Сайт Образование и Православие > История Новосибирской митрополии > Храмы Новониколаевска, Новосибирска

Храмы Новониколаевска, Новосибирска


01.10.2019.


Введение

Актуальность

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца».

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.

Цель проекта: Показать историю храмов города Новониколаевска.

Задачи:

- Вызвать интерес у учащихся 5-8 классов с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла к изучению искусства.

- Собрать сведения о храмах г. Новониколаевска.

- Создание туристического маршрута

Тип проекта: поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: мультимедиа.

Форма проекта: мультимедийная презентация, туристическая карта.

Объект исследования: Храмы Новониколаевска

Предмет исследования: история храмов Новониколаевска

Методы исследования:

- исторический,

- семиотический анализ,

- аналитический,

- дедуктивный.

Глава 1. Покровская церковь

Храм был заложен на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне улицы Октябрьская и Урицкого) 16 мая 1901 года и стал третьей церковью Новониколаевска после храма во имя святого пророка Даниила (1898) и собора во имя святого благоверного князя Александра Невского (1899). Строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно-приходского попечительства Александро-Невской церкви. По благословению Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского, освящение было совершено 10 декабря 1901 года протоиереем Феодором Сосуновым.

В 1906 году церковь была значительно расширена. Строительство велось по инициативе видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых: купца I-й гильдии Федора Даниловича и его братьев Гавриила, Павла и Григория.

Первоначально церковь была приписана к Александро-Невскому храму, и только в 1913 году получила статус самостоятельного прихода. Храм имел строгие границы, будучи с трех сторон окруженным соседними приходами, а с четвертой - линией железной дороги. Приход был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным.

Усилиями священнослужителей и мирян здесь создавался своеобразный детский центр, где храм соседствовал с церковно-приходской школой и детским приютом "Ясли". Заведующим церковно-приходской школой был настоятель храма.

В 1919 - 1920 годах в храме служил диаконом священномученик Владимир Холодковский.

В 1920-х годах некоторое время церковь принадлежала обновленцам.

8 марта 1938 года с колокольни храм были сняты колокола, а 4 августа 1939 года храм закрыли по постановлению Новосибирского облисполкома, имущество же изъяли. Купол и колокольня были разобраны, а помещение первоначально отдано под театральное училище. Затем в нем был Дом народного творчества, позднее оно использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. В 1970-80-е годы здесь располагались некоторые аудитории городского медучилища №3.

Решением облисполкома № 282 от 18 июля 1990 года здание бывшей Покровской церкви было взято под государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения. К этому времени деревянные стены обветшали, и строение стало нуждаться в срочном ремонте и реставрации.

В 1994 году, по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона, городские власти передали здание церкви в ведение Новосибирской епархии. Первоначально была выделена небольшая комната, где священнослужители совершали молебны. Постепенно храм благоустраивался, был восстановлен алтарь, устроен иконостас, и с 18 декабря 1994 года здесь вновь стала совершаться Божественная литургия.

В 1998 году по инициативе руководителя Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Л.В. Тимяшевской был выполнен проект ремонтно-реставрационных работ, предполагавший в числе прочего восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками (авторы проекта С.Н. Богомазова, Н.И. Лыкова, А.М. Романов).

В результате совещания настоятеля храма протоиерея Владимира Маничева, членов Приходского совета и коллектива реставраторов было принято решение о частичном сносе старой постройки с последующим возведением на этом месте нового здания той же архитектуры. Первые работы начались в январе 2002 года. Был выкопан котлован, заложен фундамент, сооружен цокольный этаж, на котором был возведен новый деревянный храм, повторяющий своими очертаниями дореволюционный.

15 февраля 2004 года архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил освящение возрожденного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство было завершено в июне 2009 года. Храм приобрел свой первоначальный облик.

При храме действует детская воскресная школа (с 1997), воскресная школа для страдающих глухотой детей и взрослых (с 2004). Еженедельно по субботам и праздничным дням проводятся богослужения специально для людей с нарушением слуха (первая Божественная литургия с сурдопереводом была отслужена 2 октября 2004 года).

В приходе создано православное сестричество в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое шефствует над Новосибирским институтом травматологии и ортопедии (НИИТО) и военным окружным госпиталем № 333.

Глава 2. Пророко- Данииловская (Вокзальная) церковь

29 ноября 1898 года близ железнодорожной станции Обь состоялось освящение церкви во имя св. пророка Даниила. Деревянная церковь с крытой железом крышей стояла на каменном фундаменте. В связке с ней была колокольня. Внутренняя планировка помещения имела форму креста. Церковь была двухпрестольной: первый престол - во имя святого пророка Даниила, освященный 29 ноября 1898 года, второй - во имя Преображения Господня, освященный 13 сентября 1913 года.

Сооружена была церковь на средства фонда имени императора Александра III, специально созданного для строительства церквей и школ в заселяемых районах Сибири, и с помощью добровольных благотворителей, пожертвовавших 10 тысяч рублей.

Вокзальная церковь выглядела достаточно богатой на фоне других городских церквей. При ней было двадцать священнических облачений, восемь диаконских; в церкви имелось четыре напрестольных серебряных креста, один из которых весом в 1 фунт 53 золотника, два напрестольных Евангелия "в лист" и три малых, два потира с принадлежностями, две серебряные дарохранительницы. Иконостас и имущество церкви были застрахованы на сумму в 30 тысяч рублей. В 1911 году на территории прихода размещались женская двухклассная церковно-приходская школа, двухклассное мужское училище Министерства народного просвещения и 6 одноклассных школ.

