Сайт Образование и Православие > Книжное обозрение > Незамеченные романы

Незамеченные романы


17.05.2016.

Писатель и публицист Дмитрий Филиппов о литературе которую почти не читают.

Незамеченные романыПомните, у Высоцкого: «Если, путь прорубая отцовским мечом,/ Ты соленые слезы на ус намотал,/ Если в жарком сраженье узнал, что почем,/ Значит, нужные книги ты в детстве читал»? А какие они, эти нужные книги?

Ведь даже приблизительного списка нет. Школьная программа по литературе? Но она составлена таким образом, что может отбить охоту к чтению даже у склонного к гуманитарным наукам ребенка. Бесчисленные списки «сто лучших книг»? Это даже не смешно. И потом, в семье потомственного интеллигента с набором репрессированных родственников нужными книгами будут «Архипелаг ГУЛАГ», «Русская красавица», «Приключения солдата Ивана Чонкина» и прочая «Кысь». А в семье «золотой молодежи»? Оксана Робски? Коэльо? Коллективный «Духless»? И это не вопрос образования или начитанности, тут проблема куда шире и глубже. То, что ты прочитал в юности, окончательно и бесповоротно формирует твою личность. Рос на «Казусе Кукоцкого»? Будешь презирать «быдломассу» и ходить на белоленточные митинги. Был потрясен «Тихим Доном»? Есть реальный шанс, что тебе хватит сил ощутить себя плотью от плоти своей земли и своего народа, песчинкой в потоке времени, частью чего-то огромного и целого, что неизмеримо дороже твоей собственной жизни.

Все, что проистекает в нашем мире, не происходит само по себе, по стечению случайных обстоятельств. То есть категория случайного может вмешиваться в нашу жизнь, но общая линия всегда спланирована заранее. Трагедия в том, что не мы выбираем общую линию. Писатель Владимир Лорченков (проживающий ныне в Канаде) в разговоре о современном кинематографе сказал мне на днях: «Чей дискурс, того и тапки. Голливуд — всего лишь следствие владения дискурсом. А если проще про "дискурс"… Голливуд — всего лишь следствие владения авианосцами, влиянием, деньгами, технологиями власти и бомбами». И это не теория заговоров. Просто на примере кинематографа все видится нагляднее. Практически вся мировая киноиндустрия (включая российскую) — это калька с Голливуда. А что с книгами? А вот с книгами закавыка.   

Литературой управлять сложнее, чем кинематографом, потому что режиссер не снимет кино без денег, а кто дает деньги, тот и заказывает музыку. А вот книгу легко написать без гроша в кармане. Писателю сложнее приказать или заставить его написать что-то, чем он не переболел внутри себя. Возможно, конечно, все возможно, но опыт советского периода научил, что миллионные тиражи Панферова никому не интересны, а Булгакова даже в самиздате с руками оторвут.

Русский писатель — субъект неподконтрольный. Нет, ему, как и всем, хочется и денег, и славы, и признания, и миллионных тиражей, и прочих печенюшек, но он не променяет на них свое чувство Правоты. Потому что знает: как только произойдет обмен — ни единой живой строчки он больше не напишет.  

Поэтому что надо сделать с такими писателями? Правильно! Иг-но-ри-ро-вать!

Культурный дискурс в России (как, впрочем, и экономический) сейчас находится в руках людей, одним глазком посматривающих на Запад. Народу выбросили, как подачку, удобные маркеры: «либеральная общественность», «несистемная оппозиция», «национал-предатели». Но воз и ныне там. Никто этих людей не оттеснил от кормушек, им исправно перечисляют гранты и платят зарплату, а они так же исправно поливают грязью страну и убеждают всех «валить из Рашки». Но сами никогда не свалят. Кокетничают.

Когда вам говорят, что книжный мир живет по законам рынка, а лучшая реклама — это сарафанное радио, знайте: говорящий лжет вам в глаза.  Потому что сарафанное радио работает в условиях отрезанной от мира деревни, а в современном мире книгу продвигают тираж, информационное сопровождение, премии, штат критиков, презентации, место на витрине магазина, наконец. И 90% продвигаемого сегодня в сегменте современной русской литературы — это не бесталанная, но либерально ангажированная книжная продукция. Быков, Улицкая, Толстая, Акунин, Иличевский… Весь этот короб я называю одним словом — Акуцкая. Так вот, продвигают именно Акуцкую, и у неискушенного читателя может возникнуть впечатление, что других авторов нет. Но это не так. Они есть. И их много. Просто к широкому читателю их не пропускают.

Расскажу всего о трех книгах.

