Опубликовано 12.08.2017 в рубрике  Книжное обозрение, Православная семья
 

Олеся Лихунова: правила воспитания многодетной приемной мамы


«Хочешь, я буду твоей мамой?» — дневник Олеси Лихуновой, мамы семерых детей, пятеро из которых — приемные.
 
Олеся Лихунова: правила воспитания многодетной приемной мамы
Когда-то Олеся вела свой дневник в ЖЖ, а теперь ее записи опубликованы в виде книги. Ее уверенность в том, что нет нерешаемых задач, и умение найти простые и логичные ответы на сложные вопросы, способность виртуозно организовать жизнь и обучение детей вдохновили и продолжают вдохновлять многих. Публикуем на «Матронах» отрывки из книги Олеси, посвященные ее педагогическим находкам.

20 июля 2015 г.

Вчера разговаривали с подругой о воспитании детей, и я вдруг поняла, что веду себя с ними как Мэри Поппинс.

То есть как «загадочная молодая дама с решительными манерами».

Я считаю себя строгой мамой. Не суровой, не сердитой, не злобной, а именно строгой. Если я сказала, что будет вот так, то спорить бесполезно.

Когда папа на работе, дома главная я, и у детей сомнений в этом быть не должно. Надо понимать, что если такая орава хоть на секунду усомнится, кто здесь вожак, — это будет катастрофа.

Поэтому первым делом я приучаю новеньких к тому, что очень важно слушать, что я говорю, и очень важно думать перед тем, как что-то сказать. Воспитывается это во всяких мелких ситуациях.

Например.

Дети пишут в прописях. Слышу — болтают и отвлекаются. Говорю: если ещё раз услышу, как кто-то разговаривает, заберу тетрадь. И, бывает, забираю. Отдаю только на следующий день.

Но для моих детей пропустить целое занятие — обидное наказание. В следующий раз уже не болтают, пока не допишут до конца.

Или ещё пример. После обеда раздала петушков на палочке. Предупредила: кто будет кусать леденец зубами, тот больше такой не получит, потому что это очень портит зубы. Кое-кто не обратил внимания на мои слова и в первые же минуты обкусал петушка. С тех пор, когда остальным детям я даю петушков на палочке, этот ребёнок получает барбариску.

Ребёнок раскаивается и обещает, что больше никогда не станет так себя вести, я сочувствую, но ещё пару недель петушка ему не видать, потому что я предупреждала, а он не послушал.

И так во всём.

Но я и сама стараюсь очень внимательно относиться к тому, что говорят дети. Новые дети часто говорят не подумав, бывает даже, совсем не то, что хотят сказать на самом деле. И с этим тоже нужно разбираться.

Например, я включаю всем мультфильм, который было решено смотреть большим количеством голосов. Детей много, договориться непросто, обязательно будут недовольные. Кое-как определились, включаю. Тут Нина кричит, что она уже это один раз смотрела и больше не собирается. Переспрашиваю: точно не будешь смотреть? Точно. Тогда я спокойно уношу Нину из комнаты, и на полпути она кричит:

— Эй, куда! Я тоже хочу смотреть!

— Ты же сказала, что не будешь?

— Я пошутила…

Или во время полдника Нина говорит, что не хочет чай. Я отношу кружку обратно на кухню, а она потом возмущается, куда делся её чай.

— Ты же сказала, что не хочешь?

— Ну, я ведь просто так сказала!

В том случае, если ребёнок брякнет что-то не подумав, я всегда оставляю ему возможность исправиться, но обязательно проговариваю: нужно думать, что говоришь, ведь окружающие тебя слышат и будут действовать соответствующе.

Очень важно не делать никаких резких движений. У детей не должно быть ощущения, что им досталась злобная мать. Наоборот, они должны чувствовать справедливость ситуации. Обычно я даже голос в таких случаях не повышаю.

Если ребёнок протестует, не хочет смиряться с наказанием, то я всегда спокойно разговариваю с ним о том, что он тоже станет родителем. Спрашиваю, как бы он поступил в этой ситуации на месте мамы или папы. Мы говорим о том, что если я сейчас не накажу его, как обещала, то другие дети тоже станут делать всё наоборот, и тогда мама перестанет быть мамой, а будет просто какой-то тётенькой, которую никто не слушает, Как правило, дети соглашаются, что всё верно и по-другому поступить было нельзя.

