Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Евгений Шабунин. Храмы Тогучинского района

Евгений Шабунин. Храмы Тогучинского района


01.02.2016.
Очередной очерк по истории храмов Искитимской епархии в тогучинском районе Новосибирской области представлен в новом номере историком-краеведом Евгением Шабуниным.

ЦЕРКОВЬ С. ТОГУЧИН

Священник Павел Смеловский (с 1922? года).

После закрытия в здании бывшей церкви разместился райпищепромкомбинат. Впоследствии здание разобрано.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ГУТОВО

Старейшая церковь на территории современного Тогучинского района была построена в 1781 году, имела один престол, освященный в честь святых апостолов Петра и Павла (в 1849 году храм перестраивался).

Состав прихода: с. Гутовское, Томского уезда и деревни: Кудрина, Тогучина, Суркова, Долгова, Ирба, Канарбурга, Борцева, Шумилова и 18 переселенческих поселков. К 1914 году число переселенческих поселков сократилось до 12-ти. Это поселки: Жарковский, Зверобойский, Златоустовский, Инский, Касьяновский, Клинк, Кудельный Ключ, Мезевехинский, Мостовский, Останкинский, Остаток и Псковский.

Духовенство Гутовской церкви вело строгий учет количества прихожан. Из церковных документов стало известно, что в 1911 году храм посещали 4630 человек, а в 1914 году прихожанами были 5318 человек.

Причта по штату при Петропавловской церкви полагалось: один священник, диакон и один псаломщик.

В с. Гутовском находилось училище гражданского ведомства.

Священники: Варфоломей Тюмецев (1849-1882 гг.), Николай Виссонов (с 1886 г.), Николай Рычков (с 1904 г.), Стефан Макаренко (1912-1914 гг., и с 1919 г.), Александр Шубин (1919 г.), Иоанн Репин (с 1914 г.), Михаил Виноградов (до 1922 г.), Иоанн Матросов (1922 г.), Владимир Кожевников (в 1920-е), псаломщики: Александр Дмитирев, Григорий Милянов, Михаил Чиспияков (1910-1913гг.; с 1913 по 1919? гг. диакон при этой же церкви, в 1919 г. священник церкви с. Средне-Тырычинского).

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 4 августа 1939 года за № 1360 и переоборудована под клуб. По воспоминаниям жителей села храм сгорел в 1962 году.

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ГАРЕВКА

 Церковь деревянная однопрестольная. Построена в 1859 году.

Приход горевской церкви составляли: с. Горевское, Томского уезда и деревни: Изылинская, Кускова, Чертенкова, Вассина, Шубкина, Агафониха, Ново-Изылинская, Завьялова и Голомыскина. В 1914 году в состав прихода Михаило-Архангельской церкви вошли одиннадцать переселенческих участков. Прихожанами церкви в 1911 году числились 3846 человек, а к 1914 году их количество возросло до 7418 человек.

Богослужения в храме совершали один священник и один псаломщик, а в 1914 году была открыта диаконская вакансия.

Из учебных заведений на территории прихода размещались училище гражданского ведомства в селе Горевском, открытое в 1879 году, и церковно-приходская школа в деревне Вассиной, открытая в 1892 году. После сооружения в д. Вассино церкви в честь святителя и Чудотворца Николая церковно-приходская школа перешла в ведение вассиновского прихода.

В ходе архивных исследований были установлены имена священно и церковнослужителей Михаило-Архангельской церкви. Это священники: Даниил Моцартов (с 1903 г.), Иоанн Москвин (1907-1911 гг.), Александр Моцартов (1920-е), диакона: Иоанн Покровский, Александр Введенский (1913-1914 гг.; в 1930-е обновленческий митрополит Западно-Сибирский), псаломщики: Петр Павлов, Валериан Моцартов (с 1903 г.),Александр Шубин (1906-1913 гг., с 1913 по 1919 гг. диакон этой же церкви, в 1919 г. священник).

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 27 августа 1939 года за № 1474. Клуб.

