранее истечения срока в 3 года.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в Церкви всегда должны присутствовать основные элементы подготовки к Крещению:

  • огласительный диалог катехизатора и оглашаемого в вопросо-ответной и поучительной форме;
  • по результатам такой встречи или серии встреч должна быть определена актуальность крещения – надо или пока не стоит, отложить или не совершать совсем (напр., чтобы не крестить вторично, не крестить откровенного грешника и т. п. - указанное выше «испытание совести»);
  • определенный период подготовки к Таинству;
  • молитва человека, имеющего стать христианином, на протяжении этого периода.

Сохранение древней традиции ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ подготовки человека ко Крещению является главным лейтмотивом Синодального общецерковного документа под названием «Обязательный катехуменат в РПЦ МП» . 

При такой подготовке всевозможные странные мотивы крещения будут исключены. Не останется тогда в человеке упомянутых в статьях на сайте мотивов вроде "чтобы отстали", "чтобы влиться в культуру", "потому что так положено" и "чтобы от бесов защититься" и т. п.
Хорошо сказано на одном новосибирском ресурсе – «надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой»!
В моей жизни был удивительный случай, в котором сплелись воедино и катехизаторская работа, и миссионерская, и просто человеческое желание помочь. Проводил с одной девушкой огласительные беседы. Отыскал всевозможные программы оглашения в 2 беседы, в 3, в 4, в 7, в 10, в 12… Кроме Символа, молитв, богослужения и таинств пытался объяснить ей смысл жизни христианской, задачи и цель, стоящие перед христианином, рассказать о всеобъемлющей любви Божией к человеку, которая светится в очах каждого истинного христианина. После нескольких встреч она призналась, что не готова пока стать христианкой. Было досадно, винил самого себя, что не сумел… Потом кто-то утешил словами ектении: «…сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», но все равно мне очень хотелось, чтобы этот период общения оставил в ней зерна православия, и чтобы когда-нибудь эти крупицы непременно проросли в её будущую христианскую жизнь.
Этого мне хочется и сегодня. Хочется, чтобы Церковь Христова росла качественно и количественно, как при апостолах: в геометрической прогрессии. Хочется, чтобы мы чаще оказывались рядом с людьми некрещеными и помогали им осмысленно стать настоящими христианами.

 

Библиографический список

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов

2. Апостольское предание. Православная энциклопедия. 

3. Бубуруз П., прот. «Апостольское предание» святого Ипполита Римского

4. Ипполит Римский. Апостольское предание 

5. Цель Крещения 


 


Вернуться назад