Если отношения между родителями и детьми складываются не только из условий и наказаний, хватает времени и на то, чтобы подурачиться, поваляться в обнимку, потанцевать, почитать сказки или смешные стихи, то постепенно дети привыкают и понимают всё с полуслова. И уже не приходится повторять по два раза, а тем более кого-то наказывать.

Конечно, бывают дети, с которыми любые правила работают слабо. У меня из семи таких двое. С ними приходится быть строже, когда-то и зубами щёлкнуть, чтобы привести в чувство. Но пока большую часть времени мне удаётся быть главным дирижёром в этом оркестре.

10 декабря 2015 г.

Вспомнила вдруг вчера вечером — когда я была маленькая, папа каждое утро рисовал и вырезал мне лошадку из бумаги. И я брала её с собой в детский сад. Счастливая была невероятно.

Я решила нарисовать кого-нибудь Вадиму, потому что он никак не хотел укладываться спать. Изобразила рыбку на картоне. Вырезала. Он был так рад! Пошёл с ней спать и всё утро сегодня играл, пока она не истрепалась.

Вечером спрашиваю:

— Вадим, кого тебе нарисовать?

— Жирафа! — говорит. Нарисовала и вырезала жирафа. Снова ребёнок счастливый пошёл спать.

Детей так просто порадовать, но взрослому иногда бывает сложно додуматься до настолько простых решений.

1 февраля 2016 г.

Я наконец нашла способ сохранять энергию и в настоящее время чувствую себя лучше, чем когда-либо. Даже самой удивительно, ведь раньше февраль тянулся для меня мучительно и ожидание весны истощало.

Способ очень простой на словах, но сказать всегда гораздо легче, чем воплотить.

Я научилась полностью переключаться с семейных/детских дел на себя и свои интересы. И это практически полностью восстанавливает мои силы.

То есть раньше я только пыталась это делать — уходила в ванну, читала, наслаждалась шоколадкой. Но этого было мало. Какая-то жалкая попытка спрятаться на короткое время от всех.

К тому же, часто получалось так, что даже в это своё свободное время я продолжала что-то делать для детей: готовить листки с заданиями или обдумывать какие-то семейные ситуации и проблемы.

И никакого отдыха, а тем более восстановления не происходило.

Но теперь у меня стало получаться резко переключаться — и это совсем другое дело! Видимо, что-то дозрело в голове. Мысленно называю свою теперешнюю жизнь двухфазной.

22 марта 2016 г.

Иногда меня спрашивают о том, по какой методике я занимаюсь с детьми. Методики никакой нет, это скорее несколько правил, которых я придерживаюсь.

Я уверена в том, что первым делом нужно мотивировать ребёнка. Мне встречались родители, которые считали, что их ребёнка мотивировать невозможно, мол, ребёнок лентяй, которому ничего неинтересно, кроме компьютерных игр. У меня сразу возникает подозрение, что лентяи в этой ситуации как раз родители, а не ребёнок. Потому что к любому, даже самому неспособному ребёнку можно найти подход и добиться пусть медленного, но стабильного прогресса в обучении.

Если мои дети, по семь-восемь лет просидевшие в стенах детского дома, не знающие к этому возрасту элементарных вещей и понятий, да что уж там, простых слов порой не понимающие, имеющие в карточке диагноз «лёгкая умственная отсталость» (который, как потом выяснилось, не соответствует истине), — за полгода ежедневных занятий начали бегло читать, писать и считать, то что говорить о домашних детях?

Некоторые родители считают, что учить ребёнка чему-либо в дошкольном возрасте вредно. На мой взгляд, вредно отправлять ребёнка в школу, если он не умеет хотя бы читать. Ведь школа требует от него мгновенного усвоения материала, и дети, которые не способны учиться быстро, начинают отставать, паниковать, уставать. Родители подгоняют и давят, мотивация ребёнка резко падает и он отчаивается, переставая верить в свои силы. Родители тоже, бывает, в этот момент отчаиваются и думают, что ребёнок просто неспособный. Хотя на самом деле это не так. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, потребуется в сто раз больше сил, чем понадобилось бы до школы. Необходимо будет помочь ребёнку догнать и немного обогнать одноклассников, чтобы он почувствовал себя успешным и поверил в то, что он МОЖЕТ.

Поэтому я изо всех сил стараюсь научить своих детей до школы всему, что только возможно.

Конечно, дети бывают с разными способностями к обучению. То, что один понимает после первого же объяснения, другой никак не может понять даже после десятого или быстро забывает то, что вроде бы вчера отлично понял. Но в любом случае, не нужно терять надежду и терпение, необходимо искать способ объяснить. Это даже интересно. Радость, которую я испытываю, когда мне удаётся растолковать Гале какую-то сложную, с её точки зрения, задачу — не описать словами! Я просто торжествую и горжусь собой.

