Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в
этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются
абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир.
Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы
помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила.
Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве
поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших
Божиих даров - саму жизнь.
Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов
канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем
речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам
себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь
идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о
самоубийцах. Потому что самоубийца — в этом-то и горе, и печаль — это
такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То
есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее.
Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом
свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.
Нужно молиться
домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника),
совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И
благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас
к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким
греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего
родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для
нас это будет ограждение - Господь хранит благочестивых от всякого зла,
от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей — их могут
поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои
поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви
благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия
пастырской практики, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о
них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам
таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя - «молитвенного утешения сродников»,
а не «служба об упокоении». Служба будет служиться именно для
родственников, для их утешения и укрепления в скорби.