История — сокровищница, рыться в которой можно до бесконечности
долго. Перебирать речения и деяния, битвы и катастрофы, помазания
и венчания, листать ветхие летописи, разглядывать чеканку монет и резные
узоры ковчежцев со святыми дарами. Об одних городах, эпохах и странах
мы знаем много, о других — постыдно мало. Византия, страна, некогда
связанная с Россией преемственностью культуры, искусства и веры, родина
порфирородных жен династии Рюриковичей — не самый известный объект для
изучения.
Книга Херрин —
хорошая возможность восполнить пробелы в образовании и узнать больше
о великом городе Константина, его императорах, цирках, церквях, святых
и переворотах. Переворачиваем страницу!«Византию» нельзя назвать
учебником или исследованием. Автор легко и непринужденно переходит
от темы к теме, рассматривает тенденции, а не хронологию, привязывает
частное к общему. Читатель видит исторические процессы, а не сухие даты
и цифры, и это помогает понять страну, не существующую уже
полтысячелетия.
Мы узнаем о причинах любви к иконам и глубинных
корнях иконоборчества, о древних традициях язычества, великолепной
античности, с которой так и не удалось проститься. О школах
и образовании для детей горожан, о торговцах и акушерках, переписчиках
и куртизанках, военачальниках и флотоводцах. О императорах, их семьях,
детях, любовницах и врагах — армянском крестьянине Василии, воссевшем
на трон Константинополя, золотом носе Юстиниана, четырех женах Льва
Философа, ослепительной красоте Константина Дуки и свирепом нраве
Болгаробойцы. Об институте евнухов и их роли в госструктуре Византии —
оказывается, многие знатные семьи кастрировали мальчиков, чтобы
обеспечить тем высокие должности при дворе. Об удивительных механизмах,
управляемых силой текущей воды, о строительстве собора Святой Софии
и возведении грандиозных крепостных стен, опоясывающих самый населенный
город Средневековья. О римском праве и римских законах, растворенных
в восточной пышности и раболепстве.
Автор встраивает события,
происходившие в Византии, в контекст мировой истории, показывает
взаимодействие Константинополя и мусульманского мира, католической
Европы, стран Средиземноморья. Как перемещались, терялись и возвращались
в мир тексты античных философов и ученых, сливались в единую литературу
арабские сказки и греческие трагедии, как проектировали акведуки
и корабли, хранили в тайне рецепт «греческого огня». Кто ввел
в обращение золотую монету византин она же безант, эталон валюты своего
времени, и как менялся состав монеты на протяжении тысячелетия. Кто
на самом деле изобрел вилку и какое осуждение вызвал невинный столовый
прибор у прелатов католической церкви. Какие статуи и фонтаны, часовни
и колонны украшали площади прекрасного города Константина.
Особое
внимание автор уделяет роли женщин в Византии. Чем прославились и за что
оказались в темнице сестры Зоя и Феодоро, чем отличилась святая Елена,
как железный характер Галлы Плацидии помог её сыну Валентиниану
сохранить власть и жизнь. Целая глава посвящена царевне Анне Комнине,
автору «Алексиады» и одной из первых значительных женщин-писательниц
в мире. Оказывается, в молодости первородная дочь Алексея Комнина сама
метила на императорский трон и до конца жизни ненавидела своего младшего
брата, которому досталась корона. А свое уникальное произведение
написала в монастыре, куда была сослана за интриги и несносный характер.
«Византия»
написана с большой любовью и уважением к материалу, автор внимательна
к деталям, подняла огромное количество источников, сумела пройти между
Сциллой банальности и Харибдой занудства. Книга читается довольно легко,
она выразительна, образна и доступна рядовому читателю.
Профессиональный историк вряд ли найдет для себя что-то новое,
но в качестве научно-популярной литературы «Византия» на высоте.
Если вы любите историю так же, как любит её скромный автор рецензии — крайне рекомендую!
Рецензия: Ника Батхен, «Питерbook».
https://www.labirint.ru/news/17136/
Вернуться назад
|