Но каким бы ни был ребёнок, способным или не очень, самое главное, как я написала выше — это мотивировать его и наладить регулярность занятий.

Начинаю я вот с чего.

Каждый день в определённое время (например, утром после завтрака или во второй половине дня после полдника) я выдаю ребёнку листочки с заданиями. Для начала это должны быть самые простые задания, которые только можно придумать. Например, обводилки по пунктирным линиям или раскраски, всё что угодно. Ребёнок должен привыкнуть, что у него теперь есть обязательное дело. Два раза в день по 5-10 минут он занятой человек.

Относиться к этим заданиям нужно серьёзно. Взялся раскрашивать — будь добр не выходить за линию, правильно подбирать цвета, не оставлять видимых пробелов. Работа должна быть выполнена на отлично.

Нина в свои семь лет раскрашивала очень небрежно. Проверяя работу, я сначала хвалила её за те места, которые получились хорошо (даже когда нужно было сильно постараться, чтобы найти их), а потом указывала на недостатки и говорила, что девочке с такими ловкими руками должно быть стыдно выполнять свою работу настолько небрежно. И дальше рассказывала о том, что если бы я не старалась приготовить вкусный суп на обед, ей бы тоже не понравилось его есть. И если врач не будет стараться вылечить больного, больной может погибнуть. Если пожарные не постараются потушить пожар — дом сгорит. Если дворник будет плохо подметать — улицы останутся грязными. Из детей, которые старательно выполняют свои задания, вырастают старательные взрослые. Все вокруг стараются, чтобы было хорошо.

Нина слушала эту речь, открыв рот. Она и не представляла себе, что это так важно. И она стала стараться. Переживала, если случайно выходила за линию, тщательнее закрашивала, практически исключая пробелы. Ну а я нахваливала её, не скупясь на слова.

Так у нас начинаются короткие, но регулярные занятия, которые ребёнок старательно выполняет и сам радуется тому, как хорошо у него получается. Желательно сохранить листок с выполненными первыми заданиями, чтобы потом можно было сравнить.

На этом этапе, как правило, ребёнок окрыляется успехом и начинает просить ещё и ещё заданий. Но я объясняю, что всему своё время и хорошего понемножку. И продолжаю давать задания только в положенное время. Теперь он ждёт свои занятия с нетерпением, и важно не испортить этот позитивный настрой.

Вот у нас уже готов ребенок, способный регулярно выполнять задания.

Тогда я начинаю постепенно вводить более сложные задания. Например, распечатываю карточки с цифрами от одного до десяти, и мы учимся раскладывать их по порядку. Разбираемся с понятиями «возрастание» и «убывание». Затем я приношу конфеты, и мы подкладываем к цифрам соответствующее количество конфет. Потом наоборот: я насыпаю кучки конфет, а ребёнок пересчитывает и кладёт карточку с нужной цифрой. Или я называю число, а ребёнок должен показать столько же пальцев. Все эти задания мы важно называем математикой, и ребёнок гордится, что началась уже настоящая учёба и вроде всё понятно, и совсем не страшно, даже интересно.

Для чтения я распечатываю на листе слоги, написанные очень крупно, 3—4 см высотой. Во всех пособиях буквы, слоги и слова мельче, чем мне нужно, поэтому я их не использую. Когда слоги освоены, я распечатываю написанные тем же шрифтом слова из трёх букв, затем из четырёх и так далее. Длинные слова разбиваю на слоги, но не через дефис, а просто через пробел: СО БА КА.

Когда чтение слов освоено, я пишу словосочетания. Но не простые, а абсурдные, чтобы было веселее: СИНИЕ ПОМИДОРЫ, ГОРЯЧЕЕ МОРОЖЕНОЕ. Когда смешно, детям интересно прочитать, что там ещё придумали.

После словосочетаний я распечатываю листы с абсурдными предложениями: КАТЯ ПОМЫЛА ГОЛОВУ КВАСОМ. БАБУШКА СВЯЗАЛА НОСОК ИЗ ЧЕРВЯКОВ. ОЛЯ РАСЧЕСАЛА ВИЛКОЙ ВОЛОСЫ. МАМА КУПИЛА В МАГАЗИНЕ ЖИРАФА.

