Опубликовано 07.04.2022 в рубрике  Православное краеведение
 

Источник надежды


Это место силы и боли одновременно. «Ведомости» побывали на святом источнике в микрорайоне Ложок в Искитимском районе.
 
На месте микрорайона Ложок на окраине Искитима располагался один из самых жестоких лагерей в Советском Союзе — Искитимлаг. Двадцать лет назад, когда строительство храма только задумывалось, местные власти отказывались признавать, что когда-то здесь был штрафной лагерь, и многие документы ещё оставались под грифом «секретно».

К этому времени Ложок и источник в Искитимском районе уже были местом паломничества; о том, что родник целебный, люди знали ещё в 1950-х, сюда ехали со всей Сибири. Изначально у источника планировали поставить часовню, организовали сбор средств. Желающих поучаствовать в благом деле оказалось так много, что в итоге было решено возвести храм.

Архитектор Пётр Чернобровцев взял за основу древнерусский стиль, в котором выполнен Казанский собор на Красной площади в Москве. Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в искитимском Ложке был освещён осенью 2015 года. Построить его в чистом поле оказалось делом непростым, но разве сравнимо это с теми мучениями, которые довелось испытать лагерным заключённым.

Лагерный пункт в Искитиме открыли в 1929 году, он входил в систему ГУЛАГа и просуществовал четверть века — до 1956-го. В середине 1930-х его переименовали в Искитимский штрафной лагерь, и хотя в списке каторжных он не значился, это был один из самых строгих лагерей. В местную штрафную зону привозили неугодных, истощённых заключённых со всей страны, говорят, даже на Колыме молились, чтобы не попасть в Искитим.

Заключённые, работавшие в карьере, особенно страдали от морозов — плохо одетые, полуголодные, истощённые, униженные. Святой источник в Ложке — своего рода полюс холода Новосибирской области. В тот день, когда мы приехали сюда, в Новосибирске было минус 25, у святого источника — минус 36. И пока в низине стояла синева не охваченного солнцем утра, холод сковывал всё вокруг до звенящего шороха. И только ручей продолжал бежать по дну лога как вечный источник жизни.

Музей в храме открыли три года назад, в мае 2019 года, символично, что под него отвели всё пространство цоколя — основания здания. Ничего подобного в нашем регионе нет. В фондах музея собраны материалы о людях, пострадавших за веру в Новосибирской области, и заключённых Искитимского штрафного лагеря — более 500 имён.

Создатель музея протоиерей Игорь Затолокин собрал архивные документы и воспоминания, часть из них вошла в книгу «Из истории Искитимского "каторжного” лагеря». Его рассказ о фондах музея слушает известный документалист Борис Травкин. В феврале здесь прошли съёмки проекта «Обское кольцо. Культурные маршруты», посвящённого 85-летию Новосибирской области. Проект реализует Новосибирское библиотечное общество и НГОНБ при поддержке правительства региона и Фонда президентских грантов. Ложок стал одним из сюжетов видеопутешествия, всего их планируется 11 — по разным районам области.

Музей рассказывает о трагической судьбе священнослужителей, о гонениях и репрессиях в Новосибирской области. На территории Искитимского района проходила линия фронта Гражданской войны, священники часто оказывались заложниками при отступлении. В соседнем Доволенском районе, по воспоминаниям старожилов, ещё после Отечественной войны бабушки ходили с иконами молиться об убиенных священниках. «На указанных местах были проведены археологические раскопки и обнаружены тела зверски убитых людей: они стоят на коленях со связанными руками, черепа разбиты, у некоторых нательные кресты вожжены в лоб — значит, их раскаливали и прикладывали», — рассказывает о трагедии протоиерей Игорь Затолокин.

До революции на территории нынешней Новосибирской области насчитывалось около 400 храмов и церквей. К началу 1940-х оставался один действующий храм — Успенский в Новосибирске, где было кладбище, а сейчас парк «Берёзовая роща». Когда началась Великая Отечественная война, взаимоотношения государства и церкви изменились, было разрешено открывать храмы, монастыри и учебные заведения. И на территории нашей области было открыто 10 храмов, но в 1960-е начались новые гонения, и их осталось только три.

Полуразрушенный храм в Легостаево постройки 1804 года — первый каменный храм на территории Новосибирской области, недавно его признали памятником истории и культуры регионального значения. Дочь последнего священника Нина Яковлевна Мазаева живёт в Санкт-Петербурге, заслуженная артистка РСФСР (1979 г.). Протоиерей Игорь Затолокин бывал у неё в гостях, Нина Яковлевна передала музею иконки и вещи своего отца — Якова Семёновича Мазаева (1885–1937). По воспоминаниям дочери, отца Якова любили и уважали все прихожане. «По характеру он был мягок, но требователен. Мама была его верной помощницей — вела хозяйство, в семье было шестеро детей...» В 1929-м их раскулачили: отобрали дом и почти всё имущество — семья переехала в сторожку около церкви, а летом 1937-го священника арестовали по доносу односельчан и вскоре расстреляли.

Формирование ГУЛАГа началось и проходило в условиях форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Заключённые Искитимлага были частью большой «лагерной» экономической системы. ГУЛАГ владел гигантской рабсилой: по всей стране заключённые участвовали в строительстве городов и посёлков, валили лес, добывали полезные ископаемые, поднимали промышленные гиганты.