В 1911 году количество прихожан церкви составляло 6402 человека. В 1900 году в здании железнодорожной школы при станции Обь священнослужители Пророко-Данииловской церкви провели в течение года десять чтений с демонстрацией "туманных картинок". Чтения, проводимые священником Григорием Диатроптовым, по "Беседам" протоиерея Василия Певцова, сопровождались духовными песнопениями и кантатами в исполнении церковного хора под управлением псаломщика Иннокентия Завадовского. На каждом чтении присутствовало от 150 до 200 человек, а на всех чтениях - 1680 человек.

Привокзальная церковь не входила в состав благочиния градо-Новониколаевских церквей, а принадлежала к особому благочинию железнодорожных церквей, где благочинным был настоятель Пророко-Данииловской церкви священник Григорий Диатроптов.

Диатроптов Григорий Андреевич родился в 1868 году. Окончил Пензенскую духовную семинарию по второму разряду. Определен псаломщиком 23 сентября 1889 года, рукоположен во священника 22 ноября 1890 года, состоит благочинным с 1910 года. Имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперстный крест от Св. Синода. На настоящем месте с 1907 года. С 1909 года возглавил Новониколаевское отделение противосектантского братства св. Димитрия Ростовского. За усердные труды в 1914 году удостоен ордена святой Анны Ш степени.

В 1911 году священниками в храме служили Максим Копылов и Александр Смычков, псаломщиками - Михаил Россов, Иннокентий Завадовский, Виктор Ерофеев.

Копылов Максим Кондратьевич, 26 лет, окончил Томскую духовную семинарию по второму разряду, рукоположен во священника 14 августа 1900 года. Награжден набедренником в 1909 году, на настоящем месте с 1909 года.

Смычков Александр Иванович, 27 лет, окончил Черниговскую духовную семинарию по второму разряду, определен псаломщиком 11 июля 1905 года, рукоположен во священника 18 сентября 1905 года, на настоящем месте с 1910 года.

Россов Михаил Викторович, 31 год, из 2 класса Томской духовной семинарии, определен псаломщиком 14 декабря 1899 года, рукоположен во диакона 9 декабря 1901 года, на настоящем месте в должности псаломщика с 1910 года.

Завадовский Иннокентий Николаевич, 36 лет, окончил Томское духовное училище, определен псаломщиком 2 января 1890 года, посвящен в стихарь в 1892 году, на настоящем месте с 1898 года, состоит заведующим епархиальным складом восковых в г. Новониколаевске.

Ерофеев Виктор Степанович, 23 лет, окончил Пензенскую духовную семинарию по второму разряду, назначен на должность псаломщика на настоящее место 26 августа 1909 года.

В начале 20-х годов Пророко-Данииловская церковь короткое время принадлежала обновленцам, В 1925 году Запсибкрайисполком вынес постановление о закрытии привокзальной церкви. После конфискации всего церковного имущества храм как "мешающий движению транспорта и благоустройству города" разрушили. Все, что осталось от церкви, было пущено на дрова. Сейчас на том месте, где была церковь, находится жилой дом.

Глава 3. Собор во имя святого Александра Невского

Храм во имя св. Александра Невского в Новосибирске-Новониколаевске (Красный просп., 1а). Признан памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 236 от 14.04.1976 г.).

Н.П. Литвинов в «Справочнике по Новониколаевску» пишет, что, 18 сентября 1895 года было возбуждено ходатайство о строительстве в посёлке храма имени Александра Невского. Сделать это мог вероятнее всего лишь сход граждан посёлка, который в этот момент назывался Александровским. Храм было решено строить кирпичным, что было весьма дорого в то время. Был образован комитет по постройке храма во главе с начальником строительства Средне-Сибирского участка Сибирской железной дороги инженером Г. Межениновым. Временно, до постройки каменного храма, было разрешено выстроить деревянный молитвенный дом. Небольшое, прямоугольное в плане, здание было построено и в декабре 1895 г. освящено священником Константином Львовым. Отдельно, рядом с церковью, на деревянных столбах стояла колокольня. Молитвенный дом был сооружён спонтанно на средства местных жителей. Первым священником в поселке стал Василий Алексеевич Посельский. Из его послужного списка видно, что он «по прошению прихожан был переведён на настоящее место в качестве сверхштатного для заведования новооткрываемым приходом при строящейся сей Новониколаевской церкви».

Указом Синода от 10 февраля 1896г. за №780 в посёлке был открыт самостоятельный приход с притчем из священника и псаломщика, а по указу от 18 марта 1898 г. за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника и дьякона. В мае 1896 г. пришло известие об отводе бесплатно земли под церковь. Действительно 4 апреля 1896 года Николай II разрешил безвозмездно передать участок земли в I десятину (2400 кв.саж.), принадлежащей Кабинету. Но начать строительство в 1896 году не удалось, вероятно, средств, собранных среди прихожан, было мало. В церковной ведомости за 1900г. указывается, что закладка церкви произошла 15 мая 1897г.

В «Справочнике по Новониколаевску» написано, что 15 мая 1897г. царь пожертвовал на постройку церкви 5000 рублей, а закладка состоялась 22 мая в присутствии начальства, строителем церкви был назначен инженер-путеец Н.М. Тихомиров.

Строительству этой церкви императорский двор придавал особое значение. Она мыслилась как памятник императору Александру III — основателю Великого Сибирского пути (не считая десятков тысяч рабочих).

Основные средства на постройку церкви выделил фонд имени Александра III. В 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, завершая кругосветное путешествие, проехал через Сибирь. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Поэтому он, будучи председателем Комитета по постройке Сибирской железной дороги, поднял вопрос о строительстве церкви в зоне строительства железной дороги. Для этой цели и был создан фонд имени императора Александра III. В 1894 году он складывался из взносов «ревнителей» церкви. Вот из этого фонда и было выделено 47 тысяч рублей на постройку церкви Александра Невского в Новониколаевске.

