Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы

Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы


16.11.2016.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уде¬ляют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, школы полного дня. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы.

Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности  и  недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при  определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует особого подхода к организации учебнопознавательной деятельности учащихся, методике организации учебновоспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных  учащихся и их объединений.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
•  Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.

Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:

- субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района и САО; Москвы)
- региональные  (краеведческие исследования на территории Подмосковья)
- межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих  курсов,  внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

- уроки основного курса "Краеведение";
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.

Сложность поставленных задач и специфика школьного краеведения требуют от руководства образовательного учреждения вдумчивого подхода к перспективному планированию системы школьного краеведения, основанного на анализе информации о:

- законодательной и нормативноправовой базе; школьного краеведения
- кадровом составе: квалификации, компетентности, готовности использовать оптимальные  педагогические технологии, методы, приемы, формы обучения и воспитания;
- программном, научнометодическом, дидактическом и материальнотехническом обеспечении деятельности;
- состоянии деятельности и уровне потребности в ней учащихся и родителей;
- состоянии системы дополнительного образования;
- вовлеченности семей в краеведческую деятельность;
- ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательной среды;
- специфике и традициях образовательного учреждения,и учете специфики школьного краеведения.

Рассмотрим основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время  преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.

В 1996 г. была опубликована наша программа "Москвоведение 511 классы" , ставшая победителем конкурса проекта "Москве – с любовью"на лучший курс по Москвоведению в 1997 году. Программа носит комплексный интеграционный характер, отражая все аспекты требований к содержанию краеведческой подготовки учащихся. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий по всем курсам, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому курсу, список рекомендуемой литературы.  Программа предполагает, преподавание отдельных курсов разными учителями в разные годы обучения, что снимает проблему выбора серии программ для каждого последующего года обучения.

Конкретное образовательное учреждение может самостоятельно разработать комплект краеведческих образовательных программ.

Более подробно система познавательной краеведческой деятельности описана нами в пособии "Основы методики преподавания краеведения в основной и старшей школе" М., СОУО, 2000.

Воспитательноразвивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, призванных содействовать решению приоритетных – воспитательных задач школьного краеведения. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, решению задач школы полного дня. Цели работы данных подсистем:

- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала)
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников
- способствовать семейному воспитанию.

Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства  региона, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения.

Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

- разовые формы работ  конкурсы, викторины, конференции, олимпиады;
- системные – выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года для различных классов, групп учащихся.

Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни края.

Технология подготовки и проведения конкурсов и подобных им мероприятий строится следующим образом:

1. Подготовительный этап:

- определение учителем целей, группы учащихся (класс, параллель, другая группа), тематики;
- определение совместно с учащимися целей, состава участников, темы, основных вопросов содержания, критериев оценки выступлений, формы, срока, места проведения конкурса; мотивация участников;
- формирование рабочих групп по подготовке конкурса (команда, оформители, жюри, ведущие и др.);
- сбор материалов учащимися;
- консультации учителем рабочих групп, оказание необходимой помощи;
- подготовка помещения;
- подготовка оценочных листов, призов:
- консультация участников по порядку и регламенту проведения конкурса.

2. Этап проведения конкурса:

Конкурс может проводиться по любому сценарию (выступления команд, капитанов, групп); желательно предусмотреть конкурс болельщиков.
- вступительное слово учителя о целях конкурса, порядке его проведения, составе участников
- выступления 
- подведение итогов, награждение
- заключительное слово учителя (качественная оценка подготовки и проведения конкурса, возможности использования его результатов)

3. Этап использования результатов:

Рефлексия в рабочих группах. Учитель должен опираться на знания, полученные участниками конкурса; использовать наглядные материалы, созданные как конкурсные работы, на последующих уроках.

Ученические краеведческие конференции

Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, или направлениями исследовательской деятельности учащихся. Методика подготовки и проведения ученической конференции аналогична вышеизложенной.

Краеведческие олимпиады

Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.

Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и должны касаться как основных программных вопросов курса, так и выходить за ее рамки. Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология региона, история и культура  родного края и т.п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в т.ч. – территории своего округа и района. Для каждой педагогической системы (учебного уровня) учитель разрабатывает свой перечень вопросов.

Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и различны для каждой возрастной группы участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини сочинения, ответы на задания вопросника и др. После проведения олимпиады учитель должен познакомить всех участников с правильными ответами на вопросы. Результаты олимпиады должны быть доведены до участников максимально быстро. По итогам олимпиады учитель оформляет грамоты и вручает их призерам в торжественной обстановке.

Краеведческие  вечера

Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:

- встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
- рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения
- тематические беседы ("Кухня нашего края", "Мода нашего края", "Литературный край" и т.п.)
- проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона)
- семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона)
- музыкальные вечера и др.

Во время подготовки вечера, учителю необходимо определить интересную конкретной возрастной группе учащихся тему, провести мотивацию участников, пригласить гостей; подготовить объявление о проведении вечера.

Выставки

Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни  региона. Темами выставки могут быть:

- Мой любимый уголок края
- Моя малая родина –  …   
- Контрасты нашего края
- Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края
- Люди нашего края
- Наш край в будущем  и др.