Дети такие предложения просто обожают. Хохочут, повторяют, перечитывают заново. Даже когда занятие уже закончилось, они ещё долго ходят под впечатлением. Это их первый опыт, и то, что чтение может быть удовольствием и развлечением, стимулирует читать ещё и ещё.

Когда предложения освоены, можно начинать читать маленькие тексты. Я стараюсь сочинить и распечатать что-то актуальное. Дети любят читать про себя или про события, произошедшие недавно дома, и читают об этом с большим интересом. Так постепенно приобретается беглость и лёгкость чтения. И можно уже пробовать читать настоящие книги.

Почти все мои дети расчитывались на серии книг Анни Шмидт «Саша и Маша». Это короткие простые рассказы о дружбе мальчика и девочки, часто забавные — то, что нужно для первого чтения. После того, как дети прочитывают все пять частей этих историй, они, как правило, уже свободно читают, и можно подсовывать им другие интересные книжки.

Параллельно с обучением чтению я распечатываю листочки с примерами в пределах десятка. Дети считают на пальцах и записывают ответы. Когда ребёнок уже хорошо читает и легко считает примеры, я отбираю на отдельные листочки задачи, пользуясь своими любимыми сборниками.

Я не люблю готовые пособия, мне они кажутся неудобными. Во-первых, мелкий шрифт, во-вторых, я набираю те задачи, которые мне интересно обсудить на данный момент, добавляю задания на смекалку или геометрические, и главное — оставляю место, где ребёнок записывает решение.

То есть, потратив своё время на подготовку этого листка, я существенно экономлю время и силы ребёнка, и следовательно, он усваивает большее количество заданий, не успевая устать.

И вообще я всегда стараюсь придумать нечто такое, чтобы учиться было легче. Больше юмора, игры.

Пишет Нина двойку, например, скрюченную, а я ей:

— Нина, а чего это двойки у тебя такие злые? Смотри, если этот хвостик опустить и нарисовать плавнее, то двойка сразу добреет…

Или:

— А почему у тебя все шестёрки написаны не в ту сторону? Они что, обиделись?

Нина смеётся и переписывает шестёрки, уговаривая их не обижаться. И многие ситуации можно так обыграть, просто чтобы было веселее.

Помимо занятий математикой, чтением и письмом, мы обязательно смотрим картинки. Я заранее набираю в интернете картинки на нужную нам тему (животные, цветы, мебель, картины известных художников — что угодно), мы их смотрим, обсуждаем, запоминаем названия незнакомых предметов. Все дети любят смотреть картинки, а дети из детского дома особенно нуждаются в пополнении словарного запаса. Они часто не различают ягоды, деревья, цветы, а это затрудняет обучение чтению, потому что если попадаются незнакомые слова, то становится непонятно, о чём речь.

Периодически я устраиваю проверку изученных слов. Дети это очень любят, собираются толпой около компьютера, и если проверяемый слово забыл, то другие радостно подсказывают.

Еще мы часто смотрим документальные фильмы о природе, жизни животных и вообще разное прекрасное — всё, что потом можно обсудить. Книги для чтения вслух я тоже подбираю так, чтобы был повод поговорить на какие-то важные темы.

Также мы смотрим видеоролики про разных спортсменов, танцоров, необычных художников и музыкантов. И разговариваем о том, что все эти люди когда-то были детьми, которые ничего не умели, но благодаря своему упорству и ежедневному труду они научились делать своё дело лучше всех (или придумали собственный необычный способ рисовать, например).

Я рассказываю о том, как плачут на тренировках балерины или маленькие гимнастки, как им бывает тяжело и как иногда хочется всё бросить. А сколько людей с инвалидностью (например, с отсутствующими частями тела) приспосабливаются жить самостоятельно. Они шаг за шагом движутся к своей цели и в результате то, что нам кажется очень сложным, они выполняют с невероятной лёгкостью.

На детей эти разговоры производят сильное впечатление. Они начинают понимать, что часто за успехом стоит труд и преодоление себя, и постепенно привыкают к этой мысли.

28 марта 2016 г.

Меня часто критикуют за довольно строгий режим дня и вместе с тем удивляются, как это мы всё успеваем. Но с семью детьми, двое из которых малыши, без распорядка было бы очень тяжело.

Иногда бывают дни, когда по каким-то причинам соблюдать режим нет возможности, и я ощущаю огромную разницу — ни на что не хватает времени, дети усталые и капризные…

Наш папа работает в три смены, каждую неделю по-разному. В разные дни у старших детей разная наполненность кружками, поэтому недели у нас немного отличаются, но я напишу в общих чертах.