Из этих 47 тысяч рублей 19 тысяч рублей приходится на долю московских купцов братьев Баевых. Строилась церковь по проекту архитектора Соловьева Н. (версия другая — Лыгин К.К.), который положил в его основу проект храма «Во имя ликующей Божьей Матери» в Галерной гавани Петербурга (1885-1890 гг.), гражданских инженеров В.А. Косякова и Д.А. Пруссака.

К концу 1898 г. кладка кирпичных стен церкви была закончена. В ней было три престола: главный придел во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и два боковых — Святителя и Чудотворца Николая и Святого великомученика Георгия.

Когда выяснилось, что открытие церкви задерживается за неимением средств на изготовление иконостаса, то Николай II пожертвовал 6500 рублей на его изготовление. Роспись церкви выполняла томская иконописная мастерская И.А. Панкрышева, не отличавшаяся особым профессионализмом и готовая исполнять любые пожелания заказчика в любом стиле «от византийского до новейшего академизма включительно». Внутрисоборная живопись была выполнена на достаточно низком, ремесленном уровне. 29 декабря 1899 г. церковь была освящена епископом Томским и Барнаульским Макарием. В 1904 году были освящены два боковых придела.

Церковь удачно поставлена на возвышенном участке у железнодорожного моста, в начале главной магистрали города. И, хотя, официальная пропаганда тех лет неизменно подчёркивала роль церкви А. Невского, как памятника Александру III, на деле она в большей степени была памятником строителям Великого Сибирского пути. Когда в городе стало несколько церквей, то А. Невская церковь как главная стала называться собором. Возможно, это название утвердилось в период 1910-1912 годов. Судя по открыткам и фотографиям 1912-1913 гг. церковь была побелена, но в настоящее время следов побелки практически нет. Крыша была окрашена в зелёный цвет.

В 1913 году в губернском строительном отделении была рассмотрена и удовлетворена просьба на устройство в Александро-Невской церкви Новониколаевска двух боковых дверей и кочегарки, а также центрального водяного отопления и вентиляции.

В 1938 г. по решению Новосибирского горсовета собор был закрыт, сняты колокола, кресты, разрушена колокольня, собор был перепрофилирован и частично реконструирован. В годы Великой Отечественной войны в здании разместился проектный институт «Промстройпроект». В интерьер было встроено перекрытие, лестничный марш, заменены оконные переплеты, частично нарушена кладка фасадов, полностью уничтожена роспись (роспись выполняла томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева). В 1957-1985 гг. здание занимала Западно-Сибирская студия кинохроники. В этот период появились дополнительные внутренние перегородки, устроены пожарные выходы из окон 2. го яруса. В сентябре 1989 г. по решению облисполкома здание возвращено Новосибирскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви, а в 1991 году было вторично освящено Святейшим Патриархом Алексием.

Собор отличает единая центрическая трактовка главного столпообразного, восьмиугольного в плане, объема храма. План собственно храма имеет форму креста, который в уровне первого яруса окон закрыт приделами. Цилиндрический световой барабан, венчающий основной объем, завершен куполом. Высота церкви до верха купола 24 м. Диаметр подкупольного барабана 10,4 м. С запада к основному объему примыкает колокольня-звонница, завершающая пристройку притвора. Стены толщиной 1,25 м, выполненные из красного кирпича, опираются на фундаменты из гранитных камней и завершены крышей из деревянных конструкций по кирпичному купольному своду. Кровля собрана из металлических листов «в шашечку».

В архитектуре собора использованы мотивы византийского храмового зодчества. Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, зубчатыми поясами, полуколоннами с капителями, рустами, плоскими уступчатыми нишами в форме креста. Большие окна светового барабана визуально облегчают массивный и по-сибирски кряжистый объем храма. Полукруглые завершения оконных проемов повторяют очертания портала главного входа и звонницы.

В интерьерах сохранились узорные кирпичные орнаменты в византийском стиле, рисунчатые полы из керамической плитки, а также фрагменты живописи. Судя по ритму расстановки фигур, всего в барабане было написано 17 фигур. Одна из них отличается по ширине. Можно предположить, что здесь был изображен крылатый архангел, остальные 16 фигур — пророки. Архивные фотографии интерьера свидетельствуют, что живопись была и на парусах, ниши в основаниях которых были заполнены объемными изображениями херувимов.

В начале 1990-х гг. были проведены реставрационные работы: отреставрированы фасады и интерьеры, восстановлена колокольня-звонница, рисунчатые полы, оконные переплеты сложного рисунка, покрыты купола и кровли, установлены кресты, частично выполнена роспись интерьеров. В интерьере собора современный позолоченный иконостас и люстры. В 2001 году начаты работы по благоустройству территорий. Основные габариты в плане: 23x32 м.

Глава 4. Воскресенская (старокладбищенская) церковь

В 1907 году в Новониколаевске при городском кладбище тщанием членов церковно-технического попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, па добровольные пожертвования горожан была построена церковь Воскресения Христова. Необходимость кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Во-первых, жители района, образовавшегося близ ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города, а во-вторых, соседство церкви и кладбища - давняя православная традиция.

Собранной суммы, часть которой составили деньги, вырученные от продажи мест на кладбище, оказалось достаточно лишь для строительства скромного деревянного храма. Новая церковь имела один престол - во имя Воскресения Христова. 7 октября 1907 года благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил ее с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально все службы в Воскресенском храме отправляли священнослужители собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 года, по указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Безсонов.