Каждый экспонат выставки должен быть оснащен карточкой с указанием его автора и названием работы. Во время проведения выставки необходимо организовать ее посещение всеми учениками школы. По окончании работы выставки проводится рефлексия по классам, а ее материалы могут пополнить фонды кабинета краеведения, школьного краеведческого музея.

Предметные краеведческие недели

Предметная неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех учеников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора учащихся.

Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями   предметниками. Неверно понимать, что во время предметной недели каждый ученик каждого класса, ежедневно принимает участие в какой либо акции. Разумнее строить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия, с мероприятиями для отдельных групп учащихся.

Формы внеклассной работой, проводимые как разово, так и в системе:

Выпуск газет. При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям истории или современности региона.

Над газетой могут работать несколько групп учащихся, каждая из которых выполняет свою часть общей работы: сбор информации, редактирование, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать (и развивать) индивидуальные возможности, потребности и интересы ребенка.

При систематическом подходе, в школе формируется детская редколлегия, обеспечивающая регулярный (12 раза в месяц) выпуск школьной краеведческой газеты. Содержание газеты может отражать современную жизнь региона; рассказывать о прошлом региона; содержать занимательные материалы (кроссворды, ребусы, забавные истории и др.). Задача газеты – формировать интерес к прошлому и настоящему своего края, способствовать расширению краеведческого кругозора. Наряду с газетами, можно организовать оформление тематических стендов, рассказывающих о своем крае, субрегионе, о его жителях, о школе.  Хорошо иметь в школе сменный стенд, отражающий свежую информацию о жизни родного края.

Проектные работы. Назначение: обучение школьников рациональным приемам коллективной (групповой) творческой исследовательской работы;
развитие индивидуальных учебных, организаторских, творческих и др. способностей учащихся;
освоение учащимися содержательной стороны предмета.

Условия реализации:

- наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, наличие источников информации;-

- общественнополезная значимость проекта
- соответствие содержания возрастным возможностям учащихся
- возможность применения результатов проектной работы в рамках конкретных учебных дисциплин. Время реализации:от 2х до 4х академических часов.

Технологическая карта реализации пилотного проекта:

1. Подготовительный этап:

Учитель:
- определяет цели проекта
- определяет способы обеспечения мотивации
- готовит необходимый справочноинформационный, раздаточный, наглядный  материал
- определяет сроки реализации
- определяет количество творческих групп и задачи каждой из них.

Учитель совместно с учащимися:

- формируют проблему, цели проекта и определяют его общественную и личную значимость;
- определяют пути и этапы достижения цели;
- выбирают источники информации;
- формируют творческие группы с учетом интересов, потребностей, возможностей детей;
- формулируют задачи каждой творческой группы, ее роль в выполнении проекта;
- определяют форму представления конечного результата (отчета).

2. Этап выполнения проекта:

Творческие группы:
- распределяют роли по выполнению задачи;
- самостоятельно работают над поставленной проблемой (производят поиск, отбор, систематизацию, оформление информации);
- представляют предварительный результат на рассмотрение класса.

Учитель оказывает консультации, методическую и информационную (обеспечении необходимыми источниками информации) помощь.

3. Этап предварительного контроля:

- Обсуждение материалов и результатов в группах;
- Краткие выступления каждой из творческих групп по результатам самостоятельной работы;
- Коллективное обсуждение результатов, внесение уточнений и дополнений;
- Доработка (коррекция) результатов;
- Подготовка представления конечного результата.

4. Этап представления конечного результата проекта.

5. Этап применения результатов работы.

6. Этап коллективного обсуждения работы.Рефлексия.

Отдельно заметим, что использование проектного метода во внеклассной работе может стать основой работы ученического научного общества.

Экскурсии

Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Экскурсии могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий – дети являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Самодеятельная экскурсия готовится и проводится по нижеприводимому алгоритму:

подготовительный этап –
а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;
б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;
в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);
г) составление маршрута экскурсии;
д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной  точки.  Определение  мер безопасного продвижения конечной  точки.  Определение  мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;
ж) сбор  информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала

Решение организационных вопросов:

- издание приказа по школе о проведении экскурсии (определены сроки, маршрут, состав группы, руководители, на которых возложена ответственность за жизнь и здоровье детей);
- определение точного срока и времени проведения экскурсии;
- проведение инструктажа по технике безопасности с учащимися
материальное оснащение экскурсантов (блокноты, ручки, фотоаппарат, форма одежды, перекус, др.);
- информирование учащихся  о путях подъезда к начальной точке,  протяженности и продолжительности экскурсии, порядке ее проведения, выезде от конечной точки до школы;
- определение готовности учебных групп, экскурсоводов к проведению экскурсии;

Этап проведения экскурсии

а) Сбор у школы. Напомнить меры безопасности, маршрут подъезда к начальной точке. Переезд;
б) напомнить цели и задачи экскурсии; содержание учебных заданий;
в) движение по экскурсионному маршруту,  работа экскурсоводов по своему объекту;  выполнение учебных заданий остальными учащимися;
г) краткое подведение итогов экскурсии;
д) выезд от конечной точки маршрута до школы.