Итак. Просыпаемся мы в 7 утра, потому что второклашкам нужно в школу. Кормлю, заплетаю Галю, отпускаю в школу (она у нас рядом с домом). Завтрак я никогда не готовлю, потому что никто из детей не любит есть по утрам. Ограничиваемся творогом, йогуртом, бутербродами, хлопьями. Каждый выбирает, чего ему в данный момент больше хочется. И чай, конечно.

В 7.30 уходят второклашки и у меня есть время до 9.00, которое я могу потратить на чтение, пост в фейсбуке, распечатывание заданий на день или просто могу пойти досыпать.

В 9.00 бужу остальных. Нину отправляю в тёплую ванну, там она и завтракает. Ставлю пластмассовую полку-столик на края ванны, а на неё — чай с печеньем, творожок. Нине очень нравится так есть, она говорит: «Ооо, я как королева в ванной завтракаю!»

Остальные (Маша, Вадим, Кирилл, Кристина) умываются и не спеша едят.

С 10 до 11 часов у Марии урок французского по скайпу, она удаляется для этого в отдельную комнату, чтобы никто не мешал. Я в это время делаю Нине все необходимые процедуры, затем мою её, вытаскиваю из ванны и помогаю одеться. Кирилл к этому времени уже должен закончить переписывать свой текст и начать читать. Это его утренняя порция занятий, которая выполняется без моих напоминаний. Отправляю купаться в ванну Вадима.

11 часов. У старшей закончился урок, и она садится за фортепиано или уходит в музыкальную школу — смотря какой день недели. Нина начинает писать страницу из прописей, затем я выдаю ей листок с примерами. Параллельно готовлю обед.

В 12.30 обедают младшие. С 13.00 старшие и я. Иногда во время обеда я читаю им вслух. Или включаем какой-нибудь документальный фильм и смотрим вместе, обсуждая.

В 14.00 все раскладываются на «тихий час». Старшие читают, Нина слушает аудиосказки в кровати, потом засыпает. Младшие спят в своих комнатах.

Тихий час у нас примерно до 16-17 часов, как пойдёт. Иногда, чаще в зимнее время, все так крепко засыпают, что в 17 приходится будить.

Во время «тихого часа» я читаю что-то своё, готовлю задания детям на вторую половину дня, пеку что-нибудь к полднику или тоже сплю. В некоторые дни уже с 16 часов старшие разбредаются по своим кружкам.

В 17 часов дом снова оживает. Пьём чай, подкрепляемся. Кристину отправляю в ванну, второклашки садятся за уроки, Мария тоже (она учится экстерном и раз в месяц сдаёт экзамен за годовой курс какого-либо предмета 8 класса).

Я раздаю задания Нине и Кириллу, занимаюсь с ними по очереди, параллельно отвечая на вопросы по домашней работе второклассникам. После Кристины в ванну идёт Кирилл.

К 19 часам, если погода позволяет, старшие убегают гулять, а если папа вернулся с работы, то мы или идём гулять с младшими и Ниной, или он забирает детей и отправляется с ними без меня. Я не большой любитель прогулок, особенно в зимнее время, да и пока никого нет, очень удобно убираться и мыть полы.

Примерно с 20.00 начинаю готовить ужин. Иногда готовлю два разных блюда, например, малышам, Нине (привереда) и Гале (у неё строгая диета) — одно, а старшим и нам, взрослым. — другое. В это время по очереди моются старшие дети.

В 21.00 — ужин. Читаю старшим вслух.

В 22.00 — дети укладываются спать. Старшая до 23.00 ещё читает.

Мы с мужем стараемся побыстрее прибрать на кухне, где-то подмести или помыть полы, если нужно, запускаем стирку и посудомойку, начищаем ванную и туалет.

День закончен, но до часа ночи я, бывает, ещё за него цепляюсь, чтобы почитать в своё удовольствие, сделать маникюр, поваляться в ванне, да и просто поболтать с мужем обо всём.

30 марта 2016 г.

Многие думают, что воспитывать приёмных детей, тем более детей с проблемами здоровья, могут только сильные и смелые люди. Но я — яркий пример обратного. И это не кокетство, а чистая правда.

Я очень тревожный и сомневающийся человек. Живу сегодняшним днём и не планирую ничего на далёкое будущее.

Когда всё слишком хорошо и легко, я начинаю бояться, что случится что-нибудь плохое. И срочно придумываю себе какие-нибудь трудности и преодоления.

