Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Сохранение исторической памяти средствами школьного музея

Сохранение исторической памяти средствами школьного музея


21.12.2016.
В.В. Шадрина, ( музея «Памяти жертв политических репрессий» в школе №94 г. Новосибирска )

Сохранение исторической памяти средствами школьного музеяВ 2004 году в школе № 94 был создан «Музей памяти жертв политических репрессий». Чем объяснить выбор такого, прямо скажем, необычного для школьного музея направления поисковой работы? В начале 90-х годов «на волне» гласности и перестройки в обществе резко возрос интерес к периоду сталинских политических репрессий. Активно начали создаваться общественные и правозащитные организации. Средства массовой информации публиковали разоблачительные и сенсационные материалы об этом периоде истории нашей страны. Все это волновало людей горячо и искренне. Однако сейчас наблюдается совсем иная картина. Все чаще наблюдается стремление преуменьшить число жертв террора. Популярными становятся рассуждения, оправдывающие массовые репрессии объективной необходимостью и целесообразностью. Нередки и ностальгические сожаления о «сильной руке». Но еще живы тысячи людей, для которых ад сталинских лагерей и ссылок не страницы остросюжетного исторического романа. Настоящая работа для ребят началась со знакомства с материалами о политических репрессиях в СССР. Даже для многих старшеклассников эти страницы истории России оказались совершенно неизвестными. Подбирая материалы для стендов, знакомясь с биографиями известных военачальников, артистов, ученых школьники с огромным удивлением узнавали о том, что они подвергались репрессиям, отбывали сроки в сталинских лагерях. Ребята с волнением слушали выступления пожилых людей, записывали их воспоминания. Для многих было потрясением узнавать, что время репрессий коснулось и их собственных семей. Ребята говорят, что, рассказывая дома о своей поисковой работе в школьном музее, они нередко встречаются с совсем иной оценкой событий. Трудно преломить сложившиеся представления о «врагах народа», о политике советского государства в этом вопросе, которые сформировались у старшего поколения.

Повторюсь – тема нашего первого музея «Памяти жертв политических репрессий» очень необычна для школы. Она, – эта тема, требует особого отношения, восприятия. Тематика репрессий очень болезненна для многих поколений. Есть множество людей, семьи которых лично коснулись репрессии со стороны власти, есть яростные противники, утверждающие, что проблема надумана и ложна. Говорить об этом очень сложно, а объяснять это ученикам еще сложнее. Но мы были поставлены в определенные тематические рамки самим фактом создания подобного музея. Поэтому первые экспонаты, исследовательские работы, первые контакты появились именно в связи с необходимостью изучить эпоху сталинских репрессий, найти свидетелей и единомышленников. Мы погрузились в эту работу достаточно глубоко. Теперь мы имеет некоторое право судить об этих событиях и необходимости сохранения памяти об этом времени.

Семь лет тому назад состоялась первая экскурсия к Святому источнику в поселке Ложок под Искитимом. Она была организована для сбора материалов музея «Памяти жертв политических репрессий». Впечатлением об увиденном участники первой поездки делились со школьниками. Многие из этих ребят пришли потом к нам в музей как добровольные помощники, настолько их поразила история Искитимского лагеря. Пришли с желанием понять и узнать о судьбах тех, кого называли «врагами народа». Тогда мы даже представить не могли, что ежегодное посещение этого места станет школьной традицией. Ребята ждут этих поездок, записываются на них заранее. И не отказываются от посещения Святого источника в любую погоду.
Когда-то, в марте 2007 года, от директора Томского музея «Следственная тюрьма НКВД» Ханевича Василия Антоновича пришло приглашение на научную историко-краеведческую конференцию «Шатиловские чтения – 2007». Побывав там, мы впервые познакомились с опытом томских коллег по организации подобного мероприятия. И у нас родилась смелая идея организации чего-то подобного на базе школы № 94 для учащихся. Форма его проведения определилась не сразу, но мы пришли к выводу, что это должен быть Слет музейных активистов.

Когда в 2009 году мы организовали свой I региональный Слет, он прошел под темой сохранения памяти о времени сталинских репрессий. Те, кто побывал участником или гостем помнят, что на нем присутствовало больше взрослых, чем учеников. Это вполне объяснимо – тема эта, как уже упоминалась, достаточно сложная. Но тогда мы получили бесценный опыт организации подобных мероприятий. Мы рассылали приглашения на Слет практически «вслепую», не зная, кто отзовется, будет ли интересна и востребована предложенная тема. На тот момент у нас были только контакты с Томскими коллегами. Но все оказалось даже лучше, чем ожидалось. Откликнулись не только новосибирские школы, приехали люди, с которыми впоследствии нас будет связывать крепкая дружба: участники проекта «Прощение и память» из села Каргасок, члены общества «Хронос» из города Тайга, сотрудники Томского краеведческого музея, приславшие материалы и приветствие к Слету. Искитимская школа № 5, новосибирские коллеги, решившиеся рассказать о судьбе своих репрессированных родственников, новосибирский поэт Новосельцев Виктор Никитович. Уроженец томской земли – он не понаслышке знаком со временем репрессий.

