Сайт Образование и Православие > Азбука Православия > Тайная вечеря и Св. Евхаристия

Тайная вечеря и Св. Евхаристия


25.05.2016.

 В. И. Нестеренко. „Тайная вечеря”. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997 год. 


День до предательства Спасителя Иудой, Христос поручил двум своим ученикам приготовить вечерю. Св. Петр и Св. Иоанн точно исполнили просьбу своего Учителя. „Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками...[Матф. 26:20] И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”...[Матф. 26:26-28] И, воспев, пошли на гору Елеонскую.”[Матф. 26:303] Так было установлено Самим Господом Иисусом Христом Св. Таинство Евхаристия. Об этой вечери никто не знал, кроме присутствующих на ней учеников Христа. Поэтому она была названа Тайной вечерей.

Первая Евхаристия была совершена Св. Апостолами в Пятидесятницу. а затем они разошлись по всей земле проповедовать душеспасительное Христово учение. До тех пор, пока распространялось Его слово Его Св. Апостолы, после них епископы, пресвитеры, диаконы и поверующий народ собирались и совершали это Св. Таинство, слова Спасителя: „Ядите: сие есть Тело Мое..., пейте... ибо сие есть Кровь Моя...”[Матф. 26:26,27] стала сакральной во время совершения Св. Евхаристии. Из-за их вероисповедания часто в течение первых трех веков христиане подвергались жестоким гонениям со стороны евреев, язычников и светских властей. Однако, никакие преследования, не смогли заставить первых последователей Иисуса Христа, отказаться от своей веры. Они скрывались в удаленных от городов местах, в горах и в катакомбах. Там преимущественно ночью они совершали это Святое Таинство. Эти собрания первых христиан назывались агапами или вечерями любви.

Во время Св. Апостолов и в ранней христианской эпохи Св. Евхаристия также называлась берека, хлебопреломлением, преломлением хлеба, или Господней вечерей. Изначально Св. Евхаристия совершалась в ночное время и состояла из преломлении хлеба и произношении двух молитв над хлебом и чашей с вином. Позже, из-за нарушений она была отделена от агапы и совершалась утром, а еще более позднее две древние евхаристические молитвы были объединены в одну молитву.

Чаша дла причастия

Постепенно во время совершения Св. Евхаристии были введены новые молитвы, песнопения и чинопоследования. Так возникла Божественная Литургия. Сегодня православный мир знает, в основном две Божественные Литургии - Златоустова и Василева. Обе Литургии были почти идентичны по своей внешней форме и порядке. Различия между этими богослужении заключается в редакциях молитв и порядка чинопоследования, начиная молитвы об оглашенных и до самого ее конца.

Во время Св. Евхаристии Сам Христос незримо присутствует на Св. Трапезе.
------------------------------------------------
Использованная литератера
1. Афанасиев Н., прот., „Трапеза Господня”, издательство „Праксис”, Велико Търново, 1999.
2. Николай Макариополски еп., д-р, Серафим д-р, „Вяра. Надежда. Любов”, библиотека „Духовно възраждане”, Враца, 1991.
3. Чифлянов Бл., проф., ставр., икон., „Литургика”, университетское издательство „Св. Климент Охридски”, София, 1997.
 

 

Настоящая статья была опубликована 17 апреля 2009 года в приходском бюллетене „Светлик”, № 5, 2009 г. и в сайте храма „Св. Параскева” города Бяла Слатина, Болгария.

 

Виталий Чеботар
 


Вернуться назад