Примечания

"Катехизис в рассказах" С. Успенского, вышедший в последний раз в 1914 году, носит подзаголовок "Живые уроки по Закону Божию". Известные события 1917 года разрушили систему образования, в которой преподавание Закона Божия было обязательным. Поэтому многие эпизоды в "Катехизисе" С. Успенского, рассчитанном, главным образом, на иллюстрацию материала уже известного детям по школьным урокам, оказываются непонятными, вызывают вопросы и недоумения у многих читателей наших дней. Попыткой разрешить некоторые из этих недоумении являются настоящие примечания, которых в издании 1914 года не было. Разумеется, ответить на все возникающие при чтении этого "Катехизиса" вопросы в рамках одной книги не представляется возможным. Поэтому, выпуская в свет вновь после 80-летнего перерыва "Катехизис" С. Успенского, издатели настоятельно рекомендуют сопровождать чтение этой книги чтением учебника по "Закону Божию", "Библии для детей", "Детского Евангелия".

Настоящее издание является несколько измененным воспроизведением "Катехизиса" С. Успенского: в ряде случаев сняты или заменены некоторые тексты и иллюстрации.

С. 16. Когда Авраам уже собрался совершить заклание, он был остановлен явлением с Небес Ангела. Вместо Исаака Аврааму для жертвоприношения был послан ягненок. Повелевая принести Исаака в жертву, Господь лишь испытывал веру и послушание Авраама (Быт., гл. 22).

С. 24. В Библии, в книге Бытия (гл. 18), повествуется о том, что Господь явился Аврааму у дубравы Мамре в образе трех странников. Авраам оказал Им благоговейный прием.

Это место Священного Писания является одним из немногих в Ветхом Завете, где приоткрывается великая тайна о Боге, Едином в Трех Лицах. В память об этом явлении Бога Аврааму Православная Церковь приняла изображение Пресвятой Троицы в виде трех Ангелов.

С. 36. Архангел Гавриил был послан к Деве Марии с благой вестью о том, что у Нее родится Сын - Спаситель мира. Пресвятая Дева смиренно ответила: "Се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 26-38).

С. 41. Впервые небесное знамение Креста Господня было явлено святому императору Константину и всему его войску накануне решающей битвы с Максенцием. Это произошло в 312 году. Знамение Креста появилось в небе в середине дня, оно было составлено из лучей яркого света и сопровождалось надписью "Сим побеждай".

В 1925 году в небе над одним из греческих монастырей в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) также было явлено знамение Креста.

С. 54. Чудо рождения во плоти Господа и Бога нашего Иисуса Христа совершилось в городе Вифлееме. Об этом нам сообщает евангелист Лука. Младенец Иисус родился не в обычном доме, а в пещере вблизи города. В Вифлеем в эти дни стеклось очень много людей со всей Палестины. Они пришли туда, чтобы исполнить повеление императора о переписи. Поэтому Деве Марии и праведному Иосифу места в гостинице не нашлось. Родившегося Сына Дева Мария спеленала и положила в ясли - ящик, куда пастухи закладывали корм для скота.

О свершившемся чуде первыми узнали пастухи. Им предстал сияющий Ангел и сказал, что в Вифлееме родился Спаситель всего мира - Христос Господь. Затем явилось множество Ангелов, целое воинство. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Пастухи поспешили к указанной Ангелами пещере и поклонились Богомладенцу, лежащему в яслях.

Кроме пастухов, как повествует евангелист Матфей, Младенцу Иисусу пришли поклониться восточные мудрецы -

волхвы. О рождении Спасителя они узнали, увидав в небе чудесную звезду. Она указывала им путь и привела к вифлеемской пещере. Поклонившись Младенцу как Царю Иудейскому, волхвы принесли Ему богатые дары: золото, ладан и смирну. (Ладан и смирна - очень ценные смолы некоторых растений, которые, при нагревании благоухают, поэтому они используются в храмах во время религиозных обрядов)

С. 54. О видении Иаковом лестницы, по которой нисходили и восходили Ангелы, повествуется в 28-й главе книги Бытия. Православная Церковь объясняет это видение как таинственное указание на Божию Матерь. Родившись от Нее по плоти, Господь и Бог Иисус Христос как бы по чудесной лестнице спустился к нам с Неба.

С. 61. Рождество Христа Спасителя во плоти является величайшим и непостижимым чудом. Приснодевство Богородицы означает Ее вечное девство: как до рождения Сына, так в рождении и после него Она пребывала в той же чистоте и святости. Именно поэтому на православных иконах Божию Матерь изображают со звездами на головном плате и обоих плечах.

С. 66. Претерпев избиения от воинов Пилата, Господь Иисус Христос был измучен и ослабел. Под тяжестью Креста, который Ему Самому пришлось нести к месту распятия - на Голгофу, Он несколько раз падал. Видя это, римские воины остановили проходящего мимо Симона Киринеянина и велели ему помочь донести Крест Господень. (Мк. 15, 21; Лк. 23, 26)

С. 69. По нынешнему счету времени Иисус Христос был пригвожден ко Кресту около двенадцати часов дня.

С. 91. Предание рассказывает, что Пилат, отчаявшись в Божием милосердии, подобно Иуде, лишил себя жизни. Его жена, Клавдия Прокула, умерла христианкой. В Греческой Православной Церкви она причислена к лику святых.

 

С. 101. В Книге пророка Ионы рассказывается о том, как, получив повеление от Бога идти на проповедь в Ниневию, Иона задумал уклониться от этого. Он сел на корабль и отправился в другую страну. Во время плавания на море поднялась буря, грозившая потопить судно. Пророк, увидев в этом знак Божьего гнева, раскаялся в своем непослушании воле Господней и попросил моряков бросить его в бушующее море, чтобы из-за него не погибли невинные люди. Но от смерти в волнах пророк Иона был избавлен чудесным образом: Господь послал кита, который поглотил Иону. Во чреве кита пророк пребывал три дня и три ночи.