Бессонов Михаил Андреевич (по дореволюционной орфографии Безсонов) родился в 1880 году в семье священника. В возрасте 22 лет был рукоположен в иерея. Спустя год - переведен к Троицкому собору города Колывани. В 1912 году Михаил Безсонов окончил полный курс Томской духовной семинарии и был выпущен по второму разряду. 11 июля 1913 года отчислен из штата храма св. Александра Невского с переводом первым священником Воскресенской (Кладбищенской) церкви. Михаил Безсонов служил настоятелем храма до 1916 года. Его сменил священник Александр Поспелов.

Поспелов Александр Георгиевич родился около 1882 года в семье священника Георгия Поспелова. В 1913 году окончил Томскую Духовную Семинарию. 22 июня 1913 года рукоположен во священника к Пророко-Данииловской церкви при станции Новони-колаевск: 16 августа 1916 года перемещен из с. Киреевского на место настоятеля к Воскресенской церкви г. Новониколаевска, где прослужил вплоть до закрытия.

После ареста в конце 1922 года епископа Новониколаевского Софрония (Арефьева) все храмы города были захвачены обновленцами, имевшими в городе собственного митрополита Петра Блинова. По свидетельству старых священнослужителей Новосибирской епархии, в 1924 году отец Александр предпринял поездку в Москву, где от имени новониколаевских священнослужителей и мирян просил Святейшего Патриарха Тихона о назначении в Новониколаевск православного архиерея. После ареста и многолетнего заключения отец Александр служил в храмах Ленинска-Кузнецкого и Новолугового. Скончался в 1969 году в сане протоиерея. Погребен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.

Внутреннее убранство Воскресенского храма, как следует из рапорта настоятеля храма о. Михаила, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы суздальской школы. В 1915 году, когда приход окончательно расплатился с долгом в 4000 рублей, возникшим при строительстве церкви, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне "благолепный вид", хотя до полного ее обустройства требовалось еще очень многое.

В 1915 году Воскресенская церковь насчитывала 1785 прихожан, 19 из которых были "раскольниками"; кроме того, храм посещали 16 представителей различных сект.

В рапорте о состоянии прихода за 1915 год о. Михаил отмечал в обществе тенденции, "противные правилам веры и благочестия", распространение, в частности, хулиганства и сквернословия.

Своевременно причтом были приняты надлежащие меры, а "чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения", вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты, выписанные на попечительские суммы от Правового общества Иоанна Кронштадтского. Причт не замечал "особого неверия и свободомыслия" в своем приходе, "а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр".

Как и другие церковнослужители, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден Указом Его Императорского Величества 18 июня 1914 года.

С началом первой мировой войны в приходе Воскресенского храма произошли существенные изменения. Теперь кладбищенская церковь обслуживала нужды военного городка. В отчете благочинному о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают "военнопленные славяне". Новые "прихожане", среди которых оказались и магометане, и евреи, и католики и лютеране, держались обособленно, "с просьбами о присоединении к православию" не обращались, но службы посещали усердно и даже подавали "записки о здравии себя и своих родных". Священники храма не проводили с ними специальных собеседований "из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка". Но поскольку "вредного влияния на православных иноверцами-военнопленными …не оказывалось", посещать храмовые службы им не препятствовали.

В связи со значительными изменениями границ города, произошедшими к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а Старокладбищенскую церковь решено было закрыть.

Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелись "наказ избирателей", адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты "Советская Сибирь", в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: "Мы, рабочие завода "Труд", единогласно присоединяемся к вызову рабочих цен. эл. ст. и постановили: закрыть собор на проспекте и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь - под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов и передаче их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3, алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру".

"Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации. Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года". (ГАНО. Ф. Р-1228. On. 1. Д. 1-А. Л. 67,70.)

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан.

В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви.

Оперативная сводка ОГПУ о противодействии верующих закрытию старокладбищенской церкви на улице Серебренниковской в Новосибирске.

28 апреля 1930 г. секретно

28. IV. 1930 г., в г. Новосибирске во время закрытия Старокладбищенской церкви по Серебренниковской ул. (сад С.Т.С.) собралась толпа до 1000 чел., большинство из коих женщины, по-видимому, прихожане этой церкви. Группа женщин престарелого возраста, около 200 чел. - фанатичек, организовали "волынку"*, противодействуя представителям власти.

Закрытие церкви проводилось на основании наказа избирателей, подтвержденного постановлением горсовета и утвержденного ЦИКом. Постановление ЦИК общине было вручено своевременно, но со стороны совета церковной общины мер к широкому опубликованию и недопущению "волынки" со стороны верующих принято не было. А наоборот, было установлено дежурство около церкви на случай извещения верующих.

Около 11 час. дня явившаяся комиссия по принятию инвентаря и закрытию церкви встретила в помещении церкви молящихся, после окончания молебствия часть разошлась по домам, а часть во главе с гражданкой Игнатьевой, безработной пенсионеркой, кончившей епархиальное училище, в прошлом женой инженера, организовала молебствие, закрывшись в церкви.

Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и сов. общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности, ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации "волынки" принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 час. дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 час. вечера под крики "ура" присутствующих, вой и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 час. вечера площадь была свободна. Среди собравшейся толпы отдельные элементы (часть из них задержана милицией) вели антисоветскую агитацию, подстрекая противодействовать закрытию церкви. Слышались угрозы по адресу власти поджечь церковь, отомстить кровью за производимые насилия;

Начальник учетно-осведомительного отдела ПП ОГПУ по Сибкраю - - Лупекин

Помощник начальника учетно-осведомительного отдела Флоринский

Уполномоченный Герасимов" ГАНО. Ф. Р-1228. Оп. 3. Д. 17. Л. 654-655.

Заверенная копия. См. также: Хрестоматия по истории Новосибирской области "Наша малая родина". - Новосибирск, 1997.-С. 115-117.

В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А в январе 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий.

В 1960 году на части кладбищенской территории был построен театр музыкальной комедии.

