Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Программа этнографического исследования природопользования русских в Сибири

Программа этнографического исследования природопользования русских в Сибири


02.05.2017.
Этнографические исследования природопользования у различных народов обладают спецификой и основаны на непосредственном наблюдении, опросах, углубленных интервью представителей экспертной группы, музейных и письменных источниках. Впервые представлены авторские разработки комплексной программы этнографического исследования природопользования русских в Сибири. Темами выбраны географическая характеристика местности, характеристика угодий хозяйственного назначения, меры защиты природы, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности. Cущественное значение придается мировоззренческим проблемам. Выделяются подтемы, касающиеся земледельческих территорий, охотничьих и рыболовных угодий, углежжения, смолокурения, добычи серы и масла из хвойных пород деревьев, а также мест для выпаса скота, пчеловодства, охоты, собирательства, заготовки сена, леса, дров, строительных материалов, бересты.

Исследования природопользования народов имеют этнографически специфический аспект, основанный на непосредственном наблюдении, опросах, углубленных интервью представителей экспертной группы, музейных и письменных источниках. Наряду с материальной стороной вопроса существенное значение придается мировоззренческим проблемам. Программы позволяют получать материалы, необходимые для моделирования этноэкологической ситуации того или иного региона, проводить синхронные и диахронные сравнения историко-культурных областей. В данной статье впервые представлены авторские разработки комплексной программы этнографического исследования природопользования русских в Сибири.

Темами программы выбраны географическая характеристика местности, характеристика угодий хозяйственного назначения, меры защиты природы, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности.

Для географической характеристики местности требуется выявить ее географическую зону, климат, почвы, ландшафт, наличие водоемов, леса, болот, гор, пещер и прочих географических объектов. Необходимо указать лесные, водные ресурсы, полезные ископаемые, а также особенности растительного и животного мира. Показать, какие существуют занятия населения, например земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, собирательство, строительство, производство орудий труда и утвари, основные направления хозяйства и источники доходов населения, а также побочные занятия мужчин и женщин. Указать период существования промыслового хозяйства. Мировоззренческие аспекты будут касаться определения месторасположения и характеристик священных мест и природных объектов (родников, рощ, камней и пр.).

В разработке раздела, посвященного угодьям хозяйственного назначения, выделяются поселения, расположенные в различных зонах: в небла - гоприятной для земледелия зоне, в лесной зоне, пригодной для ведения сельского хозяйства, в лесостепной и степной зонах. Рассматриваются вопросы соотношения угодий в лесных массивах и на открытых пространствах, разработки новых участков, пригодных для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты. Выясняются их названия на местном или каком-либо другом языке, бытующие в данной местности, дается объяснение названия. Существенное значение имеет определение пригодности лесного участка для скотоводства, рыболовства, охоты, а также последовательность действий при поиске, выборе участка, его пометке, выделении среди других. Указываются участники работ: члены семьи, соседи, общество, соседние деревни, отмечаются половозрастной состав работавших и распределение труда между участниками. Уточняются вопросы применения наемной силы, орудий труда для разработки угодьев, владения участком после разработки, опыта возделывания пашни. При учете обрядовой сферы рассматриваются проблемы определения пригодности лесного участка для земледельческих работ, последовательности действий при поиске, выборе участка, его пометке, выделении среди других, времени расчистки. Указываются виды культур, высевавшихся в первый и последующий годы, а также причины такой агротехники, в том числе и их символическая роль. Необходимо показать отличия последующей эксплуатации лесных или целинных участков от старопахотных полей. Собрать материалы об аренде земель (кто, сколько семей, у кого, на каких условиях, как использовали).

Отдельные разделы могут быть посвящены следующим вопросам:

1. Расположение угодий (компактно или разбросанно, вблизи селения или в отдалении, на каком расстоянии). Разделение угодьев на ближние, средние, дальние. Виды угодьев (пашни, сенокосы, выпасы, промысловые), их местные названия. Причины возникновения отдаленных угодьев, Причины чересполосицы, длиннополосности, мелкополосности.

2. Раздел и передел угодий (причины, правила, частота). Переделка ближних и дальних полей (причины, правила, частота). Раздел сенокосов и выгонов. Условия пользования сенокосов и выгонов. Форма пользования угодьями (личная, усадебная, общинная, пр.).

3. Участки, находившиеся в потомственном пользовании, в пользовании всех жителей селения, административной еденицы. Заготовка даров природы для личного пользования или на продажу. Производство заготовок сообща или каждой семьей в отдельности; регулирование обществом сроков и размеров заготовок, их распределение.

4. Меры защиты природы. Мнение жителей о необходимости охраны и сохранении местных природных богатств.

Значительной частью программы является использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности, причем выделяются подтемы, касающиеся земледельческих территорий, охотничьих и рыболовных угодий, углежжения, смолокурения, добычи серы и масла из хвойных пород деревьев, а также мест для выпаса скота, пчеловодства, охоты, собирательства, заготовки сена, леса, дров, строительных материалов, бересты.