Таинственный смысл пребывания пророка Ионы во чреве кита был раскрыт Самим Спасителем (Мф. 12, 38-42; Лк. 11, 29-32): как Иона на третий день вышел из чрева кита на землю, так и Господь воскрес из гроба на третий день после распятия.

С. 120. Окончательно покинув Иерусалимский храм и оплакав участь иудейского народа, так и не принявшего своего Мессии (Спасителя), Господь в беседе с учениками (Мф. 24-25) раскрыл им великую тайну Своего Второго Пришествия. Особое внимание всех Своих последователей Он обратил на внезапность этого события, предостерегая их от беспечности. Господь заповедал бодрствовать духом и быть готовыми с чистым сердцем встретить Его. Для большей убедительности Своих слов Он привел несколько притч - поучений в примерах.

Притчей о десяти девах Господь предупреждает, что недостаточно одного светильника веры. Без добрых дел он угаснет, и уже не будет времени для их совершения. Двери Царства Небесного закроются, и стоящие перед ними с угасшими светильниками услышат голос Христа: "Истинно говорю вам: не знаю вас!" (Мф. 25, 12)

С. 124. Обещание о ниспослании Святого Духа было дано Спасителем перед Его Вознесением на Небо. Господь сказал при этом: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями... даже до края земли" (Деян. 1, 8). После Вознесения Господня апостолы вместе с Богородицей пребывали в Иерусалиме, непрестанно молясь. На десятый день в девятом часу утра, когда весь дом наполнился как бы шумом ветра, а на учениках почили языки, подобные огненным, все они исполнились Святого Духа. Ученики Спасителя (около 120

человек) получили способность понимать и говорить на иных языках, а также пророчествовать. Увидев это, жители и гости Иерусалима пришли в изумление, а после проповеди Апостола Петра многие (около трех тысяч человек) уверовали во Христа Иисуса и крестились. С того дня было положено основание Церкви Христовой на земле.

С. 135. Икона "О Тебе радуется..." в Православной Церкви является изображением Церкви Небесной, или Торжествующей. Пределы Церкви не ограничены людьми, живущими на земле. Кроме Церкви земной, которую составляют все православные христиане, есть еще Церковь Небесная. К ней принадлежат наши заступники и молитвенники перед Господом: Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Ангелы, апостолы, пророки, мученики, преподобные и множество других святых. Церковь Небесная едина с Церковью земной и участвует в ее жизни.

С. 138. Свои поучения к народу Господь Иисус Христос излагал так, чтобы дать возможность слушателям легко запомнить слышанное и потом вдуматься в его смысл. Поэтому Он поучал народ притчами. Под Сеятелем в этой притче следует понимать прежде всего Самого Господа, а под семенем - Его учение.

Люди воспринимают и хранят в своей душе слово Божие по-разному. На проезжую дорогу похожи сердца тех, кто даже не стремится понять слово Божие. Как бы на каменистом месте сеется оно в тех, кто принимает его лишь умом, а не душой, кто неотзывчив к добру, не изменяет греховного образа жизни и оказывается малодушным в борьбе со злом. Заботы повседневной жизни, удовольствия и стремление к ним похожи на сорняки (терния), которые заглушают в душе человека ростки стремления к Жизни Вечной. Поистине добрая земля - это сердца тех, кто хранит слово Божие в чистоте и приносит обильный плод исполнения заповедей Господних.

С. 141. Во время Своей земной жизни Спаситель совершил множество чудес. Они свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. В чудесах проявились любовь и милосердие Божие к своему созданию. Господь исцелял больных, возвращал зрение, слух, очищал прокаженных, изгонял бесов из одержимых, воскрешал мертвых, насыщал голодных. Возвращая здоровье людям, Спаситель избавлял их от грехов, последствиями которых и являются болезни. Господь никогда не совершал чудес, лишь поражавших воображение, но не ведущих к спасению душ человеческих.

С. 144. Многих святых, посвятивших всю свою жизнь исполнению заповедей Божиих, Господу было угодно прославить особыми благодатными дарами, в том числе - даром исцелений. Православные христиане в случае болезни особенно часто обращаются в молитвах к помощи великомученика Пантелеймона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской и многих других. Эта помощь подается людям по их вере, зависит от их усердия к спасению души и свидетельствует о милости Божией.

С. 158. По учению Православной Церкви, после смерти на Кресте Господь Иисус Христос сошел во ад, где пребывали души всех умерших людей, начиная от Адама. Во аде Христос освободил души праведников, с верой ожидавших Его пришествия (1 Петр. 4, 6). Господь воскрес из гроба, а при Его Втором Пришествии воскреснут и все люди. Веровавшие в Христа Спасителя и исполнявшие Его заповеди наследуют Вечную Жизнь вместе с Ним, а нераскаявшиеся грешники - вечное осуждение.

С. 161. О чуде воскрешения Лазаря сообщает евангелист Иоанн. По его свидетельству, Иисус Христос, узнав о болезни Лазаря, не поспешил к умирающему. Он намеренно задержался на два дня. Апостолам Господь сказал: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий". Спаситель знал, что Лазарь умрет, но собирался воскресить его, чтобы такое великое чудо прославило Бога и Его как Сына Божия. Этим чудом Господь хотел также обратить к Себе сердца еще не уверовавших в Него и дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться.

[на главную] [в раздел ] [Катехизис в рассказах ]