Исаченко Александр Валерьевич, специалист Карасукского краеведческого музея Новосибирской области.
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Тема политических репрессий является
одной из самых обсуждаемых в современном российском обществе. Несколько
лет в Карасукском краеведческом музее проводятся исследования по данной
тематике. Сегодня мы представляем вашему вниманию некоторые результаты
проводимой работы. Вначале обратимся к общеизвестным фактам
отечественной истории.
В 1927 году на XV съезде ВКП (б) было
принято решение о коллективизации в СССР. Предполагалось организовать
процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные
хозяйства. Результатом сплошной коллективизации должен был стать
последующий быстрый индустриальный рост, который бы позволил преодолеть
отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав. И хотя цель
коллективизации 1928 – 1937 гг. была достигнута, и Советский Союз в
итоге превратился в индустриальную державу, – это потребовало
значительных жертв среди обычных советских граждан. Методы
коллективизации во многих местах оказались репрессивными. По стране
прокатилась волна так называемого «раскулачивания».
Спущенная на места коллективизация
зачастую проходила в соответствии с тем, как её видел тот или иной
местный чиновник – например, в Сибири крестьян массово «организовывали в
коммуны», нередко с насильственным переводом в колхоз всего имущества.
Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший
процент коллективизации и т. п. Широко применялись различные
репрессивные меры. Раскулачивание на местах производилось, в том числе
по доносам, лишались своих хозяйств и даже средств к существованию не
только те зажиточные крестьяне, которые пользовались наемным трудом, но и
во многих случаях самые обычные крестьяне – труженики, добывавшие хлеб
своими руками. А некоторые, таким образом, сводили на местах свои счёты и
обиды, имея личную выгоду на беде своих же односельчан.
Число жертв «раскулачивания» установить
достаточно сложно. Отдел центральной регистратуры ОГПУ в справке о
выселении кулаков с начала 1930 года по сентябрь 1931 года, определял
число «спецпереселенцев» в 517 тыс. семей, что составило более 2,4
миллионов человек.
Раскулачивание коснулось и Новосибирской
области, территория которой в те годы входила в состав Западно –
Сибирского края. Кулаков, большая часть из которых были простыми
крестьянами – тружениками выселяли вместе со своими семьями на
спецпоселения в Нарымский край (Томская область), Красноярский край и
другие северные районы СССР. Выселяли со стариками и маленькими детьми…
Не обошли стороной эти события и наш
Карасукский район, именовавшийся на тот момент Чернокурьинским районом
Славгородского округа, Сибирского края, а с 1930 года – Черно-Курьинским
районом Западно-Сибирского края (центр г. Новосибирск). Сотни крестьян,
со своими семьями были высланы из нашего района. Некоторые из них
просто бежали от репрессий…
Распространенной мерой по отношению к
репрессированным являлась также лишение целых категорий граждан
избирательных прав. Поражение в избирательных правах коснулось всех
граждан, признанных «кулаками», служителей церквей и религиозных
культов, монахов, бывших служащих полиции, умалишенных и лиц, осужденных
за некоторые социальные преступления. Права избирать и быть избранным
лишались не только главы семей, но и все члены семьи, достигшие
совершеннолетнего возраста. По результатам исследовательской работы в
архивной службе администрации Карасукского района, удалось установить
некоторые данные по репрессиям в нашей местности. Так, в 1930 году
лишенными избирательных прав значились 1448 человек. По сведениям на
июнь 1931 года «лишенцами» являлись 745 человек, из них было выслано –
267 чел., сбежали из района – 214 чел. Основная компания по лишению
избирательных прав граждан и высылке семей репрессированных проходила в
период 1930-1933 гг.
В числе репрессированных были
священники, псаломщики, активные прихожане и члены их семей. Во время
работы в архивах Новосибирска, Барнаула, Омска и Карасука удалось
установить судьбы некоторых священно-церковнослужителей, проживавших в
Карасукском районе и впоследствии репрессированных. Священника
Константина Салганского из с. Благодатного вместе с семьей в 1930 г.