В 1971 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую академию, а здание церкви - разобрано. Сейчас на месте Воскресенской церкви находится эстрада Центрального парка.

*"Волынки" на профессиональном жаргоне чекистов в конце 20-начале 30-х гг. - открытые массовые выступления населения (чаще - преимущественно женские по-своему составу), направленные против политики властей.

Глава 5. Вознесенский кафедральный собор

Местом для строительства новой церкви в Новониколаевске была избрана Турухановская площадь, образованная улицами Турухановской (Ленской), Переселенческой (1905 года), Кабинетской (Советской). 9 марта 1912 года Городская Дума единогласно высказалась за безвозмездный отвод земли размером 1138,37 кв. саж. под постройку храма на Турухановской площади. Как видно из публикаций в новониколаевских газетах горожане собирались строить кирпичный храм, а временно, до окончания его постройки, — деревянный молитвенный дом. Так было при постройке собора Александра Невского. 8 января 1912 года в помещении городской управы должны были состояться торги на постройку молитвенного дома в Вокзальной части города. Об этом сообщила газета «Обская жизнь».

29 января 1912 года был отслужен молебен и освящено место под постройку молитвенного дома, а с государственного лесного склада на льготных условиях в кредит с поручительством городской управы было отпущено леса на 3180 рублей. Вместе с тем еще в 1911 году Комитет по постройке и городская управа возбудили ходатайство перед Синодом о выдаче ссуды в размере 20-25 тыс. рублей для постройки кирпичного храма. В начале 1913 года из Петербурга пришло известие о том, что в настоящее время из специального фонда могут отпустить лишь 5000 руб. Поэтому в апреле 1912 года Комитет вновь обратился в городскую управу с просьбой о возбуждении нового ходатайства перед Синодом о выдаче беспроцентной ссуды в размере 25 тыс. рублей. 17 мая 1912 года Городская Дума рассмотрела заявление Комитета. Гласные Думы заявили, что 25 тыс. рублей на постройку кирпичной церкви не хватит и надо ещё затем делать заём тысяч на 30, а так как денег у Комитета нет, то платить кредит будет город. Выяснилось также, что процедура прохождения ходатайства по различным инстанциям довольно длительна и поэтому рассчитывать на своевременное получение ссуды нельзя. Исходя из этих соображений, Дума постановила снять вопрос о займе с обсуждения. Таким образом в мае 1912 года стало окончательно ясно, что построить кирпичный храм в Вокзальной части города из-за нехватки денег не удастся. В связи с этим отпала надобность в строительстве молитвенного дома.

Средства на постройку храма собирались среди населения. Так Общество Взаимного кредита ассигновало 300 руб., а генерал-лейтенант Аркадии Выкуловский-Донзинский пожертвовал 3000 рублей, кроме того городская управа безвозмездно предоставила часть необходимого строительного материала.

В декабре 1912 года в губернское строительное отделение на рассмотрение и утверждение поступил проект деревянной церкви во имя Вознесения Господня, которую предполагалось строить на Турухановскои площади города Новониколаевска. Проектом предполагалось строительство храма центрической крестово-купольной системы, характерной для каменных церквей. В данном случае налицо попытка приспособить проект кирпичной церкви для деревянной. Проект церкви после его рассмотрения был отклонён как неудовлетворительный в техническом отношении и выслан обратно в Новониколаевск. Основные замечания касались, прежде всего, инженерно-конструкторской части проекта. Давление главного восьмигранного барабана вместе с куполом приходилось на 4 опорных столба, что при разной осадке здания и столбов могло вызвать деформацию здания в целом. Кроме того, давление от купола-луковицы передавалось на потолок, а не на стены здания, как нужно было бы запроектировать для надёжности. Были высказаны замечания по решению отопления здания и его архитектурного облика. Пока не установлено, кто был автором проекта церкви. Известно лишь, что технический надзор за её постройкой осуществлял городской архитектор Фёдор Рамман.

В своём прошении на имя начальника губернии от 9 марта 1913 года Александр Смычков доводил до его сведения, что вознесенская деревянная церковь постройкой окончена и просил назначить комиссию для осмотра храма. 30 марта 1913 года комиссия, состоящая из члена городской управы Ивана Стойлова, городского архитектора Ф. Раммана, старшего городского техника Губина, пристава Вокзальной части и председателя комитета по постройке храма Александра Смычкова, осмотрела храм.

Комиссия отметила, что вновь выстроенное здание имеет ряд недостатков, которые препятствуют открытию в нём богослужения. Наиболее существенными были следующие: решётка на хорах была жидка, стропила, служащие для усиления потолочной балки, к которой подвешивались хоры, не уничтожали горизонтального распора. Поэтому необходимо было исправить их таким образом, чтобы они гасили горизонтальный распор.

Основная причина этих недостатков, вероятно, кроется в том, что церковь строилась, не имея утверждённого проекта. Исправленный проект был отправлен в строительное отделение лишь в конце апреля 1913 года. Однако губернский инженер Хомич отказался его утверждать, потребовав высылки акта об освидетельствовании храма от 30 марта 1913 года (а затем и акта повторного освидетельствования об устранении указанных недостатков), вторично комиссия собралась 27 июня 1913 года. В составленном акте она отметила, что все недостатки, установленные в первом акте, устранены. Копия акта была выслана в губернское строительное отделение. 15 июля 1913 г. строительное отделение уведомило духовную консисторию, что с её стороны препятствий к открытию храма нет.

И так строительство деревянного храма во имя Вознесения Господня вместо кирпичного началось в декабре 1912 года и закончилось в июне 1913 года. Вознесенская церковь стала седьмым храмом города. В декабре 1912 года через город проезжал томский архиепископ Макарий, назначенный митрополитом московским и коломенским. В поданном ему адресе говорилось о том, что 6 православных храмов украшают город. Конкретно это были: Александро-Невская, Покровская, Воскресенская, Казанская, Пророко-Данииловская церкви и церковь 41 Сибирского стрелкового полка в военном городке, построенная в 1910г. В числе градониколаевских церквей она не упоминалась.

