Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Экскурсия в Народный музей в Петропавловке

Экскурсия в Народный музей в Петропавловке


01.07.2015.
Татьяна Заводовская, Марина Кретова, (студенты 2-го курса НГАХА),
науч. рук. старший преподаватель кафедры ОА ПИАиГ Ирина Ростовцева

Экскурсия в Народный музей в Петропавловке

Опыт создания историко-культурных музеев под открытым небом имеет богатую историю, началом которой был музей Скансен в Швеции, созданный в 1891 году. В России такие музеи создавались в XX веке. Всем известны неповторимый Кижский погост в Карелии, музей в подмосковном селе Коломенском, Витославлицы в Новгороде, Пирогово — в Киеве. В нашем городе тоже существует музей деревянного зодчества в Академгородке. Все перечисленные музеи создавались в результате сбора материалов в экспедициях учеными — археологами, этнографами, архитекторами.

Музей села Петропавловское Краснозерского района Новосибирской области, в котором мы побывали летом 2014 года, уникален тем, что создан был членами краеведческого кружка Петропавловской школы, под руководством школьного учителя истории Николая Моисеевича Бахмацкого. Все началось со сбора материалов о годах гражданской войны, унесшей жизни многих жителей села. Накопленных материалов оказалось столько, что понадобился отдельный классный кабинет, ставший школьным музеем. На уроках истории и краеведения Николая Моисеевича Бахмацкого все новые и новые поколения петропавловцев подключались к работе, росла заинтересованность. Бабушки открывали сундуки со своими рукоделиями, деды отдавали внукам для музея фронтовые реликвии, из чуланов и с чердаков извлекались давно забытые прялки и рубели, пополнявшие коллекцию, и музей перерос рамки школьного.

Сегодня на территории Петропавловского музея находится более 6 тысяч экспонатов.

В 2005 году появился музей под открытом небом, в котором, силами сельчан, были воссозданы жилища переселенцев рубежа XIX–XX вв. В музее бережно сохранены образцы автомобильной и сельскохозяйственной техники XX века.

Из истории села Петропавловка

Люди ехали в Сибирь не наугад, а посылали своих ходоков, которые сообщали о земле и условиях жизни на новых местах. В государственном архиве Алтайского края хранится «Переписка с Томской казенной палатой и Карасукским волостным правлением, по прошению переселенцев Курской губернии о разрешении поселиться им на пустолежащем месте за границей деревень Мохнатый Лог и Травные озера и образовать заселок Петропавловский.» [1]

Больше всего переселенцев было с Украины, недаром и первая улица, появившаяся в Петропавловке, называлась Харьковской. Приезжие селились отдельными группами. Так появились улицы Полтавская, Тобольская, Орловская, Саратовская, Воронежская, Самарская.

В 1903 году в селе была построена церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. [2]

До сих пор жители села Петропавловки 12 июля с широким размахом отмечают праздник в честь этих святых. Опять, как в давние времена, праздник начинается с молебна святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, только не Экскурсия в Народный музей в Петропавловке в церкви (здание которой занимает клуб), а на площади в музее. Нам очень повезло оказаться там именно в такой день. Все жители села и его гости смогли посетить выставку народных ремесел, где можно было купить плетеные из лозы корзины, глиняную посуду, тканые половики, сделанные руками школьников в кружках и на уроках труда.

Можно было посмотреть концерт народных песен и танцев, а по желанию и принять в нем деятельное участие. Дети могли покататься на деревянной карусели. Нас радушно пригласили пообедать за длинным общим столом, где собрались гости из соседних деревень. Обед был приготовлен на печке, стоящей под навесом, как на полевом стане.

Приятно удивило огромное разнообразие экспонатов музея! А главное, что их можно было трогать руками, фотографировать, а на машины, сани, мотоциклы — даже залезть и посидеть.

Постройки переселенцев

Нас, как будущих архитекторов, в первую очередь заинтересовали архитектурная часть музея, в которой была воссоздана деревенская улица.

Пластянка — жилище, полуземляночного типа, которое строили переселенцы на новых местах, изготавливалась из пластов земли с дерном. Главный смысл такого жилища — не комфорт, а сохранение тепла. Окна вырезались небольшие, двери были низкие с высоким порогом. Крыша накрывалась тонкими жердями, поверх которых наносились широкие пласты земли. При правильном и регулярном уходе могла прослужить долгие годы. В селе Половинном нам удалось побеседовать с Александрой Федоровной Ященко (Тузнеченковой), приехавшей в Сибирь накануне Великой Отечественной войны из Александровки Кировоградской области, которой пришлось долго жить в пластянке, пока не построен был бревенчатый дом.