Из воспоминаний жительницы села Лидии Васильевны Григорьевой 1927 г.р.: «Церковь была деревянная, большая, потолок темно-зеленый. В 1935 году церковь разорили, а иконы сожгли. Перед войной (ок.1940 года) снимали колокола. Дом священника был напротив храма (он и сейчас стоит). Предположительно, священника утопили в реке Малая Изылы (ок.1935 года). Храм после закрытия сначала использовали как зерносклад, затем переделали в клуб. Сгорел в 1956 или 1960 году. На месте храма выстроен каменный клуб, в настоящее время заброшен».

СВЯТО – ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ С. КАРПЫСАК

 

Церковь деревянная однопрестольная, построена в 1859 году (в 1908 году полностью перестроена).

Состав прихода: с. Корпысакское, Томского уезда и деревни: Маткова, Буготакская, Усть-Каменская, Боровлянская, Владимировская, Укропская и 12 переселенческих поселков. К 1914 году в приходе Свято-Троицкой церкви произошли изменения. Вместо деревень Боровлянской и Владимировской (выделенных в самостоятельный приход) добавилась деревня Ермачиха, а число переселенческих поселков сократилось до 10-ти. Это не могло не сказаться на количестве прихожан. В 1911 году их было 6440 человек, а в 1914 году это число сократилось до 5169 человек.

Штат Свято-Троицкой церкви составлял один священник, диакон и один псаломщик.

В с. Корпысакском находилось училище Министерства внутренних дел.

Священники: Иоанн Покровский, Иосиф Шульгин (с 1898г.), Софроний Данилов (1923-1925 гг.), Феодор Моцартов (с 1926 г.)диакона: Александр Покровский (с 1897 г.), Иоанн Фусенко? (с 1925 г.),псаломщики: Иаков Марсов, Алексий Успенский (с 1903 г.).

По воспоминаниям старожилов села храм был закрыт осенью 1928 – зимой 1929 годов. После закрытия храм использовали как школу-интернат, а в 2002 году здание было разобрано.

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. КОУРАК


Церковь деревянная однопрестольная. Построена в 1860 году, а в 1876 году храм был полностью реконструирован.

Состав прихода: с. Коуракское, Кузнецкого уезда и деревни: Конева, Старо-Гутова, Доронина, Мало-Суркова, Ново-Абышева, Разсолкина, Лебедева, Желтоногина, Верхне-Коуракская, Дергаусова. К 1914 году в состав прихода добавились переселенческие участки: Вилюйский, Чемский, Листвинничный. В 1911 году прихожанами Богоявленской церкви числились 4750 человек, а в 1914 году их численность увеличилась до 7806 человек. Также на территории прихода проживали 758 старообрядцев (в 1914 году их число возросло до 821 человека).

Причта по штату: священник, диакон и псаломщик.

Церковно-приходская школа в с. Коуракском. Открыта в 1897 году. В этом же селе помещалось училище гражданского ведомства.

 

 

Архивные документы сохранили некоторые имена служившего в храме духовенства. Священники: Александр Рыжкин, Иоанн Жерновков, Виталий Вяткин (с 1909 г.), Николай Бальва (1923 г.), Александр Серебрянников (с 1923 г.), иеромонах Иннокентий (1920-е), диакон Василий Фирлеевич (1910-1912 гг.; с 1912 г. священник этой же церкви), псаломщики: Павел Попов, Василий Дроздов, Павел Дроздов (1909-1914 гг.), Филипп Попов (с 1914 г.), Валентин Аргоров.

Также известно, что старостой Богоявленской церкви в 1900 году был местный житель Леонтий Басканчин.

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 21 ноября 1939 года за № 1878. Клуб.

В Тогучинском районном архиве сохранились некоторые материалы по закрытию церквей на территории района. О коуракском храме написано следующее: «Церковь находится среди села, построена в 1880 году. Стены деревянные, обшиты тесом, покрыта железом. Бездействует с 1934 года».

Жительница села Наталья Леонтьевна Ефименко (заведующая школьным музеем) вспоминает о храме следующее: «Из храма после закрытия сделали клуб, разобрали примерно в 1976 году. Священник Иоанн, возможно последний, был похоронен в 10 метрах за алтарем, рядом с ним упокоена и его жена. Внутренняя высота храма, построенного на лиственничных сваях, - 8 метров. На высоте свай – пол (черновой), далее 80 см – слой перегноя для тепла, затем чистовой пол».

