Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Свет веры

Свет веры


09.11.2017.
С возрождением православной веры возвращаются в нашу жизнь и, некогда забытые, праздники и даты. День Крещения Руси традиционно отмечался в царской России 28 июля. Позже большевистская власть постаралась об этом празднике забыть. И лишь 1988 году, компартия все-таки разрешила отметить 1000-летний юбилей великого события. За прошедшие годы день памяти Святого равноапостольного Великого князя Владимира и каждая годовщина со дня Крещения Руси – становится символом верности духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки.

Прославилась и алтайская земля святыми подвижниками православной веры, передававшими глубокое богословское наследие Древней Руси русским переселенцам и коренным жителям Сибири. Газета «Аргументы и Факты на Алтае» начинает проект «Храмы Алтая», в рамках которого мы будем рассказывать об истории разрушенных, восстановленных и вновь построенных храмов, церквей и часовен нашего края. Мы расскажем вам о благотворителях и простых людях, чьими усилиями возвращается на алтайскую землю свет веры наших отцов.

Крепостью веры

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви появились здесь в первой половине XVIII века – во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм – Петро-Павловский собор – был построен в Барнауле в 1774 году.

Центром Алтайской духовной миссии стал город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский) за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.

И в последующие годы Алтайской духовной миссией руководили видные подвижники, их помощниками и деятельнейшими сотрудниками становились известные миссионеры. К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске.

В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек.

Монастырь имел 3 церкви (в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские. Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) во второй половине XIX века было создано Бийское катехизаторское училище и открыто Барнаульское духовное училище.

Возрождение

Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены. Большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты. Многие из них были разорены и уничтожены. От более чем 450 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске. Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века.

По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли. Были восстановлены в памяти и явились людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян.

СПРАВКА:

В Барнауле до 1917 года действовало 17 православных храмов. В 20-30-е годы XX века все они были закрыты, часть разрушена и обезображена.

Полностью были разрушены:

- Петропавловский собор (1774 г.)

- Одигитриевская церковь (1815 г.)

- Иоанно-Предтеченская церковь, кладбищенская, приписная к Петро-Павловскому собору (1857 г.)

- Свято-Троицкая церковь, приписная к Знаменской церкви (1912 г.) Эти храмы на сегодняшний день не восстановлены.

Восстановлены:

- Покровский собор.

- Никольская церковь

 - Знаменская церковь;

- Дмитриевская церковь (восстанавливается);

По Алтайскому округу к 1917 году насчитывалось 480 церквей, 47 молитвенных домов, 30 часовен и 8 походных церквей (данные ученых-историков АлтГУ).

Святые

Незабвенный

Архимандрит Макарий положил твердое основание святой и животворной веры на Алтае Преподобный Макарий, архимандрит (1792 — 1847 гг.) — основатель Алтайской Духовной Миссии. Обучался в Вяземском духовном училище и Смоленской Духовной Семинарии. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. Через три года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря.

В конце 1825 года переселился в Глинскую пустынь. 5 июля 1829 года выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова). Отправляясь в далекий Алтай, основатель Миссии отказался от материального вознаграждения за свои миссионерские труды. Единственным стабильным источником дохода была его магистерская стипендия в 350 руб. в год, но скудость средств не стала препятствием для проповеди Евангелия. В 1830 году, 7 сентября, отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания Миссии.

За четырнадцать лет пребывания архимандрита Макария в должности начальника Миссии было основано три миссионерских стана: в Майме (1831г.), Улале (1834г.) и Мыюте (1839г.). В 1838г. «новокрещеные инородцы и другие православные христиане, живущие в Улалинском селении построили настоящую церковь». Наибольшие пожертвования на ее строительство внесли купец третьей гильдии Андрей Михайлович Шустин (334 руб. 92 коп.) и «инородец» Карп Еремеевич Парасев (323 руб. 55 коп). Первая православная церковь Горного Алтая была освящена в честь Всемилостивого Спаса.

Отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и столько же их детей. Новокрещеные христиане на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике – «Незабвенном», как называли его. Преподобный Макарий скончался в 1847 году в Болховском монастыре. Был похоронен в монастырском соборном храме по правую сторону алтаря. На месте его погребения были устроены два придела - Воскресения Христова и Воскресения Праведного Лазаря.

Апостол Алтая

Святитель Макарий стал автором первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г. — 16 февраля 1926 г.). Сын бедного причетника Владимирской епархии. Окончил Тобольскую Духовную Семинарию. В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. Скромный подвижник Макарий обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы.

В 1867-1868 гг. находился в Санкт-Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке. Макарий Невский отличался строгой аскетической жизнью и был подражателем подвигов основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного архимандрита Макария Глухарева. Трудился Святитель в Алтайской Духовной Миссии 36 лет (1855 – 1891 гг.), а затем до самой кончины был ее попечителем и духовным руководителем.

Святитель Макарий заслужил среди современников именования "апостола Алтая” и "патриарха алтайских миссионеров”. Он был замечательным проповедником, крупным духовным писателем и переводчиком. В 1917 году Макарий Невский решением Временного правительства был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. Святителю Макарию в 1920 году, по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе причислен к лику святых.

altai.aif.ru
 


Вернуться назад