Сайт Образование и Православие > Азбука Православия > Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?

Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?


21.01.2016.
Интервью со священноэкономом Павлом Гырбовым

 

Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?Батюшка, в прошлый раз мы беседовали о том, можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди? Сегодня продолжим наш разговор в этом направлении и рассмотрим тему: когда и где возникли богословские идеи о принятия Св. Причастия, без необходимой для этого подготовки?

Если речь идет о Болгарии, то я думаю, что эти идеи проникли в нашу страну в конце 90-х годов ХХ века сначала через некоторых преподавателей по богословию, которые лично мне преподавали.

Скажите, пожалуйста, когда зародились упомянутые Вами богословские идеи, прежде чем они проникли в нашу страну?

Если говорить о мировом масштабе – то я не могу с абсолютной точностью сказать, когда они возникли. Насколько мне известно, эти идеи стали зарождаться на Западе после революции 1917 года среди русской интеллигенции. Об этом пишет и очевидец Святитель Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский :„Значительная часть русских уехала за границу... принадлежа к числу чад Православной Церкви и называя себя православными... они сильно отклонились от Православия”.[1]

Далее святитель упоминает о„пренебрежительном отношении к постам” [2] и вообще стремлении этой части интеллигенции согласовать правила и учение Православной Церкви со своими привычками и желаниями”[3], вместо того, чтобы, наоборот, формировать свое христианское мировоззрение, согласно вековыми традициями Церкви. Св. Иоанн не забыл отметить и чуть более поздний духовный подъем, и возвращение к Церкви интеллигенции. Но многие первоначальные искажения не были ею преодолены по простой причине, что „горделивый ум не смог согласиться с тем, что она до сих пор была на ложном пути”.[4]

Где находится роддомэтих новых «православных» богословских идей?

Желая чтобы эти неоправославные стремления развились и получили больше авторитета, в 1923 году в Париже открывается богословский институт Св. Сергия Радонежского, где процветают «самые бесстрашные» богословские мнения..., рекомендованные в качестве последнего слова богословских «поисков» и «догматического» творчества”.[5] Там преподавали такие богословы, как протопресвитер Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Майендорф, протоиерей Николай Афанасьев и др., которые к сожалению на Западе воспринимаются какновые апостолыПравославия. Считаю, что они в своем стремлении дать Западуподлинное,святоотеческое,но более комфортное восприятие православного учения, вместо того, чтобынаписать брови – выкололи глаза.Однако, так как их книги издаются огромными тиражами, они быстро создаютмоду,даже сказал быидеологиюв современном православном богословии и среди некоторых верующих.

Батюшка, как бы Вы назвали сегодняшних богословов, которые поддерживают илипроповедуют” эти современные теологические идеи?

-Борьба против благочестивого обычая (завещанная нам Св. Отцами последних веков) о посте и исповеди перед Святым Причастием является одним из главных пунктов в так называемойевхаристической экклесиологии,которая по словам М. Ставру значится в числе открытий «православных» интеллектуаловсоставляющих неформальное движениеобновления ,названное им самим неоортодоксиейто есть неоправославием”.[6] Здесь следует отметить, что М. Ставру использует этот термин в положительном смысле слова, и чувствует себя одним из тех,чьи позиции и образ мышления существенно отличаются от традиционно настроенных христиан”.[7] Таким образом, без какого-либо угрызения совести использую этот термин как к богословам, так и ихоткрытиям;в отличие от других, при этом авторитетных и уважаемых мной авторов – иеромонаха Серафима Роуза и архимандрита Рафаила Карелина, которые используют в этих случаях словаобновленчество,„модернизм” и так далее, которые имеют тот же смысл.

 

Беседовал :магистр по богословие Виталий Чеботар.

Источник: 



[1] См.:„Слова иже Святых Отец нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского Чудотворца”, Москва, 1998, с. 252.

[2] Там же, с. 253.

[3] Там же, с. 253.

[4] Там же, с. 254.

[5] См.: Перепьолкина Л.. „Икуменизмът – път водещ към погибил”, София, 1993, с. 19.

[6] См.: Янарас Хр.,Вера Церкви,Москва, 1992, с. 7.

[7] Там же, с. 7.

(Настоящее интервью было опубликовано

6 сентября 2012 года в сайте „Православный апологет”).


 
Вернуться назад