Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Протоиерей Дмитрий Полушин. "Великий пост должен стать моим возвращением к Богу"

Протоиерей Дмитрий Полушин. "Великий пост должен стать моим возвращением к Богу"


12.03.2014.

Сегодня мы хотим представить нашим читателям текст протоиерея Дмитрия Полушина, руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Новосибирской митрополии. Впервые опубликованный на личной странице автора.

 

Наступает Великий пост. Многие из нас понимают его лишь как ограничение в пище (так прямо и говорят, будто о какой-то особой заслуге: «А я мяса и вовсе не ем…»). К тому же сейчас многие стали вести «здоровый образ жизни», распространено «вегетарианство», различные модные способы «очищения организма», «лечебной голодание». А тут еще и пост… Все дело в том, что пост – это не голодание, не вегетарианство, не очищение столь самолюбимого организма…, а нечто совсем другое. И цель поста не в том, чтобы принудить нас к известным, формальным обязательствам  - «не есть мяса, молока, яиц…», но в том, чтобы создать условия для того, чтобы наше сердце смогло, наконец, отринуться суеты мiра и смогло воспринять духовную реальность алчбы и жажды общения с Богом. А ведь само слово «пост» должно быть хорошо понятно нам, русским людям (особенно тем, кто служил в Армии). Мы встаем на пост также, как и часовой встает на пост. Для часового стояние на посту - это время предельного внимания, все его чувства обострены («Не подкрадывается ли враг? …Стой! Кто идет?..»). На посту не едят, не пьют, телевизор не смотрят, с поста на танцы не сбегают. Так и Великий пост – это особое время, в которое мы не только ограничиваем свою пищу до действительно необходимых для физического существования пределов, но это время внимания к себе, к своему внутреннему миру… Как мы живем? Зачем? По каким, по чьим заповедям? К чему мы прислушиваемся в своей жизни: к молитве стоящего за нашим за правым плечом Ангела-Хранителя, или к злорадному хохоту за левым, когда исполняем похоти совсем другого персонажа духовной битвы за нашу душу?...

Откуда в Церкви возник обряд соблюдения поста? Накануне Великого поста Церковь вспоминала события грехопадения человека – изгнание Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод (т.е. нарушил заповедь поста), поверив, что в еде, а не в Боге, источник Жизни... Человек решил, что именно земные плоды дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… А оказалось, что, сколько бы я не съел, рано или поздно придет смерть. Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юности – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями («Бери от жизни все!!!» - как учит нас сегодня дух времени), то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…

Человек создан по образу и подобию Божию, для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним - он лишил себя источника Жизни и в мир пришла смерть. И сегодня мы едим, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Только один Бог и есть сама Жизнь, Источник её и её Творец. Так вот, пост и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. А если поем? Разве не умру? Да нет, рано или поздно тело мое умрет. А как же душа? Где источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения? Источник вечной Жизни – Бог! И Великий пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное.

Поэтому обязательным условием «правильного» соблюдения именно Поста (а не диеты), должна быть прежде всего усиленная молитва – мое обращение к Богу. Великий пост имеет удивительные особенности Богослужения, сам характер которых помогает этому обращению человека. Вторым обязательным условием подлинного поста является покаяние. Видимым проявление в нас раскаяния является исповедь – таинство Церкви, во время которого человек, проанализировав свою жизнь, открывает свои грехи Богу. Священник, совершитель Таинства, будет являться еще и свидетелем покаяния человека на Страшном Суде.

Таким образом, Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений, учится обращаться к Богу, испытывать радость и благодарность. Но самое важное —мы можем понять смысл и цель свой жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней для нас станут строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…».


 


Вернуться назад