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ЮРТЫ

Церковь деревянная однопрестольная. Построена в 1893 году.

Приход Вознесенской церкви составляли: с. Юрточное, Кузнецкого уезда и деревни: Гагаркина, Гутова, Озерская, а к 1914 году в приход добавилась деревня Макрушина. В 1911 году храм посещали 2435 прихожан, а в 1914 году в связи с увеличением прихода их число возросло до 3961 человека.

Службы в храме вели один священник и один псаломщик.

Из учебных заведений на территории прихода располагалась церковная школа грамоты в с. Юрточном. Сохранились отрывочные сведения о том, что школа была открыта в 1895 году, а к 1914 году преобразована в церковно-приходскую школу.

Метрические книги и клировые ведомости Вознесенской церкви свидетельствуют о том, что священниками в храме были: Михаил Аушев (с 1910 г.), Виктор Спасский (1919-1921 гг.), Павел Никольский (с 1921 г.), псаломщиками: Василий Серебренников (до 1900 г.),Константин Белов (с 1908 г.), Георгий Волосков (1919-1923? гг.).

В 1939 году из Новосибирска поступило постановление Новосибирского облисполкома о закрытии храма.[1] После изъятия всей утвари церковь была переоборудована под пионерский клуб. В 1968 году его разобрали.

Вот что вспоминал житель села Иван Елисеевич Малышев, 1917 г.р. (приехал в с. Юрты в 1933 году): «Последний священник с.Юрты – отец Георгий Волосков. Он и его семья были Юртовцами, при раскулачивании семью отправили в Иркутскую область. Сын его Александр Волосков окончил Ленинградскую или Одесскую семинарию, переехал из Иркутска в Новосибирск. Вернулся в Новосибирск оперным певцом, трудился в Новосибирском театре Оперы и Балета, умер в 90-е годы. П

осле сослания отца Георгия храм и закрыли. Большой колокол сбросили – он разбился, маленькие распродали, всего и было четыре. Кресты растащили, какие-то спрятали. Здание церковно-приходской школы и дом священника, предположительно, сгорели».

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. БОРОВЛЯНКА

Церковь деревянная однопрестольная. Построена в 1909 году.

Состав прихода: с. Боровлянское, Томского уезда и деревни: Агафонова, Владимировка, Шубкина, переселенческие участки: Марковский, Конобишенсчкий, Иркутский, Верх-Агафоновский, Чупенинский, Верх-Изылинский, Кожиянский, Высокие Изывы и Прямушинский. Прихожан - 4286 человек. Все данные предоставлены на 1914 год.

Церковная школа грамоты в с. Боровлянском и д. Владимировке; Школа Министерства народного просвещения в пос. Верх-Изылинском.

Причта по штату: один священник и один псаломщик

Священники: Феодор Ясинецкий (с 1911 г.), Николай Магницкий (1933-1936 гг.). Псаломщик Павел Дроздов (с 1911 г.).

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 26 июля 1939 года за № 1260. Клуб, затем зерносклад.

Жители села Иван Петрович Лаврентьев 1914 г.р. и Зоя Васильевна Шевченко 1928 г.р. рассказали следующие сведения о закрытии храма: «Сгорел в 1972 или 1973 году. Священника звали отец Феодор. В храме было 3 колокола. Церковь деревянная, большая. Разоряли примерно в 1940 году – сбрасывали кресты и колокола. Все разрушители погибли на войне. В 1963 году рядом с церковью строили кочегарку и при копании котлована нашли гроб с телом священника. При осмотре был обнаружен наперсный священнический крест, хромовые сапоги, парчовая риза. Проходивший мимо ветеринар позарился на крест, думая, что он золотой. Дернул за него, от чего тело и гроб рассыпались в прах. Останки потом захоронили на местном кладбище».

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. РЕПЬЕВО

 

Церковь деревянная однопрестольная. Построена в 1912 году.

Состав прихода: с. Репьевское, Барнаульского уезда, деревни: Плотникова и Шмакова, переселенческие участки: Пустынский и Ярский. Прихожан - 2998 человек. Данные предоставлены на 1914 год.