У меня нет никакого чёткого плана по воспитанию детей, я стараюсь следовать интуиции. Иногда я отчаиваюсь и думаю, что ничего не получится, я не смогу и не справлюсь, но деваться некуда — и маленькими шажками мы двигаемся вперёд, просто надеясь, что оно само как-нибудь выровняется.

Иногда я ошибаюсь и веду себя не лучшим образом. Например, я могу в порыве воспитательной речи расплакаться, если ситуация, которую мы обсуждаем, меня задевает.

Порой я обижаюсь на кого-нибудь из детей, потому что ничего умнее не могу придумать.

Бывают моменты, когда я настолько устаю, что могу просто так накричать на детей, и потом приходится извиняться.

Иногда я тяну время и специально не ложусь спать — не хочу, чтобы наступал следующий день. А когда всё-таки приходится лечь, думаю: «Неееееет! Только не завтраа!» А мне всего-то нужно доехать до поликлиники или побегать по инстанциям, собрать какие-нибудь справки. И на следующий день я спокойно справляюсь с этими делами.

Бывают дни, когда всё идёт не так с самого утра, и я чувствую себя самой несчастной на свете. Потому что у меня нет сил, а я должна.

Мне необходимо получить права, чтобы возить детей на машине, ведь я совершенно выбиваюсь из сил, таская на руках инвалидную коляску по переходам и лестницам, втискиваясь с ней в автобус, но я боюсь садиться за руль.

Меня может вывести из строя какое-то неосторожное слово или хамское поведение по отношению ко мне от незнакомого человека. Тогда я сильно расстраиваюсь и до конца дня буду приходить в себя.

У меня не получается устроить нормальный скандал, например, в школе, когда я чувствую, что с моим ребёнком несправедливо поступили. Я прихожу ругаться и отстаивать своё, но в самый неподходящий момент могу разреветься, как дура, и всем становится очевидно, что никакая я не тигрица.

Всякое бывает. Но как бы я ни уставала, я живу в полной уверенности, что сейчас самое счастливое время в моей жизни. Мне даже страшно от подобной мысли. Я ни минуты не жалею о том, что мы взяли в семью кого-то из детей.

Каждый день я чему-то учусь, работаю над собой, иногда преодолеваю и воспитываю себя. Я уверена, что становлюсь лучше, но помню, над чем ещё нужно работать.

26 сентября 2016 г.

Хочется надеяться, что все понимают: если в многодетной семье родители станут идти на поводу у детей — это будет катастрофа.

Поэтому требования к детям в большой семье более строгие, чем в семье с двумя-тремя детьми. Если ты дашь слабину с одним, остальные этого не пропустят.

Ещё нужно учитывать, что в семье, в которую иногда прибывают новые дети, происходит адаптация всех членов семьи к новому ребёнку и нового ребёнка к семье. Это очень сложный период для всех, и общие правила поведения должны быть тверды и непоколебимы, иначе конец.

То есть условия жизни у нас довольно нестандартные.

Теперь рассмотрим личность матери. Мать — живой человек с ограниченным ресурсом и кучей забот. Те, кто не понаслышке знает, что такое адаптация к приёмному ребёнку, помнят, как сложно в это тяжёлое время оставаться собой.

Ты буквально вживляешь в себя нового ребёнка. Иногда это происходит очень мучительно и твоя личность протестует.

Это как заставлять себя есть что-то неприятное, но очень полезное, давясь и преодолевая рвотный рефлекс (ох, чую, схлопочу я за такое сравнение, но оставлю всё равно, потому что это очень близко к тому, что я испытывала). Это тот же самый токсикоз, если хотите.

Так вот, если вы думаете, что в этот период я сажаю ребёнка на колени и разговариваю с ним сладким голосом, то придётся вас разочаровать.

Ребёнок орёт и психует, я тоже ору и психую. И ору я всякие прописные истины, максимально понятными словами, например: «Здесь я — главная, и я устанавливаю правила, а не ты!», «Я мама, а не воспитательница, со мной нельзя так обращаться!» — и всякое такое.

Когда острый период минует и ребёнок начинает понимать, кто в семье главный, становится спокойно и хорошо. Его перестаёт выкручивать, он наконец-то чувствует, что он не сам по себе, а чей-то, и начинает развиваться.

Если родитель не настоит на своём или будет недостаточно твёрд в своей позиции, ребёнок попытается установить в семье свои правила, и потом исправить ситуацию окажется ещё сложнее.