выслали в Красноярский край. Сам он впоследствии был расстрелян по
необоснованному обвинению в г. Енисейске в 1937 г. Для государства он
был «врагом народа» и его дети ещё много лет считались «потомками врага
народа». Однако все из многочисленного семейства Салганских стали
достойными людьми в обществе. После утраты родителей дети священника
остались сиротами. Казалось бы они должны испытывать ненависть к
государству, лишившему их отца и потерять веру. Но именно в тяжелый
момент горечи и обиды сыграло очень важную роль родительское воспитание.
То нравственное воспитание, которое основано на Заповедях Христа, любви
к ближнему и своему Отечеству. Два сына священника защищали Родину в
годы Великой Отечественной войны. Сергей всегда был на передовом фронте
Красной Армии. Участвовал в боях под Харьковом, Сталинградом,
Смоленском, Вильнюсом и Кенигсбергом. Закончил войну на Дальнем Востоке,
получив боевые награды. Владимир с 1939 года находился на
действительной военной службе. В июле 1941 года был направлен в составе
своей части на фронт. Пропал без вести примерно в 1941-42 гг. под
Смоленском. Память о близких свято хранится в семье внучки о.
Константина Салганского – Татьяны Николаевны Айвазовской, проживающей в
Новосибирске. В городской современной квартире размещены фотографии,
личные вещи и документы, которые повествуют о трагических событиях давно
минувших лет…
Работая над темой репрессий мы не только
проводим исследования документов в архивах, но и постепенно выходим на
родственников репрессированных, встречаемся с ними.
Трагичной оказалась судьба служителей
Нестеровской церкви. Священника из Нестеровки Николая Синявского
арестовали в феврале 1930 г. и приговорили к 3 годам лишения свободы.
Спустя два месяца после ареста он скончался (19 апреля 1930 г.) в
тюремной больнице г. Славгорода. Псаломщик церкви – Митрофан Кравченко
был лишен избирательных прав и выслан с семьей на Васюганские болота.
Впоследствии там он скончался. Жена Евдокия Васильевна с детьми пережили
ссылку и вернулись обратно. Сын псаломщика – Данил Митрофанович с
самого начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт. В боях с
фашистами проявил мужество и героизм, был награжден орденами Славы всех
трёх степеней, предположительно погиб под Ленинградом в 1943 году.
В феврале 1930 г. в с. Зубково был
арестован священник Георгий Носов, которого «за контрреволюционную
деятельность» приговорили к высшей мере наказания. Расстрелян в Омске 7
февраля 1931 г. Священника с. Белого Феоктиста Тютюнника обвинили в
участии «в контрреволюционной антисоветской вредительской организации» и
приговорили к расстрелу в 1933 г. Псаломщик церкви Антон Синельник
также был репрессирован. И это ещё не окончательный список. Стоит
отметить, что все расстрелянные священнослужители были впоследствии
реабилитированы органами советской прокуратуры, начиная с 1956 г.
Не менее жестокой была волна репрессий
1937-1938 гг. Дела арестованных на территории Карасукского района
передавались на рассмотрение «троек» НКВД. Карасукский район входил
тогда в состав Алтайского края, ближайшая тюрьма находилась в г.
Славгороде. В неё свозили осужденных практически из всех близлежащих
районов. В тюрьме не только содержались заключенные, но и приводились в
исполнение расстрельные приговоры. Наряду с уголовниками, бывшими
участниками черных банд и белых карательных отрядов, расстреливались
главы семей крестьянских хозяйств, объявленных «кулаками». Всего за
период с ноября 1937 по ноябрь 1938 года, в Славгородской тюрьме было
расстреляно и умерли от болезней свыше 1500 человек. Карасукский
краеведческий музей располагает информацией в отношении 32 жителей
Карасукского и бывшего Андреевского районов, расстрелянных за этот
период в Славгороде. Также имеются материалы дел в отношении нескольких
священно-церковнослужителей.
Политические репрессии 1930-х годов –
трагическая страница в истории нашей страны. Репрессии негативно
отразились на советском обществе, страна потеряла несколько миллионов
человек, под «чистку» попали политические и военные кадры, работники
науки и культуры, люди различных профессий и национальностей. Историю
нужно не только помнить, но и извлекать из нее уроки, чтобы не повторять
ошибки прошлого. И не забывать, что самая главная ценность в людях –
это человечность, которой нам порой очень не хватает.
http://www.pravkarasuk.ru/?p=51397
Вернуться назад
|