Заключительный этап

а) подробный анализ экскурсии (анализ подготовки каждой учебной группы, достижение целей, работа экскурсоводов, выполнение учебных заданий учащимися);
б) обработка материалов, собранных на экскурсии и их оформление;
г) контроль уровня усвоения материала. Рефлексия.

По итогам работы составляется паспорт экскурсии, оформляемый по схеме:

Титульный лист, на котором указывается: тема (название) экскурсии, автор разработки.

Общая характеристика экскурсии: Назначение, Класс, возраст участников.

Маршрут (основные пункты): протяженность, продолжительность экскурсии.

Цели и задачи данной экскурсии: Способы, маршрут, время  подъезда к начальной точке и выезда с конечной точки экскурсионного маршрута; Схема экскурсионного маршрута с указанием на ней: маршрута экскурсии, мест остановок, экскурсионных объектов, запасных вариантов выезда.


Краткая характеристика экскурсионных объектов, иллюстрации

Рекомендуемая литература

Рекомендации  по обеспечению безопасности на экскурсионном маршруте.

Задания для участников экскурсии.

Театрализованные представления

Данная форма внеклассной работы имеет цель развития личностных качеств учащихся, интереса к предмету. Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие дела, проводимые по методике И.П. Иванова. Суть её сводится к следующему: группам учащихся предлагается за достаточно короткое время (515 минут) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время учащиеся должны выбрать существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого, каждая группа показывает (34 минуты) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение  рефлексия. (Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках).

При наличии в школе педагогатеатрала возможна организация систематической постановки театрализованных представлений по краеведческой тематике.

Общественнополезная деятельность

Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу.

Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.

Системные  формы  работы

Факультативные занятия

Занятия краеведческих факультативов проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету, при этом разрешается посещение отдельных занятий всеми желающими.  Цель факультативных курсов  – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории или современности региона.  Содержание факультативного курса должно выходить за рамки учебной программы по краеведению и представлять собой логически связанную систему краеведческих знаний.  Учитель может проводить факультативные курсы: "Мой край … века", "Экология нашего края",  "Моя малая родина...", "Современные проблемы нашего края", и др.

Краеведческие объединения учащихся

 Данная  форма внеклассной работы осуществляются учителями или педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой учащихся, объединенных в краеведческое (туристскокраеведческое, музейное, экскурсионное) объединение.   Организация деятельности краеведческих объединений разработана нами.

Музейные краеведческие объединения

Если "взрослые" музеи выполняют две функции: средства самообразования и повышения культурного уровня; коллектора культурных ценностей общества, то музеи образовательных учреждений отодвигают эти функции на второй план, ибо имеют специфические, присущие образовательному учреждению цели.

Цели музея образовательного учреждения:

- создание условий для развития личности в процессе коллективной творческой деятельности средствами музейной педагогики (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня),
- создание и развитие краеведческой экспозиции, как средства обеспечения УВП образовательного учреждения.

Задачи музея образовательного учреждения:

- способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения и музейной педагогики;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся, отвечающих их индивидуальным потребностям;
- формировать потребность в исследовательской экспериментальной деятельности в выбранном учащимися направлении;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественнополезной деятельности и общения;
- способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; реального патриотизма;
- способствовать осознанному выбору профессии;
- формировать общеучебные навыки;
- способствовать расширению, углублению и систематизации знаний;
- способствовать укреплению семьи;
- способствовать накоплению и сохранению предметов материальной и духовной культуры своего края;
- способствовать решению образовательных и воспитательных задач образовательного учреждения;
- формировать систему наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания школьных предметов;
- создать полную картину особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края.

Особенностями краеведческого музея образовательного учреждения являются:

- акцентуация на решение воспитательных задач образовательного учреждения,
- вовлечение в общественнополезную коллективную деятельность детей, учителей, родителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей,
- возможность использования фондов музея в преподавании всех учебных предметов,
- комплексность содержания, объединение в себе содержания всех типов музеев.

Краеведческий музей должен отражать особенности природы, истории и культуры родного края, объединяя в себе содержание исторического (военноисторического, археологического, этнографического, истории школы), естественнонаучного, литературного, художественного и др. музеев, объединенных территорией родного края.

Возможен самый широкий спектр направлений и форм организации деятельности:

– сбор, систематизация, хранение и демонстрация краеведческой информации  по разделам: история и культура края, мемориальные события, природа, хозяйство, экология, население, судьбы людей, современность, моя малая родина;
– установление связей с музеями (образовательных учреждений и  муниципальными), общественными, государственными организациями (библиотеками, архивами, институтами), органами власти;
– просветительская (образовательная) деятельность.

Все это создает реальные предпосылки для построения учебновоспитательного процесса всего образовательного учреждения на основе краеведческого музея.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

 


Ривкин Евгений Юрьевич
Зав. лабораторией краеведенияметодического центра Северного округа г. Москвы,
канд. пед наук. Лауреат премии Мэрии Москвы.

Портал Слово
 


Вернуться назад