Причта по штату: священник и псаломщик

Священник Александр Даев (1913-1929? гг.), псаломщик Вениамин Полянский (с 1912 г.).

Глава администрации Репьевского сельсовета Петр Степанович Чемеркин 1946 г.р. рассказал о закрытии церкви следующее (беседа состоялась в 2005 году): «В 1953 году сняли купол, но еще были кресты, их сдирали трактором. Парень, который цеплял трос, вскорости умер. Сруб колокольни был собран на металлические четырехгранные кованые шканты. Высота храма - 15 – 20 метров. Храм – зерносклад – клуб – разобран на хозяйственные постройки в 1982-83 годах, когда был построен новый клуб. В селе сохранился дом священника».

А в сельской библиотеке были найдены сведения, собранные Розалией Федоровной Ясинской (1930-1988 гг.): «Первый священник был Иннокентий, второй – Иосиф, Полянский – псаломщик. Закрыта при Даеве. В 1930 году церковь закрыли из-за общества. Утварь растащили. В 1931 году собрали подписи, чтобы оставили церковь или сделали клуб. Согласились клуб сделать. 2 комсомольца ломали кресты. Старостой церкви был Пешехонов, после него – Пучков Михаил, отец Лидии Михайловны (ныне здравствующая жительница села). После закрытия церкви Пучков работал конюхом».

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ЧЕМСКОЕ

Церковь деревянная однопрестольная. Точная дата постройки неизвестна. Сохранились лишь сведения, что в 1914 году церковь строилась.

В состав прихода входили: с. Чемское, Барнаульского уезда, деревни: Кучеровка, Бельчиха, Студеная, Фирсовка и Каменушка.

Штат Никольской церкви состоял из священника и псаломщика.

Из учебных заведений в приходе была церковно-приходская школа в с. Чемском. Открыта в 1912 году.

Священники: Симеон Бриллиантов (с 1912 г.), Алексий Добронравов (1922?-1923? гг.). Псаломщик Павел Саввин (1912-1914?; 1918-1923?).

После закрытия церковь переоборудовали под зерносклад. В 2005 году житель села Максим Григорьевич Нырков 1919 г.р. вспоминал о закрытии Никольской церкви: «Церковь деревянная, богатое паникадило, колокола. В 1937 году священника забрали, после этого церковь закрывается и передается под зерносклад. Погиб тот, кто разрушал храм. Позднее его разобрали (год разрушения неизвестен). В селе сохранился дом священника и часть здания церковно-приходской школы».

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ЛЕБЕДЕВО

 

К сожалению, документальных сведений о Троицкой церкви не сохранилось практически никаких. Известно лишь, что церковь была деревянная, однопрестольная. Священником в ней в 1920-е годы служил Тимофей Мищенко.

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 8 сентября 1939 года за № 1573. Переоборудована под клуб.

Заведующая школьным музеем с. Лебедево, общаясь со старожилами села, собрала некоторые сведения о строительстве, внешнем и внутреннем убранстве храма, а также подробности его закрытия: «Начало строительства церкви - 1913 год. В селе насчитывалось 300 дворов. Решение о строительстве храма приняли на общем сходе жителей села. Строительство шло два года. К 1915 году было завершено. Стояла церковь там, где сейчас располагаются контора и клуб. Одновременно с храмом построили дом священника (не сохранился, на его месте сейчас жилой дом). Стены церкви были обшиты тесом и выкрашены голубой краской, ставни и оконные переплёты – белой. Храм был крыт железом. Углы храма и карнизы украшала деревянная резьба. Рядом с храмом находилась сторожка, где жил сторож и звонарь по имени Маркелл (с женой).

Внутри церкви на стенах висели большие иконы в окладах, украшенные вышитыми полотенцами. Возле алтаря стояла Плащаница.

К 1915 году число дворов в селе возросло до 500.

В селе была ещё и часовня (сейчас на её месте располагается жилой дом).

После закрытия местные комсомольцы сбросили с храма кресты, купола и колокола. Всю церковную утварь и книги стаскали в сельсовет. Председателем была цыганка по фамилии Ложникова. По ее приказу большие иконы разрубали топором, а маленькие вместе с книгами целиком кидали в печь, которая стояла в сельсовете. Несколько дней печь топили богослужебными книгами и иконами. Плащаницу позднее видели у другого председателя сельсовета (Глушкова) – с нее свиней кормили.

