Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Рачковский П.Ю. История строительства сельских православных церквей в Томской области во второй половине XIX – начале XX веков

Рачковский П.Ю. История строительства сельских православных церквей в Томской области во второй половине XIX – начале XX веков


21.11.2017.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Опубликовано  в кн: Хозяйственное и  культурное развитие Урала и Сибири в XIX - начале XXI века. Вып. 4: Сборник научных трудов. Томск: Изд-во Томского государственного  архитектурно-строительного факультета, 2012. С. 216-222.


Сельские храмы, являющиеся одной из самых ярких страниц истории отечественной архитектуры, до недавнего времени можно было назвать забытым наследием, чему, в первую очередь, способствовала официальная идеология советского государства. В настоящее время появилась возможность объективно оценить результаты храмостроительства на томской земле, выявить особенности местных храмов.

Возросший интерес к данной теме объясняется возрождением традиций православия, реставрацией сохранившихся и строительством новых церквей, открытием музеев (2008 год - Церковно-исторический музей при Томской семинарии, 2009 год - Зырянский краеведческий музей), обновлением существующих музейных экспозиций (г. Северск, г. Асино, с. Подгорное,  с. Парабель). В качестве примера можно привести Шегарский краеведческий музей, в котором в 2009 году появился новый раздел экспозиции, посвящённый церкви во имя Божией Матери Одигитрии, построенной в селе Богородском в 1801 году. Здесь представлены ранее неизвестные фотографии храма 1930-х гг., фрагменты иконостаса, камни и кирпичи, оставшиеся от церкви. Полное представление о храме даёт макет, специально изготовленный для музея в Томском государственном архитектурно-строительном университете.

Среди современных исследователей, посвятивших свои работы вопросу изучения истории строительства сельских храмов на территории Томской области, необходимо назвать Т.В. Аминову, И.А. Евтихиеву, В.Г. Залесова, Л.Е. Устинова, М.В. и Н.П. Фаст, Я.А. Яковлева и др., [1]. Тем не менее, опубликованные материалы не достаточно полно освещают поднятую тематику. Часть упомянутых публикаций посвящена отдельным постройкам, а в других материалах ограничена территория исследования. Кроме того, в указанных работах недостаточно полно отражаются вопросы проектирования и строительства сельских храмов, их стилистические и архитектурно-конструктивные особенности.

Целью настоящей статьи является привлечение внимания читателей к истории строительства и бытования сельских православных церквей, отражение их трагической судьбы, получение новых наблюдений и обобщений для постановки и решения общих вопросов истории и эволюции культового зодчества Сибири.

Во второй половине XIX – начале XX веков в сёлах и деревнях на территории в современных границах Томской области было построено более 120 церквей, молитвенных домов и часовен [2]. Только четыре церкви из этого внушительного списка были каменными, две из которых в настоящее время расположены в черте города: во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла на спичечной фабрике Торгового дома «Евграф Кухтерин и
С-я» (1908) и во имя Святителя и Чудотворца Николая при Томской окружной психиатрической лечебнице (1908).

Объясняется это тем, что уже в 1802 году в Сибири в связи со значительными затратами и трудностями доставки материала было дозволено строить деревянные церкви. Двумя годами раньше, 24 декабря 1800 года, был принят указ, по которому было узаконено строительство только каменных церквей. Материалом, который позволил в короткие сроки и на большом пространстве осуществить реализацию большого количества проектов на постройку церквей, стало дерево, самый доступный и самый удобный для обработки строительный материал.

Две каменные церкви были освящены в 1859 году: во имя Преображения Господня в селе Молчановском и во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Ярском (последняя не сохранилась). Указанные церкви продолжили список каменных сельских храмов, начало которому в 1799 году положила церковь в селе Спасском. В начале XIX века были возведены церкви в сёлах Богородском (1801), Семилужном (1808) и Тогуре (1818).