Голод, издевательства, изнурительная работа. Заключённые Искитимлага добывали камень и щебень, все работы выполнялись вручную, из инструментов — кирка и лопата. Взрывные работы в карьере производили вольнонаёмные, а до этого заключённым нужно было пробить в глыбе несколько отверстий для взрывчатки. Затем большие камни дробили при помощи кувалды и металлических клиньев, вывозили камень из забоя ручными тачками и вагонетками. Из особого камня — сланца — добывали известь в «костровых» печах. Несколько месяцев такой работы превращали людей в инвалидов, известковая пыль разъедала лёгкие.

Лагерь был поделён на несколько зон: отдельно для политических, уголовников, общая, куда попадали люди по сословному происхождению и наветам, и женская — всего около 1 000 человек. Здесь сидел писатель Юрий Магалиф, отбывали сроки жёны известных политических деятелей — жена Бухарина Анна Ларина, супруга командарма Якира Сарра Якир.

Здесь было своё стахановское движение, за ударную работу выдавались похвальные грамоты, главным был лозунг: «Ударный труд — короткая дорога домой». Для заключённых ввели «зачёты», уменьшающие срок, при этом ежедневные нормы были очень высокими, выработать которые могли только физически сильные люди. Выполнение нормы сказывалось и на пайке: сделал 50–70 процентов от нормы, столько же и получишь. Слабые, больные, истощённые люди жили на ограниченном пайке.

Среди заключённых Искитимлага был герой французского сопротивления Пётр Иванович Занин — человек, о котором впору снимать сериал. Родился в Новосибирской области, в селе Ново-Троицкое, перед войной работал учителем, ушёл на фронт и, как многие в начале войны, попал в плен. Несколько раз бежал, в последний раз из Освенцима, попал во французское сопротивление (за что уже в мирное время был награждён), в конце войны был серьёзно ранен в ноги, союзные войска доставили его на лечение в Англию. Пётр Занин поправил здоровье и вернулся на родину, преподавал в школе. Но в 1948 году началась холодная война, и его взяли как «английского шпиона», так он оказался в Искитимлаге. Пробыл около года в штрафном отделении, где его держали в кандалах. До освобождения в 1956-м побывал ещё в нескольких лагерях. Выдержал, дожил до старости, умер в 2002 году, в Томске.

«У нас часто спрашивают, сколько людей здесь расстреляли? Задача ГУЛАГа была не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы заключённые трудились на благо Родины. Труд этот был рабским. Из-за тяжёлой работы и ужаснейших условий в штрафном отделении смертность достигала 7–20 процентов, — говорит Игорь Затолокин. — Мы здесь чтим наших святых новомучеников, пострадавших в годы репрессий, рассказываем о трагической судьбе людей, прошедших через Искитимский штрафной лагерь. Хотим, чтобы люди знали, помнили и как-то осмыслили это, чтобы трагичная, постыдная страница нашей истории не смогла повториться».

Источник «Святой ключ» в Ложке стал визитной карточкой не только Искитима, но и Новосибирской области. Учёные томского Института курортологии и физиотерапии, установили, что вода в источнике небольшой минерализации (0, 4–0,6 г/куб. дм.) и пить её можно без ограничений. Практически полное отсутствие железа и повышенное содержание СО2 придаёт ей вкус и запах свежести. Над источником ещё в 1990-е построили водосвятную часовню. Вода бесплатная, тару можно купить в церковной лавке во имя святых Петра и Февронии, она за большим стеклянным витражом. Тут же продают книги, иконы, свечи, а ещё монастырский хлеб, пирожки и чай.

При желании можно искупаться в источнике, на территории выстроили закрытые купальни с отдельными входами для мужчин и женщин, раздевалками и удобным спуском в воду. «Люди верят, что вода из источника помогает от болезней, и действительно многие исцеляются, молятся, приезжают снова», — замечает протоиерей Игорь Затолокин.

Есть и уличная купальня, рядом с ней — раздевалки. На Крещение сюда съезжается народ. Приезжают круглый год, но с наступлением тепла начинаются настоящие паломничества, особенно много людей в церковные праздники. Вода — это жизнь, а для православных ещё и начало жизни духовной.

Существует легенда, что в районе источника расстреливали священнослужителей, а в лагерные времена сюда привозили немощных заключённых и оставляли умирать. Однако документальных подтверждений тому не найдено, как и не обнаружены останки. Но эта земля и так пропитана страданиями, кровью и потом безвинных людей.

Искитимский штрафной лагерь закрылся в середине 1950-х, и на его месте стал расти посёлок, жители которого продолжали добывать камень, но уже добровольно, за зарплату и в других условиях. А на месте бывших лагерных территорий, где когда-то был срублен сосновый бор, теперь растут берёзы. Всё вокруг зарастает берёзовым лесом.

Марина ШАБАНОВА | Фото автора

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Источник - https://ведомос...

Читайте также:

01.03.2021 - Круглый стол «Церковное краеведение. Православные страницы Новосибирской ми ...

30.10.2020 - Музей Новомучеников Новосибирской митрополии обрел экспонат из НорильЛАГа

02.09.2020 - Протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Сохранение памяти о новомучениках Церкви Русско ...

29.01.2017 - Протоиерей Игорь Затолокин: «Миссия священнослужителя связана с просвещение ...

16.01.2011 - Священник Игорь Затолокин: Святой ключ и его история

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 423

Ключевые слова: Ложок

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930