|
||||
Человеческая драма эпохи гоненийОднажды зимой, во время освящения квартир в поселке Атласово на Камчатке, я оказался в доме у одной женщины. Неспешно прочитал молитвы, окропил ее комнаты святой водой и после краткой беседы совсем уж было собрался уходить, как вдруг услышал вопрос: «А Вы не слышали ничего о Николае Степановиче Каргопольцеве, священнике поселка Толбачик? Он служил здесь в 20-х годах XX века». В тот момент я развел руками, но впоследствии весьма заинтересовался судьбой этого человека, служившего примерно в тех же местах, что и я.
![]() Анна-Николаевна-Каргопольцева-с-дочерью-и-внуком-701x1024.jpgЭто одна из старших дочерей, ей было 82 года. И, не смотря на то, что и сама Анна Николаевна многое не помнила и не знала, несмотря на три пожара, унесших драгоценнейшие сведения об отце-священнике, она сообщила мне многое из того, что другие дочери просто не знали. И вот, перед нами из небытия всплывает трагичная, неоднозначная, но реальная история жизни камчатского священника Николая Каргопольцева и его семьи.
Николай Степанович Каргопольцев родился в Чите в 1881 году. В сибирском поселке Кяхта окончил церковно-приходскую школу, а затем в Тобольске – духовную школу. Женившись на уроженке Улан-Удэ Анне Николаевне, после рукоположения был направлен на Камчатку в Палану. К этому времени у него уже было трое детей. Суровый камчатский климат и нелегкие условия жизни, вечная проблема, как прокормить быстро растущую семью, привели его к серьезной болезни. Из-за нее он стал проситься на другой, более благоустроенный приход. В 1912 году отец Николай со всей семьей переезжает в Ключи. Здесь он прожил, посещая окрестные деревни (Толбачик, Щапино и другие) до 1924 года.
![]() Эстер, в частности, писала: «К нему обращались "батюшка". Его длинный повседневный кафтан (ряса – прим.), который путался в ногах, был вообще-то темно-зеленым от ветхости; длинные тонкие волосы прелестно завивались и были немного засалены на плечах. Лицо, мягкое и приятное на вид, украшалось кудрявой светло-коричневой бородой и грустными голубыми глазами. В ежедневии в нем не было ничего от его служебного положения. Он так спешил выполнить всю возможную работу ради обеспечения средств к существованию, что у него не хватало времени без спешки ходить красивым и элегантным: кафтан его развевался при каждом шаге, так что лишь мелькали ступни и подметки. Он маршировал так, что волосы разлетались в стороны, как развевающийся флаг, а кафтан как бы взмахивал крыльями и летел, и всем, кому не лень, были видны его ужасно бедные латаные сандалии и рваные подметки… Но взгляните на него в церкви! Блестящий, в золоте и серебре, он благословлял приход, и когда, медленно размахивая кадилом, тихо обходил вокруг и кланялся перед всеми иконами и нагибался вперед, чтобы поцеловать их, тогда не видно было никаких подметок, волосы его были приглажены и блестящи на макушке, и плыли по плечам мягкими локонами. Когда он ступал вперед, а прихожане опускались на колени перед его властью и господством, пение подымалось и снижалось в невыразимой сладости. В лице его в самом деле было нечто от лика Христа, и когда он, как подходил соответствующий момент, молчаливо застывал перед алтарем, оборотясь к своей пастве, когда мягкие русские голоса сплетались один с другим в звонкой гармонии, тогда всех охватывало ощущение богослужения…», «…Ах, Батюшка, ты нам послан Богом!» В этот момент забывается, «что на следующий день ты снова будешь обычным смертным в изношенных одеждах и дырявых сапогах, несчастный бедный человек, странствующий в уличной грязи с мешками и рыболовной сетью на спине» («Деревня в тени вулкана», Петропавловск-Камчатский, 2000 г.).
![]() Они навсегда остались «поповскими детками». Местная ребятня, пионеры и комсомольцы, с презрением отзывались о них, отказывались принимать в свой круг. Не давали им даже учиться. Однако до конца жизни они оставались и остаются верующими людьми.
На могиле отца НиколаяЖивя в поселке Толбачик, отец Николай присылал жене письма и небольшую материальную помощь. Но годы шли, а известий о нем становилось все меньше и меньше. Находясь в исключительно безбожной среде, где за каждым подсматривали и подслушивали, отец Николай перестал служить и со временем стал все больше походить на обычного советского гражданина.
В 1936 году Николай Степанович уехал на материк – оставаться дальше на Камчатке было опасно. Незадолго до этого (в 1931 году) был расстрелян отец Павел Ворошилов – мильковский священник, и сосланы в лагеря два его сына вместе с семьями.
На материке Николай Степанович оставался до 1963 года. Работал бухгалтером. В 1963 году он вернулся на Камчатку, поселился в поселке Лазо, где и прожил до самой смерти, до 1967 года. Многие лазовские старожилы помнят его неспешную прихрамывающую походку и худощавую сгорбленную фигуру.
Публикация сайта Петропавловской и Камчатской епархии
по материалам статьи иерея Михаила Неверова
«Драма человеческой жизни»
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||
|
||||
|
Всего голосов: 1 | |||
Версия для печати | Просмотров: 1035 |