Особое место в списке каменных храмов занимает церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1843 году С.И. Поповым на своей Басадайской загородной даче. Церковь была трёхпрестольная, в правом приделе был погребён прах братьев Феодота и Степана Ивановичей Поповых, Анны Алексеевны Поповой [3]. Исследователь томской архитектуры А.М. Прибыткова-Фролова, обследовавшая церковь летом 1927 года, указала, что церковь и её иконостас выполнены в ампирных формах [4].

Трёхпрестольными были и церкви в сёлах Богородском и Семилужном. Церковь в селе Тогуре имеет два престола: во имя Воскресения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Только Спасская церковь была построена с одним престолом.

Архитектурная стилистика церквей на протяжении XIX века менялась. Первые четыре каменные церкви, возведенные на рубеже XVIII-XIX веков в сёлах Спасском, Богородском, Семилужном и Тогуре, являются представителями стиля барокко.

Освящённые в один год церкви в сёлах Молчановском и Ярском выполнены в разной стилистике. Если первая построена в классицистическом стиле, то её ровесница в русско-византийском, тоновском стиле, который господствовал во второй половине XIX века на всей территории России.

Большинство деревянных церквей указанного временного периода строились в классицистическом и русском стилях. Высокий эстетический и функциональный уровень церковных построек в провинции обеспечивался применением образцовых проектов. В царствование императоров Николая I, Алексадра II, Николая II издавались Альбомы и Атласы проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые рассылались в епархии и строительные комиссии. Издания, предпринятые Департаментом сельского хозяйства, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий, Министерством государственного имущества, Святейшим Синодом (1853, 1855, 1857, 1899, 1911гг.), преследовали своей целью строительство недорогих храмов, а также упрощение согласования проектов – без доставки в Синод. Достаточно было указания епархиального начальства на то, какой из утверждённых образцовых проектов использовался для дальнейшей проработки местным архитектором. Особое место занимала Сибирь, для которой в связи с переселенческим процессом дополнительно разрабатывались упрощённые проекты церквей. По просьбе Комитета Сибирской железной дороги в 1905 году дирекцией Хозяйственного управления при Священном Синоде были доставлены примерные чертежи церквей, школ и причтовых домов в переселенческих посёлках Сибири [5].

Деревянные церкви в указанный временной период были в основном однопрестольными. Исключение составляют двухпрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и во имя Святого Андрея Христа ради юродивого в селе Тымском (1915) и трёхпрестольная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в селе Каргасокском (1867), где кроме главного престола имелись приделы во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Кроме того, в Колпашевском краеведческом музее сохранился проект на перестройку существующей деревянной церкви в селе Парабельском во имя Христа Спасителя, Николая Чудотворца и Илии Пророка. Трёхпрестольная церковь обветшала и в 1904 году её заменила однопрестольная церковь во имя Всемилостивейшего Спаса.

Обращает на себя внимание и большое разнообразие в названии сельских храмов. Среди четырёх десятков названий церквей, часовен и молитвенных домов, построенных в указанный временной период, самыми распространёнными были четыре: во имя Святителя и Чудотворца Николая, это имя было присвоено 25 культовым постройкам; по во имя Святой Живоначальной Троицы (11 церквей); во имя Святого Архистратига Божия Михаила (11 церквей) и во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла (9 церквей).

В начале XX века с приходом переселенцев появляются новые названия церквей: во имя Святого Митрофания Воронежского (с. Митрофановское, 1905; перес. пос. Рождественский, 1908), во имя Святого Мученика Дионисия (с. Громашевское, 1900).

Из сохранившихся церквей четыре находятся на государственной охране. Две каменные церкви, самая древняя на территории Томской области сельская церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя в селе Спасском и самая северная - во имя Вознесения Господня в селе Тогуре, имеют статус объекта культурного наследия федерального значения. Две деревянные церкви: во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла (1872) в селе Нагорный Иштан и во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1894) в селе Петухово имеют статус объекта культурного наследия регионального значения [6].