После закрытия церковь использовалась под зерносклад, затем клуб. В 1960-е годы здание разобрали в связи с постройкой нового клуба. В 1964 году остатки церкви использовали для строительства пристройки к школе».

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ВАССИНО

В 1930-е годы уничтожали не только храмы, но и любые документальные сведения о них. Никольский храм не стал исключением. Известно лишь, что священниками в храме были: Стефан Макаренко (1919 г.), Александр Шубин (с 1919 г.), Михаил Шелютто (1920-е).

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 16 мая 1939 года за №839 и переоборудована под клуб.

В 2005 году жительницы села Алевтина Васильевна Субботина 1934 г.р. и Елизавета Никитична Козакова 1921 г.р. так вспоминали о храме: «Храм был голубого цвета. Сохранилась сторожка – там сейчас живут. В 1937 году священник переправил одной сельчанке церковные вещи и тайно ночью ушел из села. Храм из бруса был высокий - метровый фундамент, металлическая крыша, колокола. Когда его закрывали, сорвали крест. Молодая женщина топтала и плясала на сорванном кресте, села на него – вскорости умерла. В ограде храма был похоронен некто Медведев».

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. ДОРОНИНО

Священники: Никифор Москалев (1920-е), Георгий Митин, Николай Ермолов (1920-1924 гг.).

Церковь закрыта постановлением Западносибирского крайисполкома от 10 июля 1933 года за № 3370 и переоборудована под клуб. А в 1954 году храм был разобран, и началось строительство нового клуба, который достроили лишь в 1994 году.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВВ. МУЧЧ. ФЛОРА И ЛАВРА С. КИИК 

 

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 26 июля 1939 года за № 1260. Впоследствии здание разобрали, а из материала был выстроен в другом месте клуб и школа. На месте храма в 1965 году соорудили клуб.

ЦЕРКОВЬ С. ЗАВЬЯЛОВО

Священник Алексий Евдокимов (1920-е годы).

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 26 июля 1939 года за № 1251. Клуб. В годы войны здание было разобрано.

По воспоминаниям жительницы села Нины Ильиничны Стацун 1920 г.р.: «Церковь стояла на том месте, где сейчас погреб существующего интерната. Предположительно, церковь была выкрашена в голубой цвет. В 1935 году она еще действовала. Священником был отец Василий Князев. У него было две дочери - Наталья умерла, а Галина по состоянию на 2005 год проживает в с.Шахты. Дочь Галины Наталья работает на почте».

БОГОЯВЛЕНСКАЯ? ЦЕРКОВЬ С. ВЕРХ-АЧИНО

 

Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 14 декабря 1939 года за № 1998. Клуб.

В 2005 году фундамент храма частично ещё существовал. По воспоминаниям старожилов села настоятелем храма являлся священник Николай Бальва. Храм был деревянный, неокрашенный, покрыт жестью. На крыше - 2 или 3 креста. Один из них находится теперь на местном кладбище.


БОГОРОДИЦЕ-КАЗАНСКАЯ? ЦЕРКОВЬ С. ШУМИЛОВО


По воспоминаниям жительницы села Борцово Анны Григорьевны Дортман 1927 г.р. «Храм был деревянный, обшитый. В нем служил пожилой священник. После закрытия в храме разместился детский сад и ясли, затем - ветлечебница. Вскоре после закрытия ночью в церкви слышалось жалобное пение или молитва. Через 2 ночи слышавшие пение перестали ночевать там. Человек, снимавший крест с храма, поставил его на могилу своей матери (в отместку за то, что мать была верующей)». Сейчас он находится в Борцовском храме». Со слов Анны Григорьевны, её в 1927 году крестили в Гутовском храме, так как в Шумилово храма еще не было. Из этого следует, что Шумиловская церковь была построена в период с 1927 по 1932 годы.

После закрытия церковное здание было разобрано, а материал использован для строительства мельницы в д. Борцово. В 1960-е годы село ликвидировали как неперспективное.



[1] - № 2032 от 22 декабря 1939 г.

Живоносный Источник №2, 2015 г.
 


Вернуться назад