  • Валерий Былинский. «Адаптация». Этот роман, изданный в 2011 году, с дурацкой обложкой, давно уже не найти на прилавках. Тираж раскуплен. Но переиздавать его не спешат. Впрочем, и первое издание было выпущено с большим трудом. Что потрясает в Былинском? Ты не понимаешь, как он это делает. То есть по отдельности понятен каждый прием, каждый ход, сюжетный поворот, но как это удается соединять — уму непостижимо. Это роман о нашем современнике, о немолодом уже мужчине, который ищет Бога и все никак не может найти. Вот так, ни много ни мало. А положа руку на сердце, кто из нас может похвастаться, что он Бога в своей душе отыскал? А если отыскал, как этот человек жив еще, как его не разорвало от несовершенства мира и человеческой природы? И как вообще можно написать об этом роман, чтобы избежать скуки, с одной стороны, а с другой — не удариться в пафос? Чтобы строчки жили и пылали на белых страницах? Вот это я понимаю, задача!

Мы все адаптируемся: к работе, климату, друзьям, родственникам, городу, правительству, ценам. Человек ко всему способен адаптироваться. Только не к Богу.

Вообще вся русская литература — это литература богоискательства в том или ином виде. Но я не помню за последние двадцать лет романа, который говорил бы об этом так прямо, яростно, честно и с такой болью. Былинский написал великий роман. Есть в нем что-то, не побоюсь сравнения, от Достоевского. Федор Михайлович писал крайне небрежно, нарушая правила синтаксиса, каноны построения сюжета, намеренно усложняя структуру романа. Но не от этого одни восхищаются им, а другие терпеть не могут, просто Достоевский проговаривает вслух то, что проговаривать не принято в приличном обществе. Точно так и Былинский идет до конца. А это самое важное качество для писателя, куда важнее мастерства.

В предисловии к роману один из лучших современных критиков Лев Пирогов написал: «Текст может вам сперва не понравиться или наоборот, не важно. Но уж если доберетесь до конца — никогда больше не будете прежним. Ну или целую ночь не будете. Решайте, нужно ли вам это». Что тут добавить? Прав Лев Васильевич. На все сто прав.

  • Другой роман — «Долгая нота» Даниэля Орлова. Помню, как в одном давнишнем интервью Захар Прилепин посетовал, что-де нет сейчас современного семейного романа. Иссяк жанр. Так нет же, не иссяк, есть Даниэль Орлов — лучший мастер семейного романа на сегодняшний день в России. Язык его плавен, вкусен, красив и насыщен теплотой. Он музыкален, наконец: не зря роман назван «Долгая нота».

История семьи, история страны, история Острова (опять прорывается соловецкая тема) — все смешивается в густую брагу, в пьянящую медовуху: сделаешь глоток, и сразу шибает в голову. И при этом повествование не расползается, но остается в рамках безукоризненной хроники. Сюжетов в книге несколько, они нанизаны на Соловки, словно бусы дикаря на бечевку. Но прочнее этой связи ничего и придумать нельзя.

Как писатель добивается эффекта сопричастности? Да очень просто. Он проживает жизнь каждого персонажа, как свою собственную. И оттого в героях мы видим себя, как в старой хорошей песне: «На его месте должен был быть я». И вот ты уже узнаешь себя в героях, в Острове, в стране, которая осталась на старых картах и в памяти многих уцелевших. А если еще шире — романный мир становится равен космосу твоей души; ведь именно в этом смысле человек — мера всех вещей.

  • Третий роман — «Деды и прадеды» Дмитрия Конаныхина. Написан аж в 2008 году, но до сих пор не опубликован. Купить его можно только в Сети. Автору романа было сказано в одном солидном издательстве, что книга его НИКОГДА не будет напечатана. Меж тем «Деды и прадеды» — это не просто литература высочайшей пробы, это возврат к корням, к истокам, семейным и эстетическим. Роман объемен, по количеству персонажей и сюжетных линий тянет на эпопею. Конаныхин, как опытный резчик, вырезает во времени историю России в XX  веке. Здесь будут и свадьбы, и драки, и деревенский тяжелый труд, и Великая Отечественная, Крым и Невский пятачок, подвиги и трусость, твердость и слабость, послевоенный тихий героизм, когда не плакатом, но ежедневным изнурительным трудом поднимали страну из руин. Это о дедах и прадедах, об их жизни и подвиге. Короче, это именно та литература, по которой мы изголодались, но мы не можем ее прочитать лишь потому, что какой-то редактор решил, что эта книга никогда не будет напечатана.

Что объединяет этих трех непохожих авторов? Все они не новички в литературе, у каждого в багаже солидные литературные премии: «Ясная поляна» (Валерий Былинский), премия им. Н.В. Гоголя (Даниэль Орлов), Горьковская литературная премия (Дмитрий Конаныхин). А еще каждый из них интуитивно нащупывает, куда дальше идти русской литературе, и смотрят при этом даже не в завтра, не в послезавтра, а куда-то настолько далеко, что дух захватывает. И все это без позы, без понтов, как-то даже неосознанно.

Современная русская литература сегодня — это процентов на восемьдесят литература незамеченных книг. Я вот только трех прекрасных авторов назвал, а их десятки. Но история учит нас, что любая цензура со временем бывает разрушена. Будет пересмотрена и нынешняя культурная политика, романы эти станут золотым фондом отечественной литературы. Так будет. Только не говорите потом, что ничего не слышали.

 

Русская планета
 


Вернуться назад