Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново (Болгария)

Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново (Болгария)


25.07.2016.
Церковь находится на самой высокой части боярского города – в старинном квартале Варуша, на улице  Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла,  № 31. 

Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново (Болгария)Церковная летопись гласит, что этот Божий дом является делом известного строительного мастера Колю Фичето [1]. В этой же исторической справке он впервые был назван болгарским архитектором. Интересно и то, что кроме архитектора и строителя Колю Фичето является и дарителем настоящего храма. Его лептой является два железных светильника (полиелея). На на благодарные современники увековечили имя щедрого ктитора.

В один из зимних месяцев 1860 года султан Абдул-Меджит I [2] подписал ферман, в котором удовлетворил просьбу болгарской православной общины в Стамбуле, построить Божий дом, в Тырновграде. Строительство церкви Св. Кирилла и Мефодия началось 10 марта 1860 года. Грубое строительство храма было закончено 8 октября следующего года. Полностью этот православный молитвенный дом был построен 14 апреля 1863 года. 4 октября 1872 года церковь была торжественно освящена болгарским епископом Илларионом Макариопольским [3]. Как и кафедральный собор в Велико Тырново, так и этот дом Божий был построен в довольно короткий промежуток времени. Место, на котором был возведен храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия является оброчище [4] освященное в честь святого Афанасия, поэтому изначально и церковь носил его имя.

Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново (Болгария)Этот Божий дом трикорарабельный, купольная псевдобазилика с балконом и открытым нартексом, расположенный в западной стороне. Главный вход в храме был расположен в южной стороне. Также был и второй вход, так называемый второстепенный вход. Он находился в западной части. Максимальные вступающиеся крылья эмпориума (балкона) и его центральная площадка иллюзорно представляет идею семи райских небес.

Во время землетрясения, происшедшее в 1913 году купола притвора и выше наоса [5] были разрушены. Землетрясение разрушило и красивый церковный карниз, выполненный в характерном для Колю Фичето стиле. Позже церковь Св. Кирилла и Мефодия была восстановлена, но притворные и наосные купола не были восстановлены, а также и дуговой карниз. Не уступает по красоте и оставшиеся арки и своды, которые с взыскательным взглядом строительного мастера изящно и гармонично соединенные изогнутыми линиями на балконе. Первоначально церковный пол был сделан из каменных плит.

Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново (Болгария)Это первый в старопрестольном граде Божий дом с литым колоколом и колокольней над притвором. В южной части церковного двора возвышается самостоятельная башня с колокольней с часами. И сегодня старинный часовой механизм на башне каждые полчаса уведомляет жителей квартала о точном времени. Надпись на белой каменной плите показывает, что башня была построена спустя 23 лет после построения храма. Возле колокольни находится небольшое кладбище, где они похоронены священники и люди, служившие этом православном молитвенном доме.

Величественный иконостас в храме был изготовлен в 1872-1874 годах двумя мастерами резчиками по дереву из города Калофер, они были учениками Ботьо Петкова [6], которые позже героически погибли во время осады Дряновского монастыря, как активные участники в отряде Бачо Киро [7].
Не возможно не обратить внимание, на деревянный архиерейский трон [8], украшенный уникальной и богатой резьбой. Каждый вошедший в эту церковь остается очарованым старой иконой, изображающая сцены из жизни Иисуса Христа и Его Матери – Девы Марии, и плащаницей [9], которая изображает нашего Господа Иисуса Христа после Его распятия на Кресте.

В этой церкви эпохи Возрождения [10] служили такие известные болгарские архиереи, как Иларион Макариопольский, Партений Софиийский, Климент Тырновский, Антим 1, Иосиф, Филипп, Софроний и епископ Варлаам Драговитский. Сегодня в храме Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла служит протоиерей Илия Пенков.

В 1964 году церковь Св. Кирилла и Мефодия был объявлен архитектурным памятником культуры национального значения. Двадцать один год тому, в 1995 году была проведена архитектурная художественная консервация, с укреплением конструкции колокольни. В 2005 году архитектор Д. Колева разработала проект заснятия, консервации, реконструкции и экспонирования храма. Этот проект получил частичное государственное финансирование.
 
Виталий Чеботар, 
магистр богословия 
--------------------------------------------
Использованная литература
  1. Драганова,Т., Попова, Сн., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1977 г.
  2. Драганова,Т., Попова, Сн., Димитров, Й., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1982 г.
  3. Драганова,Т., Попова, Сн., Димитров, Й., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1984 г.
  4. Настоящая статья была напечатана на болгарском языке 9 янвяря 2009 года в приложении в областной газеты „Борба” („Борьба”), в рубрике ”Христианские храмы в Великотырновской области”.
 
Примечания:
  • [1] Никола Фичев (Колю Фичето, 1800-1881 гг.) -великий болгарский зодчий-строитель эпохи Национального Возрождения.-ссылка
  • [2] Абду́л-Меджи́д I (23 апреля 1823—25 июня 1861)— 31-й султан Османской империи, правивший в 1839—1861. - ссылка
  • [3] Митрополит Илларион(в миру Стоян Стоянов Михайловский) —епископ Константинопольского Патриархата болгарского происхождения, епископ Макариопольский (село, ныне на территории Тырговиштской области в Болгарии). С апреля 1860 года деятель Болгарской схизмы, впоследствии митрополит Тырновский(в схизме). Анафематствован собором в Константинополев мае 1872 года. Один из ранних лидеров болгарского Национального Возрождения. - ссылка)
  • [4] Культовым местом в болгарских селах или вне них бывают церковь, часовня, монастырь, место поклонения. Многие из них и сейчас становятся местом, где собираются жители данного места или округи на определенные церковные и сельские праздники.Наряду с перечисленными названиями, место проведения церковного ритуала называют в Болгарии еще оброчище, крест, подкрест, место обряда или обета. Обычно культовое место посвящено христианскому святому, Богородице или Иисусу Христу.- ссылка
  • [5] Нао́с(отгреч.ναός— храм, святилище)— центральная частьхристианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. С востока к наосу примыкаеталтарь— важнейшее помещение храма, где располагаетсяпрестоли совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наосазавесойииконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор, по-греческинартексилипронаос. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос. С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стенойопистодом, закрытое помещение для хранения ценностей. - ссылка
  • [6] Ботьо Петков – (получивший прозвище от своих соотечественников учитель), болгарский просвещенный деятель и учитель, отец Христо Ботева (1848 – 1876) – известного болгарского революционера и борца за освобождения Болгарии от турецкого ига – справка русского переводчика, сравни: https://bg.wikipedia.org
  • [8] Архиерейский трон – еще он называется епискомским престолом, епископским троном или кафедрой. Архиерейский трон – это почётное кресло в храме, предназначенное дляархиерея и обычно находится на самом видном месте, напротив алтаря. В болгарских храмах епископский трон находится нескольких метрах от артаря, в южной части църкви справка русского переводчика.
  • [9] Плащаница(греч.Επιτάφιος)— плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробеИисуса Христаили усопшейБогородицы. Плащаница употребляется вПравославной церквиво время богослуженияВеликой ПятницыиВеликой Субботы(с изображением Иисуса Христа), а также в богослуженииУспения(с изображением Богородицы). - ссылка
  • [10] Болгарское национальное возрождение(конец XVIII—XIXвв.), связанный со становлением современной болгарской нациии борьбой за культурную и политическую независимость от Османской империи. -  ссылка


 


Вернуться назад