Например, подтему, посвященную земледельческим территориям, можно разбить на следующие проблемы. Определение земледельческих угодий (кем, когда, как), их названия на местном или каком-либо другом языке, бытующие в данной местности. Объяснение их названий. Где, на каком расстоянии от поселения расположены обрабатываемые поля и почему. Характеристика полей (площадь, расположение в низине, вдоль реки, на кромке или в глубине леса и почему). Размеры надела. Название надела. Межевые знаки, названия, устройство, расположение. Земледельческие культуры. Время проведения земледельческих работ для различных культур. Агротехника для различных культур (подготовка земли, вспашка, прополка, сбор урожая и пр.). Кто вел земледельческие работы (сами, нанимали со стороны, работали для родственников, на всю деревню, «по помощи» и при каких условиях). Количество людей, участвующих в обработке полей (их родственный, половозрастной состав). Условия участия детей, женщин. Руководитель работами (кто и почему). Затраты времени для земледельческих работ. Инструменты для работы и транспортировки. Способ и место хранения урожая и семян. Просушка зерновых. Увязка снопов, виды суслонов, копен. Просушка хлеба в овинах, ригах. Молотьба зерновых. Способы молотьбы. Провеивание зерна и способы его хранения. Запреты при проведении земледельческих работ. Приметы, связанные с земледелием. Дороги к местам обработки полей (постоянные, временные, зимники). Их устройство (конструкция, кто, как, когда их строил). Устройство летнего стана (коновязь, амбар для инструмента, пр.). Жилища на летнем стане (шалаши, полуземлянки, землянки, срубные дома, их конструкции, материал, убранство, срок службы). Сохранение знаний, связанных с земледелием (в семье, в деревне). Передача знаний наследникам (по достижении определенного возраста последними, перед смертью и т.д.). Если знания не были секретом, то как они передавались и на каких условиях (обмен опытом, дружеская рекомендация и т.д.). Местные малые формы фольклора, обряды и ритуалы, связанные с земледелием.

Подтема «Углежжение, смолокурение, добыча серы и масла из хвойных пород деревьев» включает ряд проблем. Это названия на местном или каком-либо другом языке, бытующие в данной местности. Объяснение названий. Где, на каком расстоянии от поселения расположены места промысла и почему. Характеристика мест углежжения, смолокурения, добычи серы и масла из хвойных. Выбор деревьев (правила, приметы). Кто занимается углежжением, смолокурением, добычей серы и масла из хвойных. Количество людей, участвующих в работах (их родственный, половозрастной состав). Условия участия детей, женщин. Руководитель работами (кто и почему). Сроки и затраты времени на углежжение, смолокурение, добычу серы и масла из хвойных. Способ и место хранения продукции. Приметы, связанные с данным занятием. Дороги к местам промысла (постоянные, временные). Их устройство (конструкция, кто, как, когда их строил). Жилища в местах проведения работ. Их виды и типы (шалаши, полуземлянки, землянки, срубные дома). Конструкции, материал, убранство, срок службы построек. Сохранение знаний, связанных с углежжением, смолокуренинем, добычей серы и масла (в семье, в деревне). Передача знаний наследникам. Если знания не были секретом, то как они передавались и на каких условиях (обмен опытом, дружеская рекомендация и т.д.). Местные малые формы фольклора, обряды и ритуалы, связанные с углежжением, смолокурением, добычей серы и масла.

Подтема, посвященная водоемам и рыболовным угодьям, содержит вопросы, касающиеся названий рек, ручьев, спусков с высокого берега, болот, озер, прудов, стариц рек, окружающих поселение на местном или каком-либо другом языке, бытующие в данной местности. Объяснение их названий. Знаки, отмечающие мели, броды на местном или каком-либо другом языке. Объяснение их названий. Зачем, кто и как их делал. Способы очистки рек и озер. Зачем, кто и как их применял. Способы понижения и повышения уровня воды. Зачем, кто и как их применял. Укрепление берегов рек, озер, оврагов. Конструкция. Источники водоснабжения. Места забора питьевой воды. Естественные (река, озеро, ручей, ключ) и искусственные (колодцы, водонапорные башни, колонки, водопровод) источники. Их поиск и расположение. Время появления искусственных источников воды. Качество воды. Охрана, очищение источников питьевой воды. Уход за ними. Использование естественных источников (для получения питьевой воды, для технических нужд или для забора воды не используются). Традиционные колодцы различных типов. Местные названия. Конструкции, принцип действия. Местные малые формы фольклора, обряды и ритуалы, связанные с водоемами и искусственными источниками воды.

Приведенные примеры показывают лишь часть разработанной программы. По всем темам и подтемам можно создавать вопросники, адаптируя к своим исследовательским интересам, проводить синхронные и диахронные сравнительные исследования природопользования различных групп русских в Сибири.
 

А.Ю. Майничева

Институт археологии и этнографии СО РАН
Публикуется по сборнику
"Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий Т. XXII (2016)


 


Вернуться назад