Расположенный на северной окраине города, храм являлся тогда одним из самых бедных в Новониколаевске. Согласно указу святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Александр Смычков, бывший председатель строительного комитета, в 1913 году по собственной просьбе был переведён на священническое место при Воскресенской кладбищенской церкви, а в 1914 году был призван в армию и назначен священником 53 полка. Всего постройка храма обошлась в 9654 рубля 35 коп., не считая пожертвованного материала: кирпича, камня и извести.

В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938-1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна. В Новосибирске, имевшим почти миллион жителей, осталась только одна действующая маленькая Успенская церковь.

С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей.

В марте 1944 года по благословению Владыки Варфоломея его секретарь о. Никандр съездил в Москву с прошением об открытии в городе второй церкви – Вознесенской. В конце 6 недели Великого Поста было получено решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим Вознесенского храма.

Иконостас, престолы, подсвечники и пр. — всё оказалось в порядке. После того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером Владыка Варфоломей совершил малое освящение храма. С Великого Четверга начались в нём службы. В 1946 году началось строительство нового придела. А 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь Преподобного Серафима Саровского.

Храм неоднократно достраивался, реконструировался. В чин собора церковь произведена в 1947 году, когда уже была организована кафедра митрополита и построены два новых придела.  Кроме главного храма (придела) существует ещё три: правый — во имя Преподобного Серафима Саровского, левый — во имя Святителя и чудотворца Николая и нижний храм — во имя Святого благоверного князя Александра Невского и Святого праведного Гедеона Праотца.

К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришёл в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине.

Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский) сразу же озаботился состоянием здания храма. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма.

В 1976 году стены всех трёх алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца.

Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (ныне архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк.

К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов скромное деревянное здание было преобразовано в просторное каменное, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи.

После реконструкции храма в 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.

Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять как раньше, а семь золочёных глав. Над входом с западной стороны вознесён крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проёмами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный, определён в центре. Он был изготовлен в Ярославле. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествую земли радость велию» и «Хвалите небес Божию славу». Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают иллюзию выступающего входа.

В 90-е годы продолжается благоустройство собора и прилегающей территории. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших (1996 г.), и административный корпус (1998 г.). В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма. В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления (Крещения) Господня, где ежедневно совершается Таинство Крещения. В начале декабря 1997 года по благословению Владыки Сергия часовню освятил Благочинный церквей града Новосибирска протоиерей Павел Патрин. В Вознесенском соборе много чтимых икон: икона святителя Николая — покровителя города Новосибирска, икона Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей, иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Черниговская, икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, икона «Всех святых, в земле Сибирской просиявших», написанная ко времени установления праздника Собора всех Сибирских святых в 1984 году. 

Глава 6. Часовня Святого Николая Чудотворца

В 1913 г. в России отмечалось 300 - летие Дома Романовых. Празднества проводились с небывалым размахом. В числе прочего служились молебны и сооружались памятные храмы.

20 июля 1914 г. на Николаевском (ныне Красном) проспекте состоялся торжественный молебен и закладка часовни в честь Святителя и Чудотворца Николая. Место под строительство было выделено городским управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие стройматериалы. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. Наиболее крупными жертвователями были: М.Л.Вишняков, давший 25 тысяч штук кирпича, В.Н.Цевловский - 1000 штук кирпича, З.М.Джурич - 1000 пудов извести, Д.Е.Барабанов - железо на крышу, И.М.Некрасов - кресты на часовню. Известный архитектор А.Д.Крячков составил план и смету на постройку часовни. Другой архитектор - Ф.Ф.Рамман, осуществлял наблюдение за строительством.

Все труды по устройству часовни взяли на себя: председатель правления общества «Ясли» протоиерей Диомид Чернявский, городской Голова А.Г.Беседин, купец Г.Д.Маштаков и начальница приюта «Ясли» М.В.Востокова. Ко дню освящения епископ Томский Анатолий прислал в дар часовне икону свт. Николая с частицей мощей. 4 декабря в 17.00 икона прибыла с поездом, специально отправленным из Томска, в Новониколаевск, где была встречена протоиереем Диомидом Чернявским, причтом вокзальной церкви и приютским хором. Отслужив молебен свт. Николаю, икону перенесли в вокзальную церковь, где совершили всенощное бдение. На другой день по окончании Божественной Литургии и молебна, состоялось перенесение иконы с Крестным ходом в храм св. Александра Невского. А 6 декабря икону внесли в часовню. Затем состоялось освящение новосооруженной часовни.

В одном из документов той эпохи было написано: « при часовне организована продажа икон, и книг духовно-нравственного содержания. Доходы от продаж поступают на детский приют «Ясли». Для служения при часовне предположено иметь особого священника. В настоящее время, часовню обслуживает иеромонах Алексий».

30 декабря 1915 года епископ Томский Анатолий благословил иеромонаху Алексию хождение с часовенной иконой свт. Николая по домам жителей г. Новониколаевска для служения молебнов с 12 до 17 часов дня.

В 1919 году Никольская часовня получила статус самостоятельного прихода; ее настоятелем стал протоиерей Виталий Мальгинов.

Мальгинов Виталий Андреевич родился в 1845 году в семье диакона. В 1910 г. окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.4 декабря 1912года - назначен священником при Пермском Успенском монастыре. 10 августа 1919 года резолюцией Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского назначен настоятелем Богородице - Казанской церкви г. Новониколаевска, а 12 октября 1919 года, согласно прошения переведен на священническое место к часовне свт. Николая.

