Сайт Образование и Православие > Азбука Православия > Можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди?

Можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди?


05.02.2016.
Интервью с священноэкономом Павлом Гырбовым (Болгарская Православная Церковь).

Можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди?С лета 2003 года служит в городе Карнобат (Сливенская епархия, Болгарская Православная Церковь). Сейчас является настоятелем храма«Св. Иоанн Богослов».Имеет четырех детей.

 

 

-Батюшка, можно ли приступать ко Св. Причастию без поста и исповеди?

-Скажу так, что нельзя. И хотелось бы объяснить, почему. В произведении „Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн”[1]Преподобный Никодим Святогорец и Святитель Макарий Коринфский цитируют Св. Иоанна Златоуста – древнего и авторитетного свидетеля.„В древности, - говорит святой, - многие приступали к Св. Тайнам, без разбора... Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления (к Св. Причастию), Св. Отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитв, слушания (слова Божия), и церковных собраний, да бы все мы, тщательно очистив себя в эти дни молитвами, милостынею,постом, всенощными бдениями, слезами,исповедью, и всеми другими средствами, приступали (к Св. Таинству) таким образом с чистой совестью”.[2]

-Каково мнение других Св. Отцов по этому вопросу?

-Желающие подробно изучить творения Св. Отцов с древности и по сей день найдут то же учение. Многие Св. Отцы не излагают его систематически, а лишь в той степени, в которой необходимо говорить о теме, касающейся вопросов исповеди и поста.

-А каково учение о посте и исповеди более поздних Св. Отцов?

-Св. Димитрий Ростовский подробно описал эти вопросы в некоторых своих беседах. Великий столб Православия XIX века – Св. Феофан Затворник в своей книге„Путь ко спасению”еще более подробнее, точнее и убедительней объяснил связь Св. Причастия с исповедью и постом. Эта книга уже давно переведена и издана на болгарском языке,и каждый,кто хочет,может ее прочесть. Я рекомендую каждому вкусить святоотеческое понимание этойважной части духовной жизни.

-Батюшка, как Вы сами ответите на этот актуальный, на сегодняшний день вопрос?

-На этот вопрос я отвечу словами одного иеромонаха, которые я услышал несколько лет тому назад:„Я знаю это от своего старца, а он - от своего старца, а тот – от своего старца... и, если продолжать, то дойдем до Св. Паисия Величковского...” То есть, правильно и полезно перед Св. Причастием поститься и исповедоваться. И мы это знаем от „живого предания”, которое вопреки гонениям в XX веке (и в другие эпохи в Церковной истории) сохранилось,прежде всего,в монастырях. Поэтому, примечательно,что„современные”идеи о причастии без исповеди и поста приживаются труднее там, где сохранилась сильная монашеская традиция, и наоборот.



[1] Это точное название книги в русском издании, напечатанное в городе Сумы в 2001 году - свещенноэконом Павел Гырбов.

[2] См.: „Против иудев”. слово 3. „Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста”, том 1, книга 2, Москва, 1991, стр. 674.

 

Беседовал магистр богословие Виталий Чеботар

 
Вернуться назад