Налаженные контакты очень расширили наши планы и возможности. В марте 2010 года по приглашению коллег мы побывали в школе №34 г. Тайга и приняли участие в научно-практической конференции «Забвению не подлежит». Ребята делились опытом, накопленными материалами, горячо и искренне обсуждали проблему сохранения памяти средствами школьных музеев.

Войдя во вкус – отправились на Алтай в Сростки. Заинтересовавшись судьбой В.М. Шукшина, ребята узнали, что был репрессирован его отец. Они собрали об этом материалы по воспоминаниям самого Шукшина и его родственников. Теперь в нашем музее есть экспозиция, посвященная этим событиям.

Однажды нам стало известно, что в селе Довольное, или около него, существует захоронение зверски убитых священников. И было решено с членами актива музея съездить в Довольное и узнать все на месте. С нами в эту поездку (которая состоялась в июне 2011 г.) отправился и отец Сергий, представитель Паломнического центра собора во имя благоверного князя Александра Невского.

В Довольном с нами встретился отец Андрей и рассказал историю перезахоронения праха 18 убиенных священников в деревне Волчанка, в 30 километрах от Довольного. Мы побывали у памятного креста на месте перезахоронения, расположенного в центральном сквере села Довольное. Затем была проведена экскурсия в краеведческий музей села, где продолжился разговор о судьбах села, района, страны…

Так что когда встал вопрос об организации II Слета Активов школьных музеев, конечно же, было уже не так страшно. Тематика II Слета – история родного края. В рамках работы Слета на первом месте был рассказ о значении и роли музея в воспитательной и общественной жизни школы, интересных находках в плане организации мероприятий, налаживания связей с общественными организациями, необычных приемах и методах музейной работы. Незабываемое впечатление на участников Слета оказало выступление общества «Хронос» города Тайга (друзья не могли не откликнуться на наше приглашение). Мини-спектакль тайгинцев, поставленный по мотивам произведений Солженицына, заставил зал буквально замереть.

28 октября 2013 года состоялся уже III Слет активов школьных музеев. Девиз нашего Слета неизменен: «Сохраним память». Вновь на базе музейного комплекса собрались друзья и единомышленники, заинтересованные в сохранении правды о событиях сталинского периода в жизни страны. Активисты музея школы № 94 подготовили материалы по «Делу о коченевских крестьянах-повстанцах» и материалы о репрессированных деятелях культуры и искусства СССР. На Слет приехали члены историко-патриотического общества «Хронос» музея «Реабилитация» школы № 34 г. Тайга. 
 
Ребята рассказали о своем музее, о задаче, которую они ставят перед собой: рассказывать всю правду, пусть жестокую и неприглядную об эпохе политических репрессий, о судьбах и чувствах людей, переживших это время. Мини-спектакль, поставленный по воспоминаниям узников лагерей, детским письмам и рассказам, фрагментам из произведений Солженицына, произвел неизгладимое впечатление на участников Слета. О трагических страницах биографий основателей нашего города – Будагова Г.М. и первого городского головы Новониколаевска В.И. Жернакова, собрали сведения ученики гимназии № 17 Классической. С творческим отчетом об участии в международном проекте «Дискриминация. Не отводи взгляд» выступили школьники гимназии № 6 «Горностай». Активисты ученического Центра самоуправления «Патриот» музея школы № 50 подготовили выступление о репрессиях в Новосибирске «Такое страшное было время …». И, конечно же, состоялась традиционная уже поездка школьников на Святой источник в пос. Ложок.

Казалось бы – ну велики ли возможности школьного музея? Что нам удалось сделать особенного за 9 лет его существования? Пожалуй, самое главное наше достижение – это то, что за эти годы выросло целое поколение «музейных» школьников. Те старшеклассники, которые начинали организацию поисковой и общественной работы нашего музея уже закончили школу. Но они заложили традиции, которые бережно сохраняются ребятами из Совета музея до сих пор. Школьники всегда охотно принимают участие в проведении Недели памяти (приуроченной к 30 октября), продолжают переписку и общение с нашими иногородними друзьями и коллегами. Ежегодная поездка к Святому источнику – событие ожидаемое, на поездку записываются заранее. А для участия в работе Слетов ребята отбирали кандидатуры от нашего музея чуть ли не на «конкурсной основе» - так много было желающих.

Ребята полны планов – мы собираемся посетить Пермь и побывать в музее истории политических репрессий «Пермь-36». В Совете музея ученики обсуждают, какие новые формы работы мы предложим нашим гостям, ждут встречи со старыми друзьями и надеются на новые знакомства. И если эту творческую активность и ответственность за сохранение памяти удается поддерживать при помощи работы школьных музеев – значит, эту форму деятельности нужно активно развивать.


 


Вернуться назад