Саманка — её стены возводились из смеси глины с соломой, набивавшейся в деревянную опалубку. Крышу делали из снопов соломы или камыша. Пол мог быть и глиняным, и деревянным. От пластянки саманка отличается внешним и внутренним комфортом. При участии большого количества строителей воздвигалась в течение одного дня. Строилась переселенцами вплоть до середины 1960-х годов;

Баня по-черному. Строилась, как пластянка, из земляных пластов, которые укладывали поверх выкопанной ямы, сокращая таким образом сроки строительства. Вода нагревалась посредством опускания раскаленных камней или железа в кадку. Дым из печи-каменки выходил наружу через отдушину в потолке или прямо в дверной проем, поэтому она называлась баней по-черному;

Кузница, или кузня. Стены кузни изготовлены из плетеной лозы, которая плотно обмазана глиной и соломой, потолок деревянный, покрытый пластами земли, пол земляной.

Все строения возводились очень быстро. Постройки заглублены в землю и имеют тесные помещения — все это делалось, чтобы в холода их можно быстрее протопить. Входы и окна — небольшие, дабы не выпускать драгоценное тепло. Особое внимание стоит уделить интерьеру этих жилищ: он так бережно воссоздан, что возникает
ощущение, будто и сейчас там кто-то живет.

Около «Улицы первых поселенцев» находится площадь, на которой рядами расставлена вся сельскохозяйственная техника, которой пользовались жители села, — от сохи до трактора. Среди экспонатов самый редкий автомобиль Урал ЗИС-355, которого в бывшем СССР осталось 12 единиц.

Краеведческий музей

Большая часть экспонатов размещена для обзора в четырех комнатах отдельно стоящего дома: зал боевой славы, зал, посвященный истории села, иконы из разоренных церквей, комната с убранством 40-х годов, зал декоративно-прикладного искусства. Проходя по залам, совершаешь путешествие в прошлое, чувствуешь неповторимую атмосферу далекой от нас жизни. Тщательно записана история села, бывшего когда-то центром волости. А вот полные трагизма страницы периода гражданской войны. Собраны материалы о 687 петропавловцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, хранится более 200 похоронок и извещений о пропавших без вести, трофейные вещи и предметы быта того времени. Собраны книги земляков и о земляках.  

Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла 
 
Нам удалось посетить территорию бывшей Петропавловской церкви, здание которой в 30-х годах XX в. было перестроено под клуб. По преданию, убранство церкви святых Петра и Павла было очень богатым. Незадолго до начала разорения храма предупрежденный староста собрал напрестольное Евангелие, антиминс и все богослужебные предметы, сложил в сундук и успел вывезти их из церкви и где-то закопать. Он поплатился жизнью, но не открыл местонахождение святынь.

В округе славились колокола Петропавловского храма. Звон колоколов был слыше за 60 км, в Довольном. Когда большой колокол сбрасывали на землю, от него откололся кусок и красноармеец, ткнувший его штыком, окаменел. Колокола погрузили на подводу и повезли из села, но по дороге, где-то на мосту, подвода опрокинулась и колокола утонули...

Еще одно, слышанное нами предание, связано с чудом уцелевшей, замечательной кирпичной с кованой решеткой церковной оградой. Нам рассказали о том, что когда стали объединять колхозы в совхозы, хотели провести собрание в здании закрытой церкви, но попасть на территорию храма не могли. На вопрос разъяренного начальника — почему народ толпится у ограды, сельчане ответили, что не пускают кресты. Последовало распоряжение срубить кресты, но никто не соглашался совершать святотатство, наконец нашлись комсомольцы, которые выполнили приказ начальника. Один из этих крестов хранится в музее.

Здесь также находится фрагмент церковного иконостаса, переделанный в советское время в дверку для буфета. В наше время слабо верится в чудеса, но факт неоспорим — сквозь множество слоев поздней краски проявляются лики святых...

Нам удалось сфотографировать и обмерить здание церкви только снаружи. Интересно, что на сильно переделанном, обложенном кирпичом западном фасаде сохранился фрагмент резного столба крыльца храма. К сожалению, беглое внешнее знакомство с современным состоянием здания не позволяет сделать предположение, по какому проекту оно было возведено и как первоначально выглядело.

На этом наша незабываемая экскурсия закончилась.

Использованные материалы:
1. ГААК, Ф.4, оп.1, том 2, №2295 28 мая 1894 — 28 июня 1911г.
2. Справочная книга по Томской епархии /сост.служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1914. — С. 303.
Электронные ресурсы:
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=494
http://rusrep.ru/2009/35/revolyucionnoe_kraevedenie/
http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2012&id=4718
http://www.maam.ru/detskijsad/nasha-malajarodina-175598.html

"Живоносный Источник" №1 (9) за 2015 г.
 


Вернуться назад