10 сентября 1929 г. на заседании Сибирского краевого бюро Новосибирского окружного совета общества друзей советской кинематографии было принято постановление о необходимости «просить Новосибирский горсовет закрыть религиозное служение в часовне… и передать помещение под электрическую фотографию». А сотрудники Сибирского Управления связи устроили дискуссию о том, что же следует построить на месте снесенной часовни (в том, что часовню нужно снести, почти никто и не сомневался). Предложения эти распределились так:

1.       Памятник борцам революции – 19 человек.

2.       На этом месте совершенно ничего не строить – 17 человек.

3.       Фонтан – 2 человека.

4.       Общедоступную обсерваторию для наблюдения планет – 1 человек.

5.       Справочное бюро – 1 человек.

6.       Сносить часовню не нужно, а отдать ее под коротковолновую радиостанцию, убрав все кресты – 2 человека.

7.       «Построить более что-либо полезное для всех трудящихся масс» – 1 человек.

Видимо, первое предложение прошло, т.к. после сноса часовни, на ее месте был поставлен памятник.  Сначала просто рабочему, а потом И.В. Сталину, а после разоблачения культа личности сломали и памятник.

9 ноября 1929 года состоялось заседание Новосибирского окрисполкома, на котором « учитывая пожелания трудящихся масс и, считаясь с благоустройством города» постановление горсовета о сносе часовне на Красном проспекте было одобрено.

Перед тем как разрушить часовню, из нее изъяли всю утварь. Изъятие проводилось в присутствии обновленческого благочинного новосибирских церквей протоиерея Николая Хрущева. Дальнейшая судьба всего имущества - неизвестна.

Длительное время на месте часовни были лишь асфальт, скамейки и газоны. 21 сентября 1991 года в г. Новосибирске, впервые за послереволюционный период состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки часовни. Епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Вскоре началось строительство и к празднованию 100 - летия города часовня была возведена. Новый проект выполнен новосибирским архитектором П.А. Чернобровцевым, а расписал часовню его отец, известный художник-монументалист А.С. Чернобровцев.

В настоящее время Никольская часовня — символ города Новосибирска и Новосибирской области. Ежедневно священниками городских храмов совершаются молебны с акафистом Святителю Николаю.

В 2002 г. Новосибирск стал центром празднования Дня Славянской письменности. 24 мая состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. Александра Невского, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. У Никольской часовни состоялось торжественное открытие празднования Дня Славянской письменности. В дар часовне Святейшим Патриархом был передан образ святителя Николая с дарственной надписью: «в благословение часовне Святителя и чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности 24 мая 2002г. АЛЕКСИЙ II Патриарх Московский и всея Руси ".

Глава 7. Успенская (Новокладбищенская) церковь

В годы НЭПа в городе Новосибирске были сооружены две новые церкви: Успенская (новокладбищенская) и Никольская в селе Новолуговом. В связи с ростом города, старое кладбище, находившееся на улице Александровской (ныне улица Мичурина) оказалось в центре. Было принято решение о создании нового кладбища и строительстве церкви при нем.

Еще осенью 1918 года на заседании общего собрания Союза приходских советов Новониколаевска обсуждался вопрос о построении храма на новом кладбище. В частности было даже предложено на месте существовавшей к тому времени Воскресенской церкви на старом кладбище построить новый каменный храм, а старую деревянную церковь перенести на новое кладбище (в настоящее время – парк «Березовая роща»). Епископ Томский Анатолий (Каменский) наложил следующую резолюцию на протоколе собрания: «Приветствую начинание… старую деревянную церковь не следует трогать; пусть строится каменная на новом кладбище». Тогда же начался сбор средств на постройку нового храма. Но продолжавшаяся гражданская война не позволила приступить к строительству. В 1922 году священник Воскресенской церкви Илия Копылов и группа прихожан обратились к епископу Новониколаевскому Софронию (Арефьеву) с просьбой о благословении постройки храма на новом кладбище на добровольные пожертвования. Владыка Софроний предложил рассмотреть это прошение на заседании Окружного церковного управления и Объединенного совета городских приходов. Решение данного собрания пока в архивах не обнаружено, но в 1922 году на новом кладбище была построена Диомидовская часовня, настоятелем которой стал отец Илия Копылов. Часовня просуществовала недолго – всего два года. В 1924 г. было принято решение о её сносе. Через год на месте часовни был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Новая церковь представляла собой небольшое деревянное здание в форме креста, с куполом и колокольней, выкрашенная в голубой цвет; и была освящена епископом Новониколаевским Никифором (Асташевским) в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Успенской церкви был назначен священник Илья Копылов.

Копылов Илья Кондратьевич родился 7 июля 1886 г. в семье священника. В течение 7 лет, с 1900 по 1907 гг. он исполняет обязанности псаломщика в приходах Томской епархии. 13 ноября 1907 г. архиепископ Томский Макарий рукополагает Илью Копылова в сан диакона железнодорожной церкви прп. Макария при Анжерских каменноугольных копях. В 1912 г. диакон Илия оканчивает Томскую семинарию и Богословские классы. 23 апреля 1912 г., по окончании учебы, о. Илия был рукоположен во священника в тот же храм. Спустя неполных три месяца, 2 июля 1912 г. иерея Илию Копылова переводят в Покровскую церковь с. Пановского. А в 1919 году по собственному его прошению, преосвященнейшим Анатолием, епископом Томским, назначается в Воскресенскую церковь г. Новониколаевска. В 1922 году на «новом кладбище» г. Новониколаевска была зарегистрирована православная Диомидовская община (при часовне св. Диомида); ее настоятелем стал иерей Илия Копылов. С 1925 года о. Илия был назначен настоятелем новосооруженной церкви Успения Божией Матери.