Другой вопрос, правильно ли в этой ситуации орать в ответ, как я. Уверена, что неправильно, но я человек эмоциональный, и для того, чтобы говорить уверенно и спокойно, у меня не всегда хватает сил.

Правила воспитания у нас простые, я писала об этом не раз.

Если на примере игры с песком, то это происходит так: я выдаю песок, объясняю, что можно с ним делать, а что категорически нельзя. За грубые нарушения (если что-то произошло случайно, то я сделаю замечание, но не накажу, конечно) увожу ребёнка из комнаты, где играют остальные, подробно объясняя, почему я это делаю.

Младшим детям — скидка за возраст. Им ещё сложно строго соблюдать правила, но нужно стремиться к тому, чтобы они всё-таки старались это делать.

Кристине и Вадиму я сначала сделаю десять замечаний и только потом уведу. Старшие понимают, почему по отношению к младшим правила мягче.

Наказания у нас простые.

Сидение на специальном стульчике рядом со мной 10—15 минут (завожу таймер, чтобы ребёнок видел, сколько осталось). Обычно нужно, если он разошёлся и не может успокоиться.

Лишение сладкого за проступок средней тяжести.

За более тяжёлые проступки я или не отпускаю гулять, или ограничиваю в чём-либо.

В особо тяжёлых случаях весь день вожу ребёнка за собой, не разрешая играть с остальными детьми.

Ещё я много, очень много объясняю, почему в каждой семье есть правила и что происходит, если их нет.

Я говорю о том, что строгие родители очень любят своих детей и именно поэтому стараются их воспитать. Говорю, что родителям сложно наказывать детей, ведь они их очень любят, но они просто обязаны это делать, если желают им добра.

Мы обсуждаем справедливость наказания и чувства обеих сторон. Договариваемся, что будем стараться беречь друг друга, чтобы наказаний было поменьше и побольше приятных моментов.

У нас бывают долгие периоды, когда дети соблюдают правила и царит мир и покой. Бывает, что какого-то одного ребёнка переклинит (причём с любым такое может случиться) и мы ругаем его и наказываем.

Бывает, что сразу несколько детей как с цепи срываются и чудят каждый на свой лад. Приходится придумывать что-то, чтобы снова добиться равновесия.

Бывает, я истощаюсь и начинаю рявкать на мелкие проступки и не к месту читать длинные лекции о том, что бы мне хотелось воспитать в моих детях.

Всякое бывает. Мы обычная семья. Я стараюсь писать о проблемах, по крайней мере, о крупных, над которыми действительно нужно подумать. О мелких столкновениях писать не вижу смысла, да и силы на это жалко тратить.

Я не профессионал, не специалист, а просто мама, которая ломает голову над тем, как правильно поступить, совершает ошибки и делает выводы.

9 октября 2016 г.

Меня страшно раздражают фразы вроде «отогреть ребёнка своей любовью», «родить сердцем». А также комментарии: мол, за год-два в семье ребёнок так расцвёл и раскрылся, вот что делает любооовь…

Но с разными детьми отношения складываются по-разному. Одного ребёнка хочется схватить в охапку, крепко прижать и больше не расставаться. С другим требуется много времени, чтобы присмотреться, привыкнуть.

Неправильно думать, будто приёмные родители — это какие-то святые, любящие по умолчанию весь мир или умеющие включать в себе любовь по команде. Не нужно так высоко задирать планку для кандидатов в приёмные родители. Это сделает их адаптацию ещё более невыносимой.

Поэтому и берут чаще маленьких детей, пытаясь упростить себе эту наисложнейшую задачу: полюбить. Ведь окружающие будут заглядывать в глаза и не успокоятся, пока ты не убедишь их, что полюбил приёмного ребёнка как родного.

А дети расцветают в заботе. Этого достаточно, правда.

И любовь приходит ПОСЛЕ того, как ребенок отогрелся и расцвёл в заботе.

Потому что домой ты привозишь совершенно чужого ребёнка, не своего. Как можно любить, если ты совсем не знаешь его?

Для того чтобы этот ребёнок стал своим, нужно время и много-много труда. А вот когда ты уже замечаешь результаты своего труда, то начинаешь любоваться. Ведь теперь он тебе уже не чужой, ты тоже немножко сделал его.

И со временем начинаешь замечать в ребёнке всё больше и больше сделанного тобой. А как можно не любить своё произведение?

31 октября 2016 г.

Очень важно снимать на видео своих детей, которые чему-то учатся. Особенно если ребёнку учиться сложно. Ведь этот труд быстро забывается, а такое видео очень мотивирует детей.