К сожалению, уже в наши дни подверглась разрушению церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Халдеево Томского района. Фотографии последних лет свидетельствуют о том, что здание церкви не находилось в аварийном состоянии. Как всегда, причиной очередного разрушения стали равнодушие и невежество потомков тех, кого здесь крестили, венчали и отпевали. Вдвойне обидно, что не осталось обмерных чертежей храма, который в 1891 году посетил цесаревич Николай Александрович, следовавший через село в направлении губернского центра. Сохранился проект на постройку церкви, который находится в Государственном архиве Томской области.

В 1995 и 1996 годах студенты-реставраторы Томского государственного архитектурно-строительного университета под руководством автора статьи по итогам обмерной практики разработали альбомы чертежей церквей в сёлах Нагорный Иштан и Петухово. В планах были и обмеры церкви в селе Халдеево, но на тот момент не был решён вопрос с транспортом, и в результате мы остались без чертежей.

Чёрный список разрушенных церквей пополнился 8 июля 2009 года, когда в результате поджога сгорела последняя сельская церковь с пятиглавым покрытием во имя Святой Живоначальной Троицы (1913) в селе Колбинке Молчановского района. Церковь также находилась под охраной государства в статусе объекта культурного наследия регионального значения.

Пятиглавные покрытия имели церкви в сёлах Колпашевском (1898), Елгай (1903), Парабель (1904) и др.

Целенаправленное разрушение памятников культовой архитектуры в советское время привело, в первую очередь, к уничтожению сельских церквей. На территории в современных границах Томского района их остались всего четыре, а в подавляющем большинстве районов области храмы были уничтожены полностью.

На фоне осквернения, разрушения и забвения сельских деревянных церквей светлым пятном выглядит церковь во имя Божией Матери Одигитрии, построенная в 1873 году в селе Зоркальцево. Здесь завершаются ремонтно-реставрационные работы, имеется постоянный приход, немалую часть которого составляют жители областного центра. Два года подряд в селе проходят областные конкурсы «Праздник топора», которые, в первую очередь, направлены не только на возрождение искусства плотников, но и древнего сибирского села.

Для сохранения оставшихся сельских храмов, иллюстрирующих российскую архитектурную теорию и практику, необходимо разработать план мероприятий по спасению церквей, в рамках областной Программы по сохранению памятников деревянного зодчества города Томска и Томской области. За прошедшие пять лет реализации программы финансирование выделялось только на городские объекты. Поэтому ждут своего часа все сохранившиеся церкви на территории области, в том числе мало кому известная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1902 году в древнейшем селе Алатаево, упоминаемом в архивах с 1632 года.

Остаётся надеяться и твёрдо верить на перелом в сознании хотя бы части современников в отношении к своему культурному наследию.

[1]
                        Аминова Т.В. Под родным кровом. Томск. 2009; Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начало XX веков. Томск. 2004; RachkovskyPavel. The rural churches oft he Tomsk district // CORUS 2003, Volume 4. – Ulsan, Republic of Korea. P.185-187; Устинов Л. Крестный путь. Томск. 2002; Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская хроника. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Водолей Publishers. Томск-Москва.2004; Яковлев Я.А. Тогур. Томск. 1993.

 [2]
                        Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская хроника. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Водолей Publishers. Томск-Москва.2004; Справочная книга Томской Епархии. Томск. 1914; Плотников А.Ф. Нарымский край. СПб. 1901.

[3]
                        Город Томск. Томск. 1912.

 [4]
                        Прибыткова-Фролова А.М. Памятники архитектуры XVIII и XX века в Томске. Труды Томского краевого музея. Том II, 1929г., стр. 31-40.

 [5]
                        Образцовые проекты церковных строений. Материалы альбомов XIX в. СПб. 2003.

[6]
                        Памятники истории и культуры г. Томска и Томской области, стоящие на государственной охране. Томск. 1998.

сибиряки.онлайн
 


Вернуться назад