30-е годы XX в. ознаменовались гонениями на Церковь. Было арестовано, сослано и расстреляно множество священнослужителей. Новосибирск не стал исключением. 4 ноября 1937 года иерей Илия Копылов был арестован, а 2 декабря - расстрелян. Вместе с ним расстреляли еще 15 человек - священников и мирян. Среди них были иерей Андрей Бирюков, второй священник Успенской церкви и протоиерей Владимир Тихомиров, настоятель Никольской церкви села Новолугового.

Кроме о. Илии настоятелями Успенской церкви были протоиереи Павел Протасов (1940-1944 гг.), Николай Сырнев (1944-1947 гг.), Александр Андриевский (1955-1956 гг.), Александр Щербаков (1956-1957гг.), Николай Магницкий (с 1957 г.), Димитрий Степанов (1960-1962 гг.)

В церковной ограде были захоронены несколько священнослужителей нашей епархии, в частности, настоятель Покровской церкви протоиерей Александр Васильев, арестованный в 1933 году и умерший в тюрьме. В 1937 году у храма состоялось погребение первого новосибирского архиерея митрополита Никифора (Асташевского). Также у храма находились могилы протоиерея Николая Афанасьева и диакона Георгия Никифорова.

1943-й год связан с началом нового этапа в истории Успенской церкви. На Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), и маленький кладбищенский храм на короткий период приобрел статус кафедрального.

В суровые годы Великой Отечественной войны немногие действующие православные храмы России могли оказывать фронту не только моральную, но и посильную материальную поддержку. По благословению архиепископа Новосибирского Варфоломея (Городцова) настоятель Успенской церкви протоиерей Николай Сырнев организовал среди прихожан сбор пожертвований для армии. Денежные отчисления поступали на сооружение танков и самолетов, нужды военного времени, в фонд Красной Армии. Всего же было собрано 1 138 862 рубля. За свою патриотическую деятельность о. Николай в 1947 году был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.».

В 1940-1950-е годы кладбище постепенно стало приходить в упадок. Среди захоронений разместились птичий и вещевой рынки, здесь проложили рельсы и пустили трамвай. В 1958 г. исполкомом Горсовета предполагалось перенести Успенскую церковь с Березовой рощи к въезду на Заельцовское кладбище. Это мотивировалось тем, что в 1958 г. предполагалось реконструировать ул. Гоголя: продолжить её до проспекта Дзержинского, увеличив ширину до 60 м и застроив новыми жилыми домами

В 1962 году местными властями было принято решение о ликвидации Успенской церкви. Несмотря на протесты верующих, храм закрыли и за одну ночь сломали. Вскоре было разрушено и кладбище; кресты, надгробия были собраны в одну кучу и отправлены на переработку.

Вся утварь, иконы, имущество ликвидированной церкви были переданы в Вознесенский собор. По архивным документам было установлено, что в Вознесенском соборе в настоящее время хранится икона Божией Матери «Черниговская» из Успенской церкви.

Священнослужители Успенской церкви протоиерей Димитрий Степанов (настоятель), священник Леонид Дугин (второй священник) и протодиакон ЕвфимийБелохвостиков были переведены в штат Вознесенского кафедрального собора (священник Леонид Дугин вскоре вышел за штат). Также в собор перешли члены хора Успенской церкви во главе с регентом Геннадием Солодчиным.

Перед закрытием храма и кладбища останки митрополита Никифора успели перевезти на Заельцовское кладбище. В июне 1968 года была проведена реконструкция территории бывшего кладбища, а в 1970-е гг. здесь открылся парк отдыха «Березовая роща».

В 1995 году по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона (Емельянова; ныне архиепископ Новосибирский и Бердский) городские власти передали недостроенное здание кафе, находившееся на территории «Березовой рощи», в ведение Новосибирской епархии. Так началось возрождение Успенской церкви. Архитектором С.А. Шандаровым был разработан проект переоборудования здания под храм. 27 июня 1999 года Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский, совершил чин освящения храма.

При храме действует детская воскресная школа.

Клирики храма окормляют детский дом № 9 Дзержинского района,  детский приемник-распределитель (совместно со священнослужителями Знаменской церкви), дом ветеранов Дзержинского района, следственный изолятор г. Новосибирска.

24 января 2004 года архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон освятил колокола Успенской церкви.

Заключение

Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

Никто никого не обязывает ходить в храм.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма. Может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно в самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится о Боге, о смысле собственной жизни. О вечности. И направляется он в храм, и становится ему дом Божий самым главным и родным домом.

Туристический маршрут

Визуальная карта проекта (презентация)

hello_html_m58904596.png

hello_html_m2fa75056.png

hello_html_3135f444.png

hello_html_m5d2098fd.png

hello_html_6128a8ac.png

hello_html_m66f6a71e.png

hello_html_167d6331.png

hello_html_72c02cd1.png

hello_html_m2a68703b.png

hello_html_13703249.png

hello_html_m56ef554a.png

hello_html_m23e46389.png

hello_html_79fa3f9b.png

hello_html_15ba077d.png

hello_html_m17ce6e12.png

hello_html_m261c8437.png

hello_html_70e5bb9e.png

hello_html_mdf21367.png

hello_html_74ec90c6.png

hello_html_4a8b02dd.png

hello_html_m52bbe9b5.png

hello_html_m68e88d01.png

hello_html_70abc836.png

hello_html_6930f006.png

hello_html_18cfd160.png

Автор: Шугаев Евгений Алексеевич

Новосибирск 2018

Список литературы

1.     Баландин С. Н. Новосибирск : История градостроительства 1893-1945 гг. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978.

2.     Шабунин Е.А. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. — Новосибирск, 2002.


 


Вернуться назад