Мы с Галей иногда просматриваем видео, снятое когда она только приехала домой. На нём она читает первые слова, с трудом рассказывает короткие стихи. И Галя удивляется, насколько ей было тогда сложно. Мы вспоминаем, как она говорила: «Я никогда-никогда не смогу это понять!» А сейчас кажется, что всё очень легко. Это очень мотивирует её, придаёт сил.

И я очень радуюсь, когда дети замечают успехи друг друга.

— Мам, Нина уже так хорошо играет, ничего себе!

— У Кирилла получается писать без ошибок!

— Мам, быстрее иди сюда, ты не представляешь, какую башню построил Вадим!

— А Кристинка уже запомнила эту песенку! Она такая смешная!

— Как Тимур так быстро считает? Не представляю!

— Ого, Маша уже как Настя по-французски может говорить!

— Классная у Гали сказка получилась! Настоящий боевик!

Мы часто говорим, что все люди в чём-то сильны, а в чём-то слабы, и у каждого есть свой талант. Тогда дети наперебой начинают выкрикивать, какие у кого таланты. И получается, что все молодцы и умницы.

8 декабря 2016 г.

Довольно часто сталкиваюсь с мнением, что в больших многодетных семьях детям очень не хватает родительского внимания. Я считаю, в этом вопросе очень важно сохранить здравомыслие,

С трёх лет обычный ребёнок спокойно может обходиться без мамы большую часть дня. Например, ходить в детский сад или проводить время с бабушкой или няней. Мама может работать или заниматься другими своими делами — это совершенно естественно. Причём во всех культурах и странах.

И мне очень жаль мам, которых заставляют испытывать чувство вины по поводу того, что они уделяют мало времени своим детям.

Мало внимания — это видеть своего ребёнка раз в месяц. Но если вы утром отводите ребёнка в садик, а вечером забираете и идёте вместе за руку, обсуждая события прошедшего дня, а на выходных выбираетесь на большую прогулку, в кукольный театр или просто валяетесь в обнимку перед телевизором — можете быть уверены, что вы достаточно уделяете внимания своему ребёнку. И не позволяйте никому даже намекать на то, что ему мало.

Если ребёнок плохо себя ведёт, нет никакой гарантии, что если вы уйдёте с работы и будете весь день проводить вместе, то его поведение резко изменится. Можно придумать какие-то совместные дела, ритуалы, чтобы ваши отношения стали ближе, но совсем не обязательно посвящать всё своё время и силы воспитанию. Это скорее принесёт вред, нежели пользу.

Когда я была беременна в первый раз, то очень переживала, хорошей ли матерью буду. А начитавшись женских форумов, совершенно невозможно сохранять спокойствие по этому поводу. Ведь в любой момент может что-то пойти не по плану, и тогда ВСЁ ПРОПАЛО. Роддом — это плохо, кесарево — плохо, искусственное кормление — вообще издевательство над ребёнком… И так далее по списку. В любой момент можно накосячить, и сама не заметишь, как окажешься в списке плохих матерей.

И, конечно, у меня сразу всё пошло не по плану. Акушер-гинеколог намерила мне узкий таз и сказала, что шансы родить естественным путём невелики. Всю беременность меня настраивали на кесарево, поэтому мне ничего больше не оставалось, как с этим смириться. В итоге я обоих своих детей родила естественным способом, но никогда не стану утверждать, что только так правильно. Правильно, чтобы ребёнок родился живым и здоровым.

Затем я наладила идеальное грудное вскармливание, но недолго собой гордилась — у маленькой Маши началась страшнейшая аллергия на молочный белок. И мало того, что пришлось перевести её на искусственное вскармливание, так мы ещё с большим трудом подобрали смесь. Но только тогда моя малышка из ярко-красного от сыпи младенца превратилась в нормального ребёнка, перестала круглосуточно кричать и стала спать по ночам.

А когда родился Тимур, грудное вскармливание стало невозможным из-за конфликта по группе крови. Мне ничего другого не оставалось, как принять тот факт, что нет единственного правильного алгоритма поведения хорошей матери. Возможны варианты.

Если вы любите своего ребёнка и желаете ему добра, то вы — хорошая мама несмотря ни на что. Обстоятельства могут складываться самым затейливым образом, но сомнений по этому поводу у вас возникать не должно. Оглянитесь вокруг, почитайте про воспитание детей в разные времена, в разных странах и успокойтесь.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2056


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930