Сайт Образование и Православие > Книжное обозрение > Должна обязательно быть традиция домашнего чтения

Должна обязательно быть традиция домашнего чтения


15.04.2015.

В дни весенних каникул в Москве прошел финал Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». О его итогах «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Беседовала Вера Смирнова.

Должна обязательно быть традиция домашнего чтения— Владыка, в России множество творческих конкурсов для школьников. В чем особенность конкурса «Лето Господне»?
 
— Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» стартовал в сентябре прошлого года. Участвуя в этом проекте, молодые люди, школьники имели возможность проявить свои таланты, задуматься о своей вере и своей культурной принадлежности. Для написания творческой работы мы предлагали достаточно серьезные темы, выходящие за рамки школьной программы: «Образы Святой Руси», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии». В конкурсе принимали участие школьники 6-12 классов. Этот тот возраст, когда юный человек задается такими важными вопросами: В чем смысл жизни? Для чего он пришел в этот мир? Что значит быть верующим? Своими размышлениями ребята делились в творческих работах, написанных в самых разных жанрах: эссе, рассказ, дневник, рецензия.
 
— Много ли работ пришло на конкурс?
 
— Когда мы объявили о старте конкурса «Лето Господне», предполагали, что получим 300-400 заявок. Мы не имели возможности сделать большую рекламу. Но результат превзошел даже самые смелые наши ожидания. К декабрю мы получили 1363 работы. Скажу откровенно, некоторые работы отдавали типично школьным языком, но многие, несмотря на возраст, написаны достаточно хорошим литературным языком и оригинальны по своему изложению. Нашим экспертам, школьным учителям литературы, пришлось очень много потрудиться, чтобы прочитать такой «массив текстов» и выставить баллы.
 
Я проводил заседание жюри, после работы экспертов, и нам было не просто сформировать шорт-лист. Хотя жюри состояло из известных писателей, журналистов и деятелей культуры. В финальную часть мы отобрали 35 человек. Я лично прочитал очень много работ. Честно скажу — не мог оторваться. Меня поразило, какие талантливые, умные и глубокие юные авторы у нас растут.
 
— Как определяли победителей конкурса «Лето Господне»?
 
— В дни школьных каникул финалисты приехали в Москву. Их было 35 человек из 21 российского региона, а также из Украины, Белоруссии и Казахстана. Они были с родителями или преподавателями. Конечно, посещение столицы России было для них огромной радостью. Кто-то приехал в Москву первый раз.
 
Мы подготовили для них интересную программу. Все, дети и сопровождающие, были на Литургии в Храме Христа Спасителя, посетили Покровский женский монастырь, где приложились к мощам блаженной Матроны Московской, почти целый день провели в Троице-Сергиевой лавре, были в музеях Кремля.
 
Для финалистов у нас в Издательском Совете мы организовали мастер-классы, которые провели протоиерей Николай Агафонов и писатель Виктор Николаев. 22 марта ребята написали итоговые творческие работы. По их результатам определили победителей.
 
Надо сказать, что тон в финале задавали девочки. Из 15 лауреатов — только 4 мальчика. Один из них Артем Макаренко — ученик 11 класса из города Ровеньки Луганской области — с юго-востока Украины, где идет военный конфликт. Как же он радовался, что побывал в Москве. Первые места в нашем конкурсе заняли школьницы из российской глубинки. Лучшей в возрастной категории 6-7 класс стала Анастасия Агафонова из города Михайловки Волгоградской области. Дарья Илюнина из Мценска победила среди учащихся 8-9 классов, а Дарья Щелкова из Тамбова стала лауреатом среди школьников 10-12 классов.
 
— О чем писали финалисты в своих работах?
 
— Мы предложили им темы: «Святой покровитель моего края», «Моя жизнь во Христе», «Откуда есть пошла земля русская» и свободная тема. Ребята писали о Сергии Радонежском, князе Владимире, Петре и Февронии, о святом Кукше, который в двенадцатом веке проповедовал Евангелие среди вятичей. Наши финалисты размышляли о пути к Богу и воцерковлении. Мне запомнились слова Екатерины Гринько из Волгоградской области. Она написала: «Жизнь во Христе — это не только посты, земные поклоны, цитирование Священного Писания, но и каждодневная жертва, работа над собой…». Другая девочка, Дарья Кислова из Казани, сравнила жизнь с выпускным экзаменом в Вечность.
 
— Как Вам кажется, что помогло ребятам победить в творческом конкурсе?
 
— Любовь к русской литературе, целеустремленность и, конечно, та среда, которую создали педагоги в школе и родители дома. Как рассказала нам Дарья Щелкова из Тамбова, участвовать в конкурсе ей посоветовала школьная учительница. Значит, она интересуется такими конкурсами и привлекает к участию своих учеников, она работает с ними.
 
Похожая история и у других ребят. От личности преподавателя, который может увлечь школьников литературой и творчеством зависит очень многое. А чтобы талантливо писать, нужно обладать не только даром художественного слова и быть начитанным, необходимо сохранять чистоту помыслов.
 
— Многие родители жалуются, что не могут повлиять на своих детей, что их интересуют только компьютерные игры, что они не читают книги. Что здесь можно посоветовать?
 
— Как видите, конкурс «Лето Господне» представляет нам положительный пример и показывает, что воспитание детей нельзя пускать на самотек. Мне довелось слышать такое высказывание: «Современные родители общаются со своими детьми в свободное от работы время. То есть никогда». И мы видим, что во многих семьях мамы и папы слишком увлечены зарабатыванием денег, карьерой. По вечерам вместо того, чтобы поговорить — каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер. Воспитание детей перекладывается сначала на нянь, потом на репетиторов, а мировоззрение подрастающего поколения формируют телевидение и интернет.

В школе тоже последние годы была тревожная тенденция — педагогику пытались свести к предоставлению образовательных услуг, из нее чуть было совсем не ушел воспитательный компонент. Убежден, что преподаватель должен быть и учителем, и наставником, и просветителем.
 
Ну, а главная ответственность — все равно лежит на родителях. В семье должна обязательно быть традиция домашнего чтения. Детям с самых ранних лет надо читать Евангелие, жития святых, народные сказки и русскую классику. И когда они подрастут — обязательно будут дружить с книгой.


 


Вернуться назад