Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Человеческая драма эпохи гонений

Человеческая драма эпохи гонений


25.05.2017.
Гонения на Русскую Церковь, 100 лет с начала которых исполняется в этом году, поставили перед многими – как иерархами и священниками, так и паствой – тяжелейший выбор: пойти по пути страданий, заключения, смерти во имя Христа и его Церкви или сломаться, предать свою веру перед всеми, заделаться ярым безбожником. Бывало и такие неоднозначные истории, когда священник не отрекался от Бога, но переставал служить в храме, становясь «как все», отказываясь от своего пастырского призвания, порой даже покидая семью, дабы не навлечь на родных преследования. Об одной из таких человеческих трагедий узнал однажды иерей Михаил Неверов.

Однажды зимой, во время освящения квартир в поселке Атласово на Камчатке, я оказался в доме у одной женщины. Неспешно прочитал молитвы, окропил ее комнаты святой водой и после краткой беседы совсем уж было собрался уходить, как вдруг услышал вопрос: «А Вы не слышали ничего о Николае Степановиче Каргопольцеве, священнике поселка Толбачик? Он служил здесь в 20-х годах XX века». В тот момент я развел руками, но впоследствии весьма заинтересовался судьбой этого человека, служившего примерно в тех же местах, что и я.

Человеческая драма эпохи гоненийЖенщина, задавшая мне этот вопрос, оказалась родной дочкой отца Николая. Зовут ее Светлана. К сожалению, из ее рассказов я мало что узнал об этом человеке. Стал наводить справки, общаться со старожилами. Еще одна дочка священника Галина, проживающая в Мильково, тоже призналась, что практически ничего не знает о своем отце. Сведения, которые мне удалось собрать, были довольно скудными. Я  почти  примирился с этим, как вдруг мне передали от Светланы адрес еще одной дочки Каргопольцева – Анны, проживающей в Елизово.

Анна-Николаевна-Каргопольцева-с-дочерью-и-внуком-701x1024.jpgЭто одна из старших дочерей, ей было 82 года. И, не смотря на то, что и сама Анна Николаевна многое не помнила и не знала, несмотря на три пожара, унесших драгоценнейшие сведения об отце-священнике, она сообщила мне многое из того, что другие дочери просто не знали. И вот, перед нами из небытия всплывает трагичная, неоднозначная, но реальная история жизни камчатского священника Николая Каргопольцева и его семьи.

Николай Степанович Каргопольцев родился в Чите в 1881 году. В сибирском поселке Кяхта окончил церковно-приходскую школу, а затем в Тобольске – духовную школу. Женившись на уроженке Улан-Удэ Анне Николаевне, после рукоположения был направлен на Камчатку в Палану. К этому времени у него уже было трое детей. Суровый камчатский климат и нелегкие условия жизни, вечная проблема, как прокормить быстро растущую семью, привели его к серьезной болезни. Из-за нее он стал проситься на другой, более благоустроенный приход. В 1912 году отец Николай со всей семьей переезжает в Ключи. Здесь он прожил, посещая окрестные деревни (Толбачик, Щапино и другие) до 1924 года.

Человеческая драма эпохи гоненийЗа годы жизни в Ключах его семейство заметно увеличилось, теперь у отца Николая было уже десять детей. Шведская путешественница Эстер Бленда Нордстрем, посещавшая поселок Ключи в начале 20-х годов, описала тамошнего священника (то, что это был отец Николай Каргопольцев, нет никаких сомнений).

Эстер, в частности, писала: «К нему обращались "батюшка". Его длинный повседневный кафтан (ряса – прим.), который путался в ногах, был вообще-то темно-зеленым от ветхости; длинные тонкие волосы прелестно завивались и были немного засалены на плечах.  Лицо, мягкое и приятное на вид, украшалось кудрявой светло-коричневой бородой и грустными голубыми глазами. В ежедневии в нем не было ничего от его служебного положения. Он так спешил выполнить всю возможную работу ради обеспечения средств к существованию, что у него не хватало времени без спешки ходить красивым и элегантным: кафтан его развевался при каждом шаге, так что лишь мелькали ступни и подметки. Он маршировал так, что волосы разлетались в стороны, как развевающийся флаг, а кафтан как бы взмахивал крыльями и летел, и всем, кому не лень, были видны его ужасно бедные латаные сандалии и рваные подметки… Но взгляните на него в церкви! Блестящий, в золоте и серебре, он благословлял приход, и когда, медленно размахивая кадилом, тихо обходил вокруг и кланялся перед всеми иконами и нагибался вперед, чтобы поцеловать их, тогда не видно было никаких подметок, волосы его были приглажены и блестящи на макушке, и плыли по плечам мягкими локонами. Когда он ступал вперед, а прихожане опускались на колени перед его властью и господством, пение подымалось и снижалось в невыразимой сладости. В лице его в самом деле было нечто от лика Христа, и когда он, как подходил соответствующий момент, молчаливо застывал перед алтарем, оборотясь к своей пастве, когда мягкие русские голоса сплетались один с другим в звонкой гармонии, тогда всех охватывало ощущение богослужения…», «…Ах, Батюшка, ты нам послан Богом!» В этот момент забывается, «что на следующий день ты снова будешь обычным смертным в изношенных одеждах и дырявых сапогах, несчастный бедный человек, странствующий в уличной грязи с мешками и рыболовной сетью на спине» («Деревня в тени вулкана», Петропавловск-Камчатский, 2000 г.).

Человеческая драма эпохи гоненийС 1924 года началась трагическая история жизни отца Николая. Со слов его дочери Анны, с 1924 году к ним в дом стали постоянно приходить сотрудники НКВД, угрожали батюшке, требовали от него отречься от Бога, пугали расстрелом и арестом семьи. Боясь, что его жена и дети будут подвергнуты репрессиям, священник решился на отчаянный поступок: он оставил свою семью и ушел в одну из глухих камчатских деревень, а несколько позже переехал в поселок  Толбачик, где устроился работать учителем. Его жена, матушка Анна, осталась одна с десятью детьми. Некоторое время ее вызывали на допросы, запугивали, однако потом оставили в покое. Чего не скажешь о ее детях – нет, их не репрессировали, не арестовали, но язвительные шутки, насмешки преследовали их долго.

Они навсегда остались «поповскими детками». Местная ребятня, пионеры и комсомольцы, с презрением отзывались о них, отказывались принимать в свой круг. Не давали им даже учиться. Однако до конца жизни они оставались и остаются верующими людьми.

На могиле отца НиколаяЖивя в поселке Толбачик, отец Николай присылал жене письма и небольшую материальную помощь. Но годы шли, а известий о нем становилось все меньше и меньше. Находясь в исключительно безбожной среде, где за каждым подсматривали и подслушивали, отец Николай перестал служить и со временем стал все больше походить на  обычного советского гражданина.

В 1936 году Николай Степанович уехал на материк – оставаться дальше на Камчатке было опасно. Незадолго до этого (в 1931 году) был расстрелян отец Павел Ворошилов – мильковский священник, и сосланы в лагеря два его сына вместе с семьями.

На материке Николай Степанович оставался до 1963 года. Работал бухгалтером. В 1963 году он вернулся на Камчатку, поселился в поселке Лазо, где и прожил до самой смерти, до 1967 года. Многие лазовские старожилы помнят его неспешную прихрамывающую походку и худощавую сгорбленную фигуру.

Публикация сайта Петропавловской и Камчатской епархии
 по материалам статьи иерея Михаила Неверова 
«Драма человеческой жизни»

Приходы